13 мин.

Дэвид Нельсон: Искра

Дэвид Нельсон: Искра

Этот малыш застрял между кусков арматурной стали. Он не двигался и никто не спешил ему на помощь. Он лежал неподвижно, окруженный развалинами рухнувшего дома.

Я стоял у грузовика, когда увидел его, и на несколько секунд замер, ожидая хоть малейшего движения ребенка. Но он выглядел настолько обессиленным, словно лежал в ожидании смерти. Я подбежал к нему, что посмотреть, что случилось. С виду все было в порядке, он не пострадал, однако был настолько слаб, что не мог даже выдернуть рубашку, застрявшую под арматурой.

После минутного замешательства, я освободил его от стальных пут. Все это время мальчик выглядел абсолютно бесстрастным. Он просто смотрел на меня огромными, сверкающими глазами. Я никогда в жизни не забуду эти глаза.

Я завел его в бар «У Клиффа».

- Голодный? - никакого ответа.

Я достал из рюкзака бутылку с мыльными пузырями: «Хочешь поиграть?»

Ничего. Никакой реакции.

Я знаю всего несколько слов из местного языка, но этого хватило, чтобы спросить: «Что ты хочешь?»

Его ответ был немедленным. Он протянул ко мне руки: «Держи меня».

Я взял его на руки. Мы ничего не говорили, он просто сидел у меня на руках несколько минут. Я бы хотел сказать, что у меня по щеке скатилась одинокая слеза, но все было не так. Я просто весь сломался. Я плакал.

нел

Я не хочу обманывать вас. Когда я впервые посетил Гаити в 2012 году, я не представлял, что получу столько эмоций, полностью изменивших мою жизнь. Я только что закончил свой второй сезон с «Баффало Биллс», я был футболистом. Футбол пронизывал всю мою жизнь, моя самооценка зависела от того, как я провел последний матч. Я думал этого вполне хватит, чтобы меня любили все вокруг. Конечно, как и большинство людей, я посещал церковью, но право – это были только разговоры о Боге и ничего иного.

Честно говоря, я не много знал про Гаити. Я видел кадры ужасного землетрясения, видел разрушенные города. Я знал, что страна Гаити была самой бедной в Западном полушарии. Но я был настольно наивен в своих представлениях…

Эта история начинается так, как большинство романтических историй – «Однажды я встретил девушку…»

Моя девушка решила за нас обоих, что будет отличным опытом поучаствовать в многочисленных благотворительных акциях. Ее сестра приехала к нам в город в качестве советника фонда NGO (Фонд волонтеров), это оказало огромное влияние на мою любимую. Если честно, я полагал, что все мое участие будет состоять в раздаче еды, разовом участии в строительстве жилья для бездомных, нескольких дюжин фотографий и внутреннего ощущения, что я до невероятности крут.

В принципе, так все и начиналось. Хотя наверно так всегда начинается.

Не поймите меня неправильно, я действительно всегда любил детей. Дети есть везде, они окружают нас, но многие из них растут сиротами. Причем такая ситуация сейчас во всем мире. Люди порой настолько бедны, что оставляют своих детей на пороге детского дома. Там нет телевизора, нет интернета. Черт возьми, там даже не бывает горячего душа. Там есть только еда, которой хватит только на половину дня для обычного ребенка. И, несмотря на все условия жизни, если вы бросите футбольный мяч группе ребят, они сразу будут играть 10 на 10, 20 на 20, и будут самыми счастливыми детьми на планете.

ггг

Они не имеют ничего, и все же, даже маленький мизинчик каждого малыша хранит в себе больше радости и надежды, чем я могу себе представить в своем огромном и накачанном теле футболиста. Одно дело читать про это и совсем другое дело – почувствовать это тепло на себе. Я уверен, вы и сами читали такие истории сотни раз, я был не исключением. Когда пришло время выезжать на Гаити, я был спокоен, я был готов поработать там пару недель. В конце моего путешествия я был просто пронизан горем.

Я думал про себя: «Посмотрите на все это опустошение после землетрясения, ведь прошли уже годы. Там нет никакой инфраструктуры, нет местной экономики. Там просто нет надежды. Чем я могу помочь?»

На обратном пути в аэропорт, мы остановились на заправочной станции. В Гаити заправка автомобиля – длительный процесс, мы ждали почти 45 минут.

Я стоял у грузовика и увидел ребенка, застрявшего между кусков стальной арматуры….

«Держи меня…»

Когда я взял его на руки, мир для меня сдвинулся. Это была самая живая реальность, самый ужасный и безжалостный момент жизни, который я когда-либо испытал.

Начиная с посадки в самолет, под рев двигателей, у меня больше не было безнадежности или отчаяния в душе. Я уже не задумывался об инфраструктуре или коррупции. Все, о чем я думал – «Я должен вернуться. Я должен вернуться. Я вернусь».

Есть тонны душераздирающей статистики, которой я могу забросать вас. Знаете ли вы, что в мире более 63 миллионов детей-сирот? Знаете ли вы, что их число с каждым годом только увеличивается? Да вы и сами можете узнать все в интернете. Но ведь проще закрыть браузер и не делать этого, не так ли?

сирота

Только одно в тот момент было важно для меня: почти 600 тысяч детей-сирот в Гаити,  у 80 % из них есть хотя бы один живой родитель. На тот момент почти 15 тысяч волонтеров NGO находились в стране, было развернуто почти 750 детских домов. Проблема ведь не только в отсутствие помощи или сострадания. Насколько я понял, главные проблемы – бедность и убогое образование.

Большинство детей были брошены родителями вовсе не просто так. Сами родители жили в нищете и без крыши над головой. Это был просто бесконечный цикл появления сирот, мы это видим во всем мире, не только в Гаити.

Я вернулся в Штаты и сразу начал искать людей, которые помогли бы мне глубже понять все вопросы благотворительности. Я был готов дни напролет изучать незнакомые мне вещи и ездить на обучающие тренинги. Я часто слышал от окружающих: «Ошибка большинства людей состоит в том, что они просто пытаются навязать американский образ жизни и американские ценности для Гаити. Они думают, что бесконечный поток денег решит все проблемы».

Я слышал такие слова даже от сводных братьев (у меня семь братьев и сестер, так что иногда мне приходилось несколько сожалеть о таком количестве родственников), однако мы без колебаний поехали обратно на Гаити, чтобы окунутся в грязную работу.

Мы приобрели маленький домик, чтобы сделать его базовым лагерем нашей группы и здесь я получил свой первый урок «Наивного американца». Я раньше думал – Почему здесь не развивается бизнес? Почему не работаю стартапы, как в Азии? Когда я получил первый счет за Wi-Fi, я получил и ответ на свой вопрос. Это был счет на 400 долларов.

Местная инфраструктура вообще отсутствует. Электричество пропадает везде одновременно еще в 8 вечера, погружая улицы в кромешную тьму. Лишь изредка бывает иначе, но ты никогда не знаешь заранее.

Одной из самых первых вещей, которую вы увидите на Гаити, будут дети, бегающие повсюду. Это как гигантский праздник Дня рождения, который никогда не закончится. Спустя некоторое время меня осенило: «Эй, а почему дети не в школе?».

«Урок наивного американца № 2»:  Забудьте про слово «образование» в контексте его значения на Гаити. Там нет музыки, нет искусства, нет спорта, нет театров. Дети приходят в школу в 9 утра, а уже в 11-30 расходятся. Мой разум сразу представил картину моего детства: «Вау, круто, столько свободного времени..» Столько свободного времени – и столько же возможностей для неприятностей и плохих поступков. В тот момент, это стало моим первым направлением в работе.

дети

Мы не должны строить больше приютов, мы должны сделать более эффективными местные школы. Мы должны направить невероятную энергию и страсть местных детей в нужное и безопасное русло.

Нам удалось быстро организовать программы занятий с детьми после окончания школьного дня. Это не та картина, которую вы можете себе нарисовать в голове: никаких компьютерных игр, никаких планшетов с мультфильмами. Я знаю, что вы хотели бы получить версию для Голливудской драмы. Это выглядит здорово только на картинках в интернете или в "Инстаграме". Но реальность такова, что местная инфраструктура не может позволить делать ничего подобного.

Наши подопечные должны были развиваться в реалиях действующей системы образования. Только мел и карандаши. На Гаити нет даже принтеров, чтобы раздать детям задания на бумаге. Бумажные тетради использовались в течении многих лет, каждый новый ученик просто стирал записи предыдущего владельца тетради, пока бумага не покрывалась дырками. Мы говорим детям прикрывать правильные ответы ладошкой, потому что стирать их уже невозможно.

Знаете, что самое удивительное? Дети слушают нас. Они настолько изголодались по знаниям, что даже не пытаются скрыть волнение. Это тепло и энергия ребят Гаити просто не поддается описанию. Вы должны, я повторяю – просто обязаны это испытать! Именно там я понял, почему так много супергероев из наших комиксов – сироты.

Супермен. Бэтмен. Человек-Паук. Даже Золушка.

Маленький ребенок, застрявший под арматурой, изменил мою жизнь. Он не знал, где и когда сможет поесть в следующий раз. Но ему не нужны деньги. Ему даже не нужна была еда. Он просто хотел быть любимым. Он самый настоящий супер-герой.

За последние пару лет мы здорово продвинулись, мы наладили партнерские отношения с различными университетами, чтобы отследить, как наши занятия после школы влияют на детей и попытаться сделать еще лучше. В эти два года у меня было две полноценные работы. Одна - игроком НФЛ, вторая - управление нашей благотворительной организацией imMe.

Это было.. по-крайней мере интересно. До сих пор существуют люди, считающие футболистов тупыми, бездушными роботами. Когда я стал свободным агентом этой зимой, некоторые команды прекращали все переговоры, как только узнавали про мое участие в работе фонда. Они даже ввели в оборот страшную букву "D" (от слова Distractions, отвлечение от основного занятия). Некоторые команды соглашались подписать меня, но требовали приостановить работу в фонде на период сезона.

Я не стал их обманывать. Я ответил отказом. Я думаю, что моя работа в фонде действительно помогает мне самому избежать душевного выгорания, как это часто бывает в НФЛ. Но я также говорил им, что могу принести пользу команде без ущерба благотворительной деятельности.

Немногие команды соглашались со мной. И я понимаю почему. Но "Питтсбург Стилерс" поверили в меня. И на данный момент это все, что действительно важно для меня, ведь мне до сих пор удается полноценно совмещать обе работы.

Вы скажете, вот он - большой и счастливый хэппи-энд. Но это, конечно, не так. Каждый день доставляет новые тревоги и новые разочарования. Коррупция до сих является нормой. Прогресс идет крайне медленно. Когда ваша страна раз за разом оказывается в эпицентре разрушительных катаклизмов, вполне естественно, что большинство людей из старших поколений давно махнуло рукой на свою судьбу.

гаити

Но вы можете увидеть яркую искру подрастающего поколения. Они устали бегать к американским волонтерам  за едой. Они хотят работать руками, а не протягивать руку за милостыней. Не верите? Тогда послушайте эту историю.

Несколько месяцев назад мы вновь приземлились на Гаити и наш водитель Фрэд подобрал нас в аэропорту. Он с самого начала работал у нас, он уже член нашей команды. Он для меня - как важное средство общения с местными жителями, а я для него - как источник современных бизнес-идей. мы учимся друг у друга.

- Я хочу показать тебе кое-что, - внезапно говорит Фрэд, - Можем мы сперва заехать ко мне домой?

- Конечно...

Мы разворачиваемся и едем назад. Когда мы подъезжаем. я вижу огромную емкость для воды, которая вкопана в землю почти на 500 футов. Это весьма сложная конструкция, трубы извиваются во всех направлениях. Все укреплено бетонными плитами.

Я посмотрел на Фрэда с недоумением.

- Что это? - спросил я.

- Аквапоникс. Рыбная ферма.

- Как... Как ты это сделал?

- Продал свою машину и вложил все сбережения.

- Нет, ты не понял меня. Я имею ввиду, как ты научился делать такие вещи?

- Я посмотрел ролики на "youtube" в твоем доме, пока вас не было.

Я смеялся, как ненормальный. Это было невероятно. Фрэд устал ждать милостей от волонтеров, устал ходить на пункты раздачи риса и бобов. Все его мечты, которые он черпал из моих рассказов о бизнесе в США, смогли реализоваться. Не только, чтобы прокормить себя и родных, но и чтобы дать несколько рабочих мест людям из своей общины на скромные пару долларов в день.

Мы сделали всего несколько шагов, чтобы помочь сиротам. Это длительный процесс. но мы его уже начали. Если вы хотите помочь нам, не нужно тянуть руку за чековой книжкой. Денег у нас хватает. Я не хочу, чтобы вы ограничились росчерком ручки на чеке или отправкой перевода. Я хочу то, что сделал со мной тот маленький мальчик рядом с автозаправкой. Нам нужны ваши сердца и ваша любовь. 

От переводчика: Дэвид Нельсон - ресивер НФЛ. В 2010-2012 годах играл в "Баффало Биллс", за 32 игры (17 в стартовом составе) набрал 1042 ярда и сделал 8 тачдаунов. За два года в "Нью-Йорк Джетс" (2013-2014) набрал 488 ярдов и сделал 2 тачдауна. В 2015 году состоял в тренировочной лагере "Питтсбург Стилерс", провел несколько предсезонных матчей, однако в основной состав не попал.

ннн

Дэвид Нельсон с 2012 года входит в состав руководителей некоммерческого  благотворительного фонда imMe, который занимается реабилитацией детей-сирот в Гаити. Согласно последнего отчета фонда, за 2014 год фонд обеспечивал постоянной продуктовой помощью 22 тысячи детей-сирот, принял на постоянное обучение в своих программах 250 местных детей. Сотрудники фонда за прошлый год спасли 11 сирот от смерти, создали 37 новых рабочих мест для выпускников детских домов, а также помогли с усыновлением почти 200 местных детей. С этого года фонд расширил территорию своей деятельности еще на ряд стран Карибского бассейна.

Две трети года Нельсон проводит на Гаити, постоянно работая в различных детских программах. При его активном участии, многие игроки НФЛ стали партнерами фонда и содействуют программам Нельсона. Вместе с фондом Тима Тибо, Дэвид Нельсон провел в США благотворительный марафон, по итогам которого было собрано почти 8 миллионов долларов для приобретения оборудования в школы и детские дома Гаити.

тибо

Благодаря деятельности фонда Дэвида Нельсона за последние три года почти 1500 детей-сирот из Гаити были усыновлены американскими гражданами.

Во время своего второго возвращения на Гаити, Дэвид вновь встретился с Кайне, мальчиком, которого он нашел в развалинах у автозаправки. Нельсон забрал его из приюта и усыновил. Кроме Кайне, в 2015 году Дэвид Нельсон усыновил еще одного мальчика из Гаити, его имя Янни.

янни