19 мин.

#22 Александр Нилин: «У Яшина сложилась очень непростая жизненная коллизия»

P.S. Дорогие читатели, подписывайтесь на блог. Давайте развивать канал вместе!

Роковая история с обвинением в изнасиловании легенды московского «Торпедо» и сборной СССР Эдуарда Стрельцова перевернула судьбу не только самого прославленного спортсмена, но и всего советского футбола. Спустя более 60 лет после той трагедии правда о той майской ночи до сих пор не раскрыта, не давая покоя многочисленным исследователям биографии выдающегося нападающего. Имел ли место заговор в партийных верхах или же всему виной стал «характер бесхарактерный» выдающегося форварда, как остро подметила мама Эдуарда — Софья Фроловна?

Почему провалился в прокате одноименный фильм о легенде советского футбола, кто бы идеально подошел на главную роль в «Стрельцове», и в чем заключался уникальный спортивный гений выдающегося форварда «Торпедо»? Жизненные перипетии выдающихся современников Стрельцова — Льва Яшина, Алексея Хомича, Всеволода Боброва... Об этом и многом другом во второй части большого интервью автора нескольких книг о Стрельцове — советского, российского писателя и литературного критика Александра Нилина.

2-я часть интервью, в которой Александр Нилин рассказывает:

  • о негативных впечатлениях от фильма «Стрельцов»

  • почему актеру Александру Петрову не удалось передать самобытность форварда «Торпедо»

  • кого бы Нилин взял на главную роль в фильме «Стрельцов», будь он режиссером картины

  • какие причины привели Стрельцова в роковую ночь на дачу к летчику Караханову

  • имел ли место заговор советской элиты против выдающегося футболиста сборной

  • о последствиях длительного заключения Стрельцова для команды СССР и всего советского футбола

  • о проблемах спортивной медицины и феноменах вечно травмированных Боброва, Федотова, Иванова

  • о жизненных коллизиях легендарного вратаря московского «Динамо» и сборной СССР — Льва Яшина

  • об антиподе Яшина — не менее выдающемся «тигре» Алексее Хомиче

  • как Яшину удалось вытеснить из состава любимчика болельщиков и Берии — Вальтера Саная

  • об уникальной атмосфере старого стадиона «Динамо» и переименовании арены в честь Яшина

  • о хоккейных истоках мастерства советских футболистов

  • об исчезновении из футбола «фактора звезды» и современном спортивном «гладиаторстве»

«Когда на главную роль в «Стрельцове» позвали Петрова, я сразу понял, что режиссеры даже не пытаются докопаться до истины»

— Какие впечатления у вас остались после просмотра фильма «Стрельцов»?

— Негативные. Биографию спортсмена режиссеру в целом передать удалось, но дело здесь совсем в другом. В Стрельцове самое интересное — характер. Именно он должен был определять весь сюжет картины. В свое время мне позвонил Учитель-старший и предложил встретиться. Он привез меня на свою студию и объяснил видение сюжетной линии.

— Что вы ему тогда сказали?

— Если в сценарии удастся выстроить ключевые эпизоды так, что объяснением всему будет служить характер Стрельцова, противоположный спорту, то тогда на этом контрасте сложится и вся картина. Но когда на главную роль взяли Петрова, я сразу понял, что они попросту не хотят искать подходящего артиста.

— Почему?

— Саша — хороший актер, но в его послужном списке была всего одна качественная роль в картине «Звоните ДиКаприо!». Там режиссер добился от него нужного исполнения. В других же  работах Петров по большому счету неизменно воплощает образ мило улыбающегося мальчика. Но в «Стрельцове» Саша ни в чем не виноват.

— ?

— Это исключительно режиссерская ошибка. Ведь любой артист не может играть без роли, когда сюжетная линии представляет собой белый лист. Учителю было важно одно — Петров раньше играл в футбол. Зрители же хотели увидеть совершенно другое — внутреннюю спортивную кухню.

— Что вы имеете в виду?

— Мы все перекормлены спортивными трансляциями и хотим увидеть принципиально иное раскрытие темы. Я сам долгое время мечтал узнать, как устроен футбол изнутри. Мне это удалось только спустя многие годы, когда мы снимали фильм про Бескова. В «Стрельцове» же в этом плане абсолютно не за что было зацепиться.

— На ваш взгляд, какие еще погрешности были в этом фильме?

— Да взять хотя бы ту же дружбу Эдуарда Стрельцова с Валентином Ивановым. Ведь они не только конкурировали между собой. В то же время в фильме эта сюжетная линия вообще не была представлена, хотя таковая очень важна в раскрытии судьбы Стрельцова…

Когда на главную роль позвали Петрова, я сразу понял, что режиссеры даже не пытаются докопаться до истины. В итоге картину сделали по заранее известным лекалам, по которым делаются все последние российские спортивные фильмы.

— Поясните, пожалуйста…

— Режиссеры «Легенды №17», более чем уверен, перед съемками даже не знали о существовании выдающегося хоккеиста Валерия Харламова. В итоге создатели картины просто взяли первые попавшиеся статьи в советских газетах, посмотрели страницу в Википедии и создали слащавую конструкцию, которую затем стали повторять все, кому не лень.

В случае же со «Стрельцовым» режиссеры пошли еще дальше, показав выдуманный матч (прим. — матч СССР — Болгария на Олимпиаде-1956 не был финальным), который перекормленному футболом зрителю совершенно не нужен…

— Какая ваша самая главная претензия к фильму?

— В картине Учителя-старшего не было виднo ключевой черты характера Стрельцова — его аномалии, странности. Все могло сложиться по-другому, если бы на эту роль пригласили начинающего артиста, для которого она стала бы открытием.

— Например?

— Таковым в свое время был молодой Олейников. Режиссеры же фильма «Стрельцов» пошли по пути наименьшего сопротивления, пригласив на главную роль раскрученного актера, который должен был одним своим присутствием в кадре обеспечить картине успех. Если называть вещи своими именами, то такой подход — откровенная халтура. В итоге «Стрельцов» вполне закономерно провалился в прокате.

«Человек с таким характером должен работать дворником, а не быть футбольной звездой»

— Ключевой эпизод в судьбе Стрельцова — обвинение в изнасиловании. Имел ли место заговор в верхних кругах советской власти?

— Нет. Более того, зачем советским властям не пускать лучшего футболиста страны на чемпионат мира? А ведь в то время футбол очень многое значил в политической жизни СССР…

— В чем это проявлялось?

— Тот же Брежнев был большим поклонником футбола. Но даже генсек долгое время не мог разрешить Стрельцову вернуться в большой спорт после выхода последнего из тюрьмы. С государственной точки зрения такое решение могло сильно ударить по имиджу партии.

Благо, что Аркадий Иванович Вольский (прим. — советский инженер-металлург, общественный деятель, член ЦК КПСС) вовремя подбросил Брежневу «удобную» формулировку — мол, рабочий после заключения вновь возвращается к станку. В итоге только после этого Леонид Ильич позволил Стрельцову вернуться в «Торпедо».

— Чем тогда можно объяснить трагичную историю с заключением?

— Тот печальный инцидент (прим. — обвинение в изнасиловании Марина Лебедевой, якобы  случившееся на даче советского летчика Эдуарда Караханова) идеально показывает главную черту футболиста — полное отсутствие воли, сопротивления и чувства опасности. Если бы Стрельцов в тот вечер не поехал на дачу, как он планировал изначально — его судьба сложилась бы иначе.

— ?

— Они вместе с Татушиным и Огоньковым хотели отдохнуть, расслабиться, тогда ведь со сборов никого не отпускали. Однако перед этим Стрельцов пропустил самый тяжкий тренировочный процесс, то есть на тот момент он вовсе не был настолько уставшим и измученным. В итоге он все равно решил отлучиться, а вовремя остановиться Эдик никогда не умел…

— То есть вся трагедия объясняется исключительно слабостью характера Стрельцова?

— Конечно. Хотя та печальная история по своей природе и очень проста, она перевернула не только судьбу Эдуарда, но и весь советский футбол! Был бы Стрельцов трезвый — никогда бы подобного не произошло. И опять же, очень многое в этом несчастном случае объясняется характером футболиста — излишней доверчивостью, неумением просчитывать ситуацию.

— Почему Стрельцова отпустили со сборов?

— Он — жертва оттепели. При Сталине про отъезд со сборов никто даже и задуматься не мог. Однако в то время начальником сборной СССР был Владимир Мошкаркин, известный в прошлом футболист, который успешно играл на позиции центрального защитника.

В итоге несколько игроков, включая самого Стрельцова, попросили разрешения отлучиться на несколько часов, чтобы съездить в город померить костюмы, а Мошкаркин вошел в их положение и принял роковое решение.

— Что произошло дальше?

— Футболисты (прим. — Борис Татушин, Михаил Огоньков и Эдуард Стрельцов) тогда предупредили Мошкаркина, что отлучатся на несколько часов. Мол, заедут в гости к родственнику на день рождения. Они заранее знали, что обязательно выпьют. В итоге, когда поняли, что в таком скотском состоянии к восьми часам уже не вернутся на базу, им уже было море по колено.

Останавливаться было глупо, а обратную дорогу футболисты себе отрезали… Тогда все были уверены, что Стрельцову в очередной раз все сойдет с рук. К тому же они считали, что к утру их состояние не станет сильно бросаться в глаза… В целом же это логика пьющего человека, которым и был Стрельцов.

— Наблюдались ли до этого в жизни Стрельцова предпосылки к роковому инциденту?

— У Эдика весь последний год перед тюрьмой был очень неудачным. Незадолго до судьбоносного эпизода на даче бывшей девушки на Стрельцова настрочили несколько сомнительных фельетонов. Любого советского гражданина за это выгнали бы с работы, отобрав партийный билет…

Стрельцову же сошли с рук не только фельетоны, но даже и уход с тренировки перед чемпионатом мира в Швеции — настолько он был нужен сборной. Эдику действительно готовы были все простить. Однако в итоге он влип в эту неприятную историю, которая неожиданно получила такой большой резонанс наверху.

— Что тогда случилось?

— Хрущеву доложили всю подноготную, а тот взорвался, приняв импульсивное решение, как это часто с ним бывало. Хотя власти могли бы и скрыть глупую историю с дачей, особо не вдаваясь в моральную сторону. Ведь сколько раз подобные случаи в СССР замалчивались, когда это было нужно наверху.

История же с обвинением в изнасиловании не красила Стрельцова ни с человеческой, ни со спортивной стороны. Однако в том инциденте был виноват только один человек. Как говорила мама Стрельцова — Софья Фроловна — все дело в его характере бесхарактерном. Эта формулировка идеально описывает аномалию личности Стрельцова. Человек с такими чертами должен работать дворником, а не быть футбольной звездой.

«Из-за скандала со Стрельцовым советский футбол на некоторое время остановился в развитии»

— Непопадание Стрельцова в сборную на ЧМ-1958 сильно повлияло на результаты сборной на шведском первенстве?

— Конечно. Из-за скандала со Стрельцовым советский футбол на некоторое время вообще остановился в развитии. В преддверии ЧМ-58 сборная СССР смотрелась хорошей командой, не хватало лишь двух игроков — в атаку и защиту. Однако за несколько дней до старта чемпионата сборную невозможно было перестроить.

— Почему?

— К тому моменту Никите Павловичу  исполнилось 32 года, если не больше. Делать же разницу мог только молодой Стрельцов, а не ветеран Симонян. В то же время Иванов потерял ключевого партнера по атаке… То есть с арестом Стрельцова весь механизм командной игры разрушился в одночасье.

— Можно ли утверждать, что талант Стрельцова сгубил алкоголь?

— Нет. Более того, любому спортсмену нужна разрядка. Когда же профессиональный футболист не может вовремя остановиться, это уже дилетантство. В то время работал доктор Белаковский, так он говорил, что Эдику при его функциональных возможностях алкоголь никак не мог навредить. Выпивка у Стрельцова отражалась исключительно в быту. А поскольку пить он никогда не умел, то всегда влипал в неприятности, что в итоге и сгубило его профессиональную карьеру.

— Врачи никак не могли ему помочь избавиться от зависимости?

— Раньше спортивная медицина залечивала только физические травмы, да и то делала это откровенно плохо. В то время не было никаких диетологов, не говоря уже о психологах. Тот же Стрельцов за семь лет в тюрьме полностью испортил себе обмен веществ, а, выйдя на свободу, так и не исправил его, потому что банально не знал, как правильно питаться. Алкоголь же только усугубил эту проблему.

— Вы говорили о физических травмах. А кто из советских футболистов сильно страдал от них?

— Самых главных футболистов страны, включая Боброва и Федотова, постоянно мучили травмы. По сути, они были инвалидами на поле, однако, несмотря на это показывали потрясающую игру.

Тому же Валентину Иванову в 1955 году плохо прооперировали колено, и в итоге у него до конца карьеры плохо гнулась нога. Он даже ходил, слегка припадая, не говоря уже о беге. Однако это не помешало ему отыграть на высоком уровне еще 11 лет — вплоть до 1966 года.

— А что касается Боброва?

— Сева вообще был настоящим феноменом. В хоккее его ноги всегда были перевязаны бинтами, потому что все мениски врачи повырезали. Для меня до сих пор остается загадкой, как он при этом умудрялся играть на высочайшем уровне. У Федотова же был постоянный вывих плеча, и любое жесткое столкновение могло привести к завершению карьеры.

— Что же им тогда позволяло играть на высочайшем уровне?

— Все они в первую очередь были большими талантами, точно зная, что можно делать на поле, а что нельзя. Тот же Бобров так же как Стрельцов много «стоял», однако обладал невероятным рывком, очень хорошо чувствовал игру впереди, заранее предугадывая, куда отскочит мяч. Но самое главное, в отличие от Стрельцова, они все были профессиональными спортсменами, превращая физические недостатки в свои преимущества. В этом и заключался их футбольный гений.

— А Стрельцова травмы разве не мучали?

— Практически нет. Только в самом конце карьеры ему неудачно наступили на ахилл. На протяжении всей спортивной карьеры Стрельцова нещадно били по ногам, однако он обладал крепким физическим здоровьем.

Дело в том, что у Эдуарда в отличие от Боброва с Федотовым были великолепные антропометрические данные. Бесков же и близко не обладал той мощью, которая чувствовалась у Стрельцова. Именно физическая сила вкупе с комбинационным мастерством и сделали из Эдика уникального футболиста.

«Со времен игры Яшина за второй состав «Динамо» было видно, что его ждет большое будущее»

— Когда Стрельцов только начинал карьеру, свои выступления в «Спартаке» и ЦДКА заканчивал другая легенда отечественного футбола — Григорий Федотов.

— Григория Ивановича я почти не застал потому, что он к тому времени уж заканчивал карьеру. Бесспорно, Федотов-старший являлся прижизненной легендой, но тогда уже играл эпизодически. В то время посмотреть на Григория Ивановича на поле было целым событием, его авторитет всегда был непререкаемым.

— Знаменитая спортивная династия Федотовых продолжилась сыном Григория Ивановича Владимиром. Что отличало его от отца?

— Володю я хорошо знал лично. Он всегда был очень перспективным, но, что самое главное, думающим парнем. Неслучайно, после завершения игровой карьеры, Федотов-младший стал профессиональным тренером. В том же «Спартаке» он неплохо работал в 00-е годы, запомнился и по работе с ростовским СКА. В отличие от своего папы, Володя никогда не пил, был дисциплинированным.

— А каким футболистом он вам запомнился?

— Володя олицетворял собой настоящего центрфорварда, старался не уходить с поля без забитого мяча, всегда мечтал попасть в клуб Федотова. Однако Володя никогда не любил сравнений с отцом, стараясь всячески дистанцироваться от заслуг Григория Ивановича. Он просто стремился качественно выполнять свою работу — как в клубе, так и сборной. Несмотря на то, что у Володи, как и у его отца, не было серьезных физических данных, это не помешало ему стать выдающимся футболистом.

— В СССР были и другие звездные спортсмены, включая знаменитых динамовцев — Льва Яшина и Алексея Хомича… В чём, на ваш взгляд, были их основные сходства и различия?

— Хомич был очень своеобразным вратарем, отличался невысоким ростом. Последнее очень понравилось английским болельщикам во время британского турне «Динамо». Своей зрелищной игрой Хомич произвел на иностранцев невероятное впечатление. Не зря же его, несмотря на множество пропущенных голов, стали звать тигром…

— В чем прослеживалась уникальность Хомича?

— Раньше в футболе вратари в основном были рослыми и мощными. Ярким примером такого типажа в то время был голкипер Никаноров из ЦДКА — атлет, который до этого долго занимался борьбой, играл в хоккей с шайбой… Хомич же являлся полным антиподом этого вратаря. Он был невероятно прыгучим, несмотря на скромный рост.

— А был ли антиподом Хомича Яшин?

— Да. Он представлял иной вратарский тип, был очень надежным, с гораздо лучшими характеристиками, чем Хомич. Яшин отличался ростом и потрясающей гибкостью… Однако в начале карьеры он столкнулся с невероятно трудной конкуренцией.

Дело в том, что второй вратарь «Динамо» — Вальтер Саная — рассматривался тогда тренерским штабом как основная замена Хомичу. Более того, в 1949-50 годах он уже стал первым номером команды, стабильно выходя в стартовом составе.

— Яшину оставалось только ждать своего шанса…

— Да. Тогда Саная впервые в советском футболе стал активно выходить из ворот — то качество, за которое в дальнейшем хвалили в том числе и Яшина. Раньше голкиперы играли только на линии, динамовские же вратари начали помогать партнерам непосредственно в штрафной площадке, становясь своего рода пятыми защитниками. В итоге Яшин все-таки дождался своего шанса, вытеснив Саная аккурат с началом телевизионной эпохи, когда начались международные матчи.

— Какие человеческие качества вам импонировали в Яшине?

— Начало его карьеры сложилось в послевоенный период, поэтому Яшин был гораздо дисциплинированнее того же Стрельцова. Он являлся образцовым советским спортсменом и человеком.

— Конкуренция с Хомичем и Саная закалила его характер?

— Да. Самый любопытный период карьеры Яшина, на мой взгляд, пришелся на 1949-1953 годы. Дело в том, что тогда все динамовцы уже были офицерами, а Яшин — нет. К тому же он получал копейки, являясь по сути третьим вратарем… Однако и уходить из «Динамо» было глупо, ведь это давало ему положение в обществе…

Иными словами, у Яшина сложилась очень непростая жизненная коллизия. Тренировки с лучшими нападающими страны — Карцевым, Бесковым, Трофимовым, Соловьевым — закалили спортивный характер Льва, что в итоге и помогло ему стать первым номером «Динамо».

— Какие перипетии выпали на долю выдающегося спортсмена…

— Да. Конец 40-х — начало 50-х стали одним из самых трудных периодов не только в жизни Яшина, но и всего СССР. С одной стороны, завершение атомного проекта, с другой — Берия — куратор «Динамо». И в это время где-то на дальних задворках находился никому не известный Яшин, которому в итоге выпала самая яркая карьера в советском футболе…

— Вы уже тогда верили в потенциал третьего голкипера «Динамо»?

— Да. Играя за второй состав столичного клуба, Яшина еще никто не знал, однако уже в то время было видно, что его ждет большое будущее. Про него ведь тоже снимали множество документальных и художественных фильмов, однако, как и в случае со «Стрельцовым», эти картины упустили самый интригующий период в жизни главных героев.

«Старый динамовский стадион был штучным явлением, очень обжитым»

— С учетом значимой роли Яшина в успехах «Динамо» того времени, насколько оправданным, на ваш взгляд, стала смена название легендарного московского стадиона?

— Я скептично отнесся к переименованию старой динамовской арены. Дело в том, что cудьба Яшина неразрывно связана со столичным клубом, он дал ему многое. Однако и «Динамо» позволило выдающемуся советскому голкиперу обрести свое спортивное имя. То есть, здесь больше речь про взаимную выгоду сторон. Когда старый стадион назывался «Динамо», в этом было больше образа. Да и в целом та легендарная арена была олицетворением всего советского футбола.

— В чем это заключалось?

— Старый стадион вполне мог бы стать темой для авторского фильма. Моя спортивная жизнь была неразрывно связано с той ареной. Те уникальные световые мачты были видны даже со смотровой площадки Воробьевых гор. Старый динамовский стадион являлся штучным явлением, очень обжитым. Там велась круглогодичная жизнь, он никогда не пустовал. На арене даже был свой кинотеатр…

— Многофункциональный спортивный комплекс…

— Именно. К тому же весь советский хоккей начинался именно на «Динамо», когда зимой спортсмены бились на местной ледовой площадке. Мне даже какое-то время казалось, что футболисты там проводят большую часть свободного времени. Да они и жили поблизости, на Масловке. Все знаменитые советские футболисты играли на «Динамо» в хоккей — Бобров, Трофимов, Якушин…

— Оттуда и появилась знаменитая советская манера играть в комбинационный футбол…

— Конечно. Дело в том, что многие футболисты перенесли в игру тактические задумки из русского хоккея с мячом. Оттуда пришли высокие скорости и комбинационный стиль. Спортсмены не только толкались на площадке, но и нарабатывали связки, выстраивали игровые нити…

— Кого из советских футболистов, игравших в хоккей, вы бы выделили в первую очередь?

— Однозначно Боброва. Очень хорошо играл в хоккей Трофимов из «Динамо». Однако он не так любил этот спорт с шайбой, как его аналог с мячом. В русском же хоккее еще выделялся динамовец Валерий Маслов.

— С таким уровнем хоккеистов той советской сборной и тренер, казалось, был не нужен…

— Я бы все же не сказал, что уровень советских хоккеистов был настолько уж запредельным. Однако, они действовали больше в комбинационной, чем в силовой манере. За счет этого игра сборной была невероятно зрелищной. Сейчас, возможно, уровень хоккея и стал выше, однако в наши дни в нем начисто пропала индивидуальность. Именно ей были невероятно сильны советские хоккеисты.

— ?

— Со временем из спорта напрочь исчез фактор звезды, без чего тот же футбол смотреть стало скучно. Хаос и непорядок, которые вносили в игру атлеты советского времени, рождал запредельный градус драматургии. Именно этим качеством и ценна спортивная эпоха прошлого века. Однако эту тенденцию, к большому сожалению, уже не вернуть назад, современный спорт и дальше продолжит идти по пути цивилизованного гладиаторства. Здесь уже ничего не поделаешь, ведь это — неизбежное веяние XXI века.

Продолжение интервью Александра Нилина читайте в ближайшие дни.

P.S. Дорогие читатели, подписывайтесь на блог. Давайте развивать канал вместе!