6 мин.

Жива курилка?

Илья Казаков под впечатлением от недавней фразы президента нашего футбольного клуба Леонида Федуна  одним из последним потерял веру непорочность российского футбола.

Читаю и не то чтобы не верю своим глазам, – наоборот, верю. Верю и удивляюсь. Две цитаты субботнего вечера. Одна другой краше.

«Какой смысл менять тренера? К тому же это первый чемпионат, когда нет массовой продажи игр. Поэтому чемпионат стал интересным, игра подравнялась».

Это первая. А вот вторая.

«Завтра столичные пресса и телеканалы будут стирать ”Зенит“ в порошок. Но мы-то, питерские, давайте наберемся терпения».

Эта фраза принадлежит Сергею Веденееву, замечательному игроку чемпионского «Зенита» – 1984, потихонечку превращающемуся в главного футбольного эксперта Санкт-Петербурга. При всей их безобидности, слова показательны – как иллюстрация «теории заговора». Уверенность, что столица ликует от неудач чемпиона и единодушно станет болеть в следующем туре за «Спартак», отбросив все свои армейские-динамовские-локомотивовские предпочтения, по крайней мере выглядит странно. Но она все же понятна. Точно так же многие спартаковские ветераны убеждены, что все те, кто не болеет за красно-белых, открыто желают им поражений. Чем глубже ты привязан к клубу, тем болезненнее воспринимаются его ошибки и потери. Обычное дело.

А вот первая цитата потрясающая. Она уже была вовсю растиражирована, поэтому автора можно было бы и не называть, однако, для пущей точности, сделать это стоит. Леонид Федун, не только владелец «Спартака», но и член главного органа российского футбола – исполкома РФС – публично заявляет о ПРОДАЖНОСТИ отечественного чемпионата. Это говорит не болельщик, даже не журналист. А человек,  принимающий самое активное участие в работе РФС, РФПЛ, не говоря уже о клубной рутине.

Только вдумайтесь: «Это ПЕРВЫЙ чемпионат, когда нет МАССОВОЙ продажи игр».

Получается, во всех предыдущих, что были на памяти Леонида Арнольдовича – с 2003 года, то есть СЕМЬ ЛЕТ, – массовая продажа игр совершалась. А сейчас, опять же если в слова владельца самого популярного клуба России не вложен какой-то дополнительный скрытый смысл, есть продажа, но не массовая?

Кто-то скажет: цепляться к словам – последнее дело. Не согласен. Дело даже не в том, что сказано, – а кто это говорит.

Фраза «калеки наказаны за грехи в своих предыдущих жизнях» стоила Гленну Ходдлу места главного тренера сборной Англии. Причем уволили его не сразу после поражения в серии пенальти от Аргентины, на Кубке мира – 98, годом позже. Такая вот любопытная параллель. И шум, приведший к отставке Ходдла, был поднят именно СМИ.

Впрочем, это ведь Англия с ее устоями, моралью и традициями. Если статьи в британской прессе вынуждают Зеппа Блаттера заявлять, что ФИФА может лишить Катар чемпионата мира – 2022, значит, мы должны восхититься мощью английских массмедиа и степенью их влияния на политику, спорт и бизнес.

И, возможно, попробовать разобраться – почему у нас все не так?

Я понимаю, если бы фразу «это первый чемпионат, когда нет массовой продажи игр» бросил бы кто-то из экспертов, да хотя бы Веденеев. Тогда ее можно было бы счесть личным мнением постороннего человека и только. Тот же Александр Бубнов, превратившийся в Кассандру отечественного футбола: что бы он ни говорил, ему не верят, – успел уже в нынешнем году заподозрить два матча чемпионата в «срежиссированности» («Волга» – «Анжи» и «Терек» – «Анжи»), но точно так же, как Кассандра, услышал в ответ, что он нуждается в психиатрической экспертизе.

В 2008-м главный тренер клуба второго дивизиона «Волочанин-Ратмир» Владимир Косогов сделал свое имя нарицательным, поведав на послематчевой пресс-конференции о матчах, которые он назвал договорными. Вспомнил про победу «Терека» над тульским «Арсеналом», которая досрочно вывела грозненцев в премьер-лигу: «Я работал со Стукаловым в ”Арсенале“, приезжали играть с ”Тереком“ в Пятигорск, к нам подходит судья Ломалиевич и говорит: ”Отдайте нам игру, нам надо зафиксировать первое место. Вот вам 60 тысяч долларов на всю команду“. Стукалов отказался, он честный человек. ”Ну, тогда мы все равно отдадим судьям“. Правильно! Во втором тайме упал болельщик на трибуне, дали пенальти, и все закончилось. Ломалиевич мне говорит: ”Только две команды с нами играли! Все остальные приезжали, мы отдавали им премиальные“. Все матчи куплены. Томск вышел – шестнадцать игр купили! Шестнадцать игр – и вышли в высшую лигу. Нальчик остается – выбивает одну команду, другую. Это же известно всем, но никто ничего на эту тему говорить не будет. Поэтому Ребер говорит: один игрок, наших четверо, а он гол забивает. Товарищ Ребер, ты откуда приехал? Второй круг начинается – нет интриги, нет борьбы, бескомпромиссности нет. Покупают четверых игроков...»

Косогова призвали на заседание КДК РФС, он отказался от своих слов, за неимением доказательств, говорил что-то вроде «слышал об этом в курилке» и был оштрафован на сто тысяч рублей. Для него – огромная сумма, для Федуна – навряд ли. Но и мерить их одной мерой принципиально неверно.

Косогов – человек из хаты, которая с краю. Федун – из центра событий. Если он, как Косогов, что-то слышал в курилке, то курилка эта принципиально иная.

Здесь же, как я понимаю, затронут и вопрос цеховой этики. Раз этот чемпионат ПЕРВЫЙ без массовой распродажи, стало быть, еще в прошлом году клубы активно покупали-продавали. Много говорят о непомерно возросшем влиянии агентов, но в массовом сознании подозрения в продаже матчей всегда падают либо на тренеров, либо на менеджеров команд. Федун говорит о тех клубах, с руководителями либо владельцами которых он сидит за одним столом.

Можно, конечно, сказать, что речь шла о судьях. Но судьи, как я понимаю, матч ПРОДАТЬ не могут. Повлиять на его результат – да. Но продать – никоим образом.

Память – штука непрочная. Поэтому лучше потратить минут десять, уточнив – в каких командах премьер-лиги НЕ поменялось с прошлого сезона руководство.

В «Зените» – те же люди. В ЦСКА – те же, в «Рубине», «Томи». Те же были в «Ростове» до прошлого тура. Поменялись тренеры в «Локомотиве», «Динамо», Нальчике,  «Тереке», но менеджмент остался прежним. В  «Амкаре» обратная ситуация, но президент клуба Шилов и прежде был в совете директоров. Тарханов пришел в «Крылья» уже осенью, застав концовку предыдущего чемпионата. Правда, умер «Сатурн», доказавший на финише, что он играет честно.

Получается – практически все те же. Все остались, все при деле. И что теперь дальше, после таких слов-то?

Не верить Федуну невозможно. Человек не первый год в футболе. Более того, вехи жизни Леонида Арнольдовича показывают – он должен был привыкнуть относиться к словам внимательно. Глава «Спартака» закончил военно-политический факультет Ростовского высшего военного училища, а затем адъюнктуру Военной академии имени Дзержинского, где остался преподавать. В «Википедии» указано, что он восемь лет преподавал научный коммунизм и политэкономию в Военно-политической академии имени Ленина. Политруки в Советском Союзе были особой кастой – выученной, образованной. Они блистательно умели говорить, просчитывая эффект от сказанного.

Но и поверить тоже невозможно. Потому что требуются доказательства. Более того, требуется разбирательство. Серьезное. Поскольку в одну-единственную фразу, сказанную после успешного для «Спартака» матча, который не должен был вызвать потрясения, шока, когда человек не в силах контролировать себя, уместился либо приговор российскому футболу последних семи лет, либо гигантская тень, брошенная на его имидж.

Если первое – тогда стоимость чемпионата должна упасть до катастрофически низкой отметки в переговорах со спонсорами и телевидением. И должны упасть зарплаты игроков, ибо если все продается – то какой смысл платить много?

Если второе – то я не знаю, как тогда должно наказать члена исполкома РФС? Но в любом случае «дело Федуна» должно стать помасштабнее «дела Косогова».

Воскресным утром, когда пишется статья, так мирно за окном. Спокойная весенняя Москва, где никто не стирает в порошок «Зенит» и никто не кипит от страстей, вызванных заявлением босса «Спартака». Возможно, в среду, когда вы будете читать журнал, начнется заварушка. Не знаю. Даже более того, не думаю, что так.

Если только престарелый американский проповедник, предсказавший конец света в субботу, не имел в виду именно поступок Леонида Арнольдовича.

Свет померк. Свет веры в непогрешимость отечественного футбола.

Источник