3 мин.

Где твои болельщики, ЦСКА?

Второй матч ЦСКА на новом стадионе посетили 14080 человек. И это еще народ подошел. На первых минутах могло показаться, что болельщики но инерции отправились в Химки. Вот и не было их на Третьей Песчаной улице.

Я давно занимаюсь темой посещаемости нашего футбола. И в дискуссии по этому больному вопросу вступаю регулярно. В последние годы болельщиков ЦСКА дико раздражали новости и тексты о том, что «Спартак» лидирует по посещаемости домашних матчей. Армейцы реагировали на это примерно так: «Кроме как посещаемостью, больше «Спартаку» гордиться нечем». И часто добавляли: «Вот появится у нас свой стадион…». «Почему сейчас на карликовом 18-тысячнике трибуны полупустые? Это все Химки!» – убеждали они.

Фактор Химок, конечно, отрицать нельзя. Туда очень проблематично доехать на машине. А если добираться на электричке, то придется идти от станции до стадиона минут 15. Но фактор Химок, как и все остальные факторы, которыми у нас принято оправдывать низкий спрос на футбол, никогда не был определяющим. А то, что у клуба нет приличной стабильной аудитории, признавать неприятно. И это касается не только ЦСКА. Болельщики «Зенита» тоже думают, что на их будущем стадионе всегда будет тысяч по 40-50. То, что сейчас на 21-тысячную арену ходят всего по 16-17 тысяч, предпочитают не замечать. И вообще будущий стадион давно проклят.

Стабильной аудитории – такой, как в Англии или Германии, где гарантирован аншлаг независимо от результатов, погоды и курса валют, – в России нет ни у кого. Даже у лидирующего в чемпионате «Спартака». Собрать же аншлаг на матче-открытии – дело нехитрое. Его соберет даже «Томь». Это грандиозное мероприятие, историческое событие, премьера. Это всегда привлекает внимание случайных людей. Собираются толпы всяких гостей, звезд, тусовщиков, упитанных чиновников. Поэтому посещаемость на матче-открытии – вообще не показатель.

Стабильная аудитория определяется потом. Где-то через полгода после премьеры, когда фактор новизны исчезает. Хотя определенные выводы можно делать и со второго матча. Скажем, второй матч «Спартака» на «Открытие Арене» собрал 25620 человек. Второй матч «Рубина» на «Казань Арене» – 34622. Второй матч «Терека» на «Ахмат Арене» – 21000. У ЦСКА – 14080. В субботу. В адекватное время, не в 13.30 как еще недавно. Против прямого конкурента…

Говорят, на центральные трибуны очень дорогие билеты – от полутора тысяч рублей. Это много. Поклонники английского (и не только) футбола над этой суммой, конечно, посмеются. Но так уровень футбола в Англии и России несколько отличается. Культура боления, традиции – тоже. На мой взгляд, 1500 рублей для матча в нефутбольной стране – это много. Зарабатывать на болельщиках – похвальное рвение. Но как бы это не привело к оттоку зрителей с трибун. «Ростов» знает, недавно проходил.

И тем не менее цены на билеты – еще один второстепенный фактор. У ЦСКА в принципе нет стабильной аудитории, чтобы собирать по 25 тысяч зрителей каждый матч. На «Краснодар» в субботу пришло 14 тысяч. Можно только предположить, сколько придет на условную «Томь» в пятницу или понедельник. Химки, говорите?

В высоких кабинетах давно гуляет миф о том, что с возведением новых стадионов посещаемость премьер-лиги значительно улучшится. Глубочайшее заблуждение. Улучшится, но незначительно, почти не почувствуем. А все потому, что людей надо футболом заинтересовать. А потом уже строить стадионы. Или, что еще лучше, решать эти две задачи параллельно.

Пока же получается так, что в сезоне-12/13, когда новых стадионов еще не было, средняя посещаемость составляла 13027 человек – против 11925 в настоящее время. Попробуйте самостоятельно сделать вывод.

Михаил Борзыкин: Советский спорт