12 мин.

Пловчиха Елизавета Базарова: В Харькове мы то и дело натыкались на страшные наклейки про Путина и Россию

«С Тарасом Хтеем познакомились в воздухе»

–  Вы сказали, что ваш папа играл в волейбол, а на Белгородчине он ведь очень популярен…

– Но не в Старом Осколе. В Белгороде действительно есть очень хорошая школа, я знаю оттуда нескольких ребят. Игрок «Белогорья» Тарас Хтей мой хороший знакомый. Хотя к волейболу я равнодушна, мне больше хоккей нравится.

– Как вы с познакомились с Тарасом?

– В воздухе! Мы летели одним самолетом на отдых в Турцию. Он увидел, что я тоже высокая и подошел познакомиться. Хотя, может, он меня и узнал.

– Именно он вас узнал?

– Я, само собой, знала, кто он такой, просто не стала подходить первой (смеется). А он заприметил рослую девушку спортивной комплекции и решил узнать, чем она занимается. Скорее всего, мое лицо ему показалось знакомым. Ведь мы все – пловцы, волейболисты, атлеты Белгородской области – периодически пересекались на различных мероприятиях. После знакомства в самолете стали здороваться на подобных раутах.

– Вы отметили, что любите хоккей. Но ведь в вашей родной области этот вид спорта не развит. Или я ошибаюсь?

– Я люблю смотреть его по телевизору – например, когда играет сборная России. Папа с детства приучил, так и повелось.

– В Казани есть неплохой шанс посмотреть хоккей высокого качества вживую. Уже отметили поход в «Татнефть-Арену» в будущей развлекательной программе?

– Рассчитываю выбраться разок-другой, но пока не удается это сделать из-за тренировочного графика. После занятий я очень сильно устаю, поэтому уже никуда не хочется. Тем более, что в нашем случае есть риск заболеть. Когда ты разогретый, лучше воздержаться от похода в ледовый дворец. Кого знаю из хоккеистов «Ак Барса»? Только тренера, Зинэтулу Билялетдинова.

– На какие еще соревнования намерены выбраться в спортивной столице России?

– Смотреть мне нравится все, особенно вживую. За баскетболом, думаю, будет интересно со зрительских мест понаблюдать. Волейбол. Гамова? Это круто! Но пока нужно решить бытовые вопросы. Сейчас не до культмассовой программы. Все выходные приходится проводить в ИКЕЕ, выбирая мебель для квартиры. Как все обставлю, обязательно куда-нибудь вырвусь.

 

Постоянно говорю маме про Казань: «Тут так круто!»

– Родители вас в Казани уже навещали?

– Пока нет, но в ближайшее время такая поездка запланирована. Наверное, навестят меня после первенства ПФО, которое пройдет у нас в феврале. Очень хочу, чтобы они приехали, увидели, как я здесь живу, погулять с мамой по городу. Я ей все время говорю: «Тут так круто!». Лично я не очень люблю Москву и Санкт-Петербург, в отличие от большинства людей. Некоторые говорят: «Вау, Москва!», а по мне это просто большое скопление людей. Сплошная суета! Здесь город тоже не маленький, но, в отличие от столицы, достаточно спокойный. И очень красивый!

Конечно, в Питере тоже красиво. Особенно в центре очень впечатляющая архитектура, но обычно мы выступаем в бассейне, который находится на окраине города. Нас селят рядом с бассейном в старой ужасной пятиэтажке, так что все красоты Петербурга остаются для пловцов в стороне. В Казани же и улицы красивые, и объекты шикарные.

– А что в Казани больше всего успело приглянуться?

– Улица Баумана. Она выглядит классно, по-европейски. Кремль, особенно издалека. Когда вечером возвращаемся домой с тренировки, на него открывается фантастический вид. И на новый загс, который построили неподалеку. Я просто балдею от этой панорамы. Кстати, я и в театре уже успела побывать!

– В каком?

– Татарском (смеется). В академическом театре имени Галиаскара Камала. Это было весело! Я очень хотела сходить на спектакль, и наконец-то уговорила тренера. Но все решалось спонтанно, поэтому билеты удалось достать только в Камаловский. Мы пришли, и тут я понимаю, что вся постановка будет идти на татарском языке. Конечно, там были наушники с переводом, но часть эмоций при этом теряется. Хотя актеры на сцене очень старались. Это было видно. И тренеру моему понравилось, но у меня остались двоякие ощущения: вроде и интересно, но в тоже время полного погружения не было.

 

«Я рада, что нахожусь на одной волне с тренером»

– Судя по всему, роль тренера в вашей жизни очень велика.

– Конечно, я работаю с ним с 13 лет. В тот год я выполнила норматив в мастера спорта, и моя наставница Наталья Павловна Иванова сама посоветовала перейти к Василию Ивановичу Цыганко, чтобы прогрессировать еще больше. Я послушалась, хотя в первый месяц мне и было очень тяжело. Цыганко на первый план ставит технику, а не объем проделанной работы, и в этом плане мне пришлось серьезно наверстывать. Честно, не представляла, как буду у него в дальнейшем тренироваться, но результат пошел сразу: я выиграла первенство России. Так до сих пор вместе и работаем.   

–  Тренер для вас уже как член семьи?  

– Еще бы! Я из тех спортсменов, которым важно найти контакт с тренером. И у нас с Василием Ивановичем есть эта общая волна. После тренировок я могу спросить у него совета по каким-то личным вопросам. Он всегда выслушает, поможет. У нас очень доверительные отношения.

– Когда вы переходили сюда, наверное, ставили одним из условий, чтобы его тоже пригласили?

– А нас вместе и приглашали. Более того, его же сразу и главным тренером сборной Татарстана назначили. Это было очень неожиданно! Раньше Цыганко работал только на бортике, и в новой должности ему придется поработать впервые.

– Получается, что переезд в Казань – это новый вызов для вас обоих?

– Именно так. Конечно, Василию Ивановичу на первых порах приходится тяжеловато, добавилось больше работы и ответственности, но я знаю, что ему это очень нравится.

 

«Очень люблю чак-чак и эчпочмаки»

– В Татарстане есть своя национальная кухня. Уже успели что-то попробовать?

– Еще на Универсиаде. Мой старт был назначен на последний день соревнований, и все это время мне пришлось сдерживаться, чтобы лишний раз не заходить в огромный шатер на территории кампуса, где располагалась наша столовая. Но все же усела отведать чак-чак. Я его очень люблю, но не могу позволить себе лишнего. Эчпочмаки тоже пробовала. Некоторые блюда я пока просто не знаю по названиям.

– Как проводите в Казани свободное время?

– Сейчас я занимаюсь своим английским. Три раза в неделю хожу на занятия к репетитору. Что еще? Фильмы смотрю редко, в основном, только в кинотеатре. А так – театры, книги.

– Какая книжка лежит у вас на журнальном столике?

– Эрнест Хемингуэй. «Старик и море». Ее мне тренер, кстати посоветовал.

 

«Границу с Украиной пересекали пешком. На машине с российскими номерами было бы страшно»

– Белгородская область граничит с Украиной. На вашем родном городе как-то сказываются конфликты в соседнем государстве?

–   Старый Оскол радушно принял и разместил ,со свойственной русским людям добротой,   очень  много  беженцев с Украины. Кстати, я ведь и сама была в Харькове в сентябре прошлого года.

– ???

– До сих пор не знаю, как я отважилась на этот рискованный шаг. Стоматолог моей подруги пловчихи Риты Нестеровой, который ставил ей брекеты, живет именно там. И вот она предложила мне составить компанию.

– И две девчонки просто сели и поехали в Харьков к стоматологу?

– Да (улыбается). До границы нас довез ее муж, а потом мы пошли пешком, потому  что пересекать границу на машине с российскими номерами было страшно. Уже на месте взяли такси и поехали в центр города. В Харькове то и дело мы замечали какие-то страшные наклейки про Путина и Россию. Но к счастью наше путешествие прошло без приключений. Может быть, потому что местные не знали, что мы русские.  

 

«Думаю, бассейн на «Казань-Арене» будет классно смотреться»

– Не раз доводилось слышать от российских пловцов, что казанский Дворец водных видов спорта – один из лучших в стране. Может ли он стать базовым для российской сборной?

– Вполне может. Хотя зал пока еще сыроват: там очень мало тренажеров. А бассейн – очень удобный. Особенно когда идут соревнования на короткой воде. У меня есть проблема с поворотами, и мне нужен короткий бассейн. Вообще объект полностью соответствует всем требованиям спортсменов: отличные тумбы, с которых мы прыгаем в воду. Сама вода очень хорошая, не тяжелая, но и не легкая. Осталось доукомплектовать тренажерный зал, и Дворец водных видов спорта стает идеальным местом для сборов.

– А как вы отнеслись к идее переоборудовать футбольную арену в бассейн к домашнему чемпионату мира по водным видам спорта? С чем-то подобным вам приходилось сталкиваться ранее?    

– Последний чемпионат Европы в Берлине проходил на велотреке. «Спинистам» было очень неудобно, потому что крыша была круглая и им не на что было ориентироваться. Они, бедные, постоянно сбивались с дорожки, могли проплыть лишнюю дистанцию. А мне крыша не важна, поскольку плыву на груди, так что и дискомфорт я не испытывала.

В Дании как-то проводили первенство Европы на короткой воде на футбольном стадионе. Мне там понравилось выступать. Если переоборудовать арену просто и выгодно, почему бы этого не сделать? Думаю, что «Казань-Арена» будет классно смотреться. Чем больше людей, тем лучше для спортсменов. Я очень люблю заряжаться от трибун перед стартом.

 

«Улучшить собственный рекорд России мне вполне по силам»

– Ваша жизнь после рекорда сильно поменялась?

– Дайте подумать (смеется). Нет! В первый день было много поздравлений, но уже на следующие сутки я продолжила готовиться к чемпионату Европы. Я понимала, что будет сложно перекрыть его, но хотела хотя бы приблизиться к этим цифрам. В итоге сделать этого не удалось, но я и не сильно расстроилась. В подготовке мы делали акцент именно на Кубок России.

– Но уснуть сразу после рекорда вам удалось без проблем?

–  А в ту ночь я вместе с папой возвращалась домой, так что в дороге мы просто болтали. Я просто не думала о рекорде. Нужно забывать такие вещи, тем более, что это – не предел. Сейчас надо стараться улучшить этот результат, рассчитываю, что мне это по силам. Не считаю, что данный рекорд – заоблачный результат.

– Однако это рекорд России!

– Россия именно в моей дисциплине и на моей дистанции показывает не самые выдающиеся результаты, по европейским меркам, так что гордиться особо нечем. Хотя прогресс в последнее время и очевиден, но хочется еще быстрее приблизиться к вершине. Рекорд России – лишь маленькая победа на пути к цели. 

– Не давит психологически, что на домашнем чемпионате мира перед российскими спортсменами будет повышенное ожидание, а перед казанскими – вдвойне?

– Нет, наоборот, это подстегивает. У мен в душе в преддверии турнира теплится какая-то радость. На днях я познакомилась с Министром спорта Татарстана Владимиром Леоновым. Конечно, в министерстве ждут от нас каких-то результатов, но и мы приехали в Казань, не просто отдохнуть и развеятся. Рассчитываем, что сделаем все по максимуму. Будем к этому стремиться. Не хочу сейчас давать обещания, что все смогу. Но могу заверить всех, что сделаю все, что в моих силах. А там посмотрим…

Оригинал: http://sport.kazanfirst.ru/feed/31993 

Дата: 05.02.2015 г.

Фото: Егор Алеев, из личного архива Елизаветы Базаровой, tula-sport.ru, kazan2013.com