6 мин.

Миэ Хамада: С каждым учеником работаю по-разному

(Интервью бралось перед финалом ЮГП сезона 2016-2017).

Второй сезон кряду в финал Гран-При отобрались три японские фигуристки, которые тренируются у одного тренера - трехкратная чемпионка Японии Сатоко Мияхара, экс-чемпионка мира и серебряный призер чемпионата мира среди юниоров Марин Хонда и восходящая звездочка Рика Кихира, которые тренируются в клубе фигурного катания при университете Кансай. 

В прошлом сезоне в Барселону поехали Мияхара, Хонда и Юна Шираива - Мияхара взяла серебро, а Хонда бронзу среди юниоров. 

Хамада уже далеко не новичок в фигурном катании, но признание, которого заслуживает, получила лишь недавно. 57-летняя уроженка Киото впервые заявила о себе в 2003 году, когда привела Юкину Оту к победе на юниорском чемпионате мира. Но травмы вынудили Оту рано закончить выступления. 

Мияхара заявила о себе по-настоящему в сезоне 2014-2015, когда впервые стала чемпионкой Японии и заняли второе место на чемпионате мира. Потом появились сильные юниорки и с тех пор многие восхищаются работой Хамады.

На вопрос, что она считает самой важной частью в воспитании юных фигуристов, Хамада ответила: "В первую очередь - дисциплина. Это индивидуальный спорт и многие фигуристы эгоцентричны. Они могут пропустить тренировку, если не хотят кататься".

Хамада, которая закончила университет Дошиша в Киото, старается воспитывать своих учеников так, чтобы они ладили между собой и не допускали любых проявлений эгоцентризма.

"Непросто итти против их природы из-за индивидуальности, - отметила она. - Но я стараюсь заставить их не быть эгоцентричными и строга в этом. Они должны слышать другие точки зрения и задачи".

Также Хамада отметила проблему, характерную не только для фигурного катания, а и для детского спорта вообще.

"Очень важно контролировать родителей, - говорит она с улыбкой. - Мой путь - это рассудительность. Моя цель - воспитать хорошего спортсмена, не спешить и просто получать удовольствие".

В то время, как некоторые тренерыработают только с элитными спортсменами, Хамада, благодаря своей любви к тренерству, работает с учениками разных возрастов.

"Сейчас моему самому младшему ученику 4 года, - отметила она. - А самому старшему - 23 года".

("Она любит работать с маленькими детьми. Думаю, она хочет понять процесс взросления ребенка. Если Вы берете фигуриста в 10, 11 или 13 лет и не знаете, какой он, как человек, это сложно. Она поступает очень разумно и очень хороша, как тренер. Я внимательно наблюдаю за тем, как она работает со своими спортсменами. Атмосфера, которую она создала, порождает успех", - отметил исполнительный директор Skate Canada (British Columbia/Yukon) Тед Бартон).

Касаемо целей на сезон подход Хамады очень гибкий:

"Каждый должен их поставить для себя сам, - сказала она. - Марин очень спокойная добродушная. Я не хочу её сильно заставлять, поскольку она очень артистичная фигуристка. Просто помогаю ей направить чувства в правильное русло.

Юна, в свою очередь, очень атлетична. Она любит прыгать. Я пытаюсь определить, что будет лучше для каждой из них. С каждой работаю по-разному".

На вопрос, кто из её более, чем 30 учеников, самый талантливый от природы, Хамада без промедления ответила:

"Марин".

После чего отметила сильные стороны Юны Шираивы:

"У Юны сильный характер и хорошие каскады. Она владеет каскадом 3-3-3. Программы ей ставил американец Том Диксон".

Рассказала Хамада и о Рике Кихире, первой юниорке, которая чисто исполнила тройной аксель со времен Мао Асады 10 лет назад.

"У Рики есть тройной аксель. Из-за этого, а также из-за того, что она умеет прыгать каскад 3А-3Т, она испытывает сильное давление".

После первого и второго мест на этапах юниорской серии Гран-При у Кихиры были проблемы на юниорском Чемпионате Японии, где она заняла 11-е место. Некоторые списывали это на травму колена, но Хамада это опровергла.

"Нет, травма была не серьезной", -честно сказала она.

Очевидно, что после успехов Хамады с молодыми фигуристами, родители из других стран хотели бы, чтобы она тренировала их детей.

"Да, ко мне обращаются родители из многих стран и просят, чтобы я тренировала их детей. Но руководство моего катка в этом отношении очень строгое", - сказала Хамада о своем катке, который входит в состав университета Кансай в Такацуки, префектура Осака.

"Нужно учитывать, что мой каток входит в состав университета, - продолжила Хамада, - Поэтому мне сложно работать с иностранными фигуристами".

Очень жаль... У Хамады должна быть возможность передавать свои знания и мудрость всем желающим приехать и тренироваться в Японии.

Многие годы считалось, что японцу надо тренироваться за рубежом для того, чтобы чего-то добиться в фигурном катании - вспомним Юдзуру Ханю, Дайскэ Такахаси, Сидзуку Аракаву, Мао Асаду, Мики Андо... Сатоко Мияхара стала одной из первых, кто не тренировался за рубежом.

Говоря о тех тренерах, которые её вдохновили, Хамада назвала трёх.

"Моим тренером была американка Дориан Спехт, которая тренировала Пегги Флемминг, - сказала Хамада, которая вбытность фигуристкой один год тренировалась в Калвер Сити, Калифорния. - Она мне очень помогла".

Среди других тренеров Хамада отметила двоих:

"Сато Нобуо-сан и российский тренер Виктор Кудрявцев", - сказала она.

По материалам Japan Times

Источники: 

http://www.japantimes.co.jp/sports/2016/12/06/figure-skating/hamadas-magic-touch-getting-results-attention/

http://www.japantimes.co.jp/sports/2016/09/23/figure-skating/barton-cites-early-instruction-key-japans-success/