6 мин.

Золотое поколение бельгийского футбола [4]

Первая часть

Вторая часть

Третья часть

 

Автор: Алекс Клэпхэм

Оригинал: The Guardian

Когда группка молодых людей врывается в здание, возвратившись с пробежки вокруг озера в Парк режьёналь де ла Пед, все обмениваются рукопожатиями и приветственными поцелуями в щеку. Команда до 21 года пролетает мимо плаката с изображением молодого Ромелу Лукаку и исчезает в спортзале.

«Именно отец Ромелу побудил нас начать сотрудничество со школами», – говорит Жан Киндерманс, директор Академии «Андерлехта». – В 15 лет Ромелу уже был знаменит, и интерес к нему стал предметным. Его отец сказал мне: “Лилль”, “Ланс”, “Осер” и “Сен-Этьен” – все заинтересованы в моем сыне, и все эти клубы предлагают ему школу, жилье и футбольное образование. Там есть все необходимое. Через несколько месяцев мы запустили проект Purple Talents (в пер. – «пурпурные таланты»). Теперь, более 10 лет спустя, это называется Purple Talent Program (в пер. – «программа пурпурных талантов») – потому что это уже не просто проект».

«Каждое утро, перед тем как идти на уроки, Ромелу отрабатывал завершение атак в течение часа. Мы не любим забивать голову детям слишком большим количеством информации. Лучше заниматься интенсивно в рамках коротких занятий, чем отрабатывать те же самые навыки медленно и подолгу. Общение с людьми и наличие разных увлечений и интересов – это ключевой момент».

Учебный центр «Андерлехта» расположен на окраине Брюсселя среди шале, живописных региональных парков и учебных заведений. Из этого центра вышло множество игроков, в том числе 8 из 23, отправившихся в составе главной сборной Бельгии в Россию. Ромелу Лукаку, Венсан Компани, Леандер Дендонкер, Юри Тилеманс, Дрис Мертенс, Аднан Янузай, Миши Батшуайи и Маруан Феллайни – все они начинали здесь. Это больше, чем треть состава, и на всех они забили уже девять голов на чемпионате мира – на два больше, чем вся сборная Бразилии, с которой они столкнулись в четвертьфинале.

Киндерманс, само собой, гордится умением клуба находить местные таланты и выводить их на международный уровень. «Мы стараемся заполучить лучших игроков из Брюсселя, до того как они попадают в команду до 13 лет. От 6 до 12 лет мы ориентируемся только на местных детей. Мы следим и за игроками из других регионов, если они выделяются талантом, но здесь очень многое зависит от характера, возраста, культуры и родителей. В любом случае, очень сложно оторвать мальчика этого возраста от семьи».

Игроки команды до 17 лет демонстрируют все на что способны тренеру Нуреддину Мукриму. Из небольших квадратов ребята переходят к позиционной игре в общей группе. Каждые 10–15 минут Мукрим дает развернутые комментарии всей команде. На другой стороне комплекса, на поле команды до 15 лет, младшая группа делает упражнение на завершение атаки, когда вингеры вырезают передачи внутренней стороной стопы дугой наружу (in-swinging crosses). Тренер все больше раздражается на одного из открывающихся защитников. Несмотря на критику, парень не выражает никакого недовольства.

«У нас должен быть индивидуальный подход к каждому игроку, – говорит Киндерманс. –У нас такое разнообразие религий, культур, языков и национальностей. Каждый человек реагирует по-разному. Мы адаптируемся к каждой персональной истории; две ноги и здоровая голова вот что важно».

«Андерлехт» – это улица. Мы – зеркало сообщества. Брюссель похож на Лондон, на Париж, на любой большой город. Мультикультурализм – это преимущество для нас. Возьмите Венсана Компани, у него мать бельгийка и отец африканец. Это скромная семья, у них не было модной машины, а Венсан учился в центре Брюсселя. После тренировки он должен был сесть на трамвай здесь, а затем пересесть на ночной автобус. На него оказала влияние улица».

«Венсан очень умный парень. Я не предсказать, но уверен, что однажды он вернется сюда и сыграет важную роль в клубе. Он от природы, от рождения лидер. И вам не нужна степень по психологии, чтобы понять это. Даже когда он разговаривает и шутит, он выделяется среди других. Он инстинктивно объединяет людей в группу и оказывает огромное влияние на всех, где бы он ни оказался. За пределами поля он обладает даже большим набором важных качеств, чем на самом поле».

Киндерманс мог бы сразу же сработаться с таким человеком как Компани. «Мне не нравятся тренеры, которые меняют клубы каждый год, – говорит он. – Стабильность – это ключ. Наши тренеры часто консультируются у психологов и педагогов. У нас работают и бывшие профессиональные игроки, и «тренеры со степенями». Конечно же, у людей свои склонности; но нельзя замыкаться на одном типе мышления, необходимо постоянно учиться новому, у менеджеров по персоналу, у психологов. Реальное искусство быть тренером – донести свои идеи игрокам и заставить их поверить в ваши теории».

«Дети меняются, футбол меняется. Я заставляю своих тренеров смотреть игры Лиги чемпионов и анализировать матчи. Очень важно быть внутри современной игры. Раньше мы просто стремились к 70% владения мячом. Но что хорошего во владении мячом, если вы ничего не можете сделать с ним? Теперь мы работаем над тем, чтобы иметь 70% прогрессивного, эффективного владения мячом. Мы добавили отработку завершения атак во все тренировки. Иначе мы бы могли владеть мячом, но при этом проигрывали бы каждую игру 0:1. Тренировочная философия клуба – “Выиграй мяч. Сохрани мяч. Двигайся вперед. Созидай. Завершай. Выигрывай”. Это цикл, который мы проповедуем у нас в академии».

«Вы рискуете лишиться духа победителя, если работаете только над отдельными элементами игры. Но и тренировать игроков только для того, чтобы побеждать, неправильно. Должен быть баланс. Вот почему мы создали цикл, который создает не просто хороших футболистов, но разносторонних, самодостаточных игроков. Если все хорошо с построением и развитием игры (build-up), вы будете выигрывать матчи».

«Мы готовимся, чтобы побеждать любого противника. Используем видео и тактический анализ, чтобы эффективно применять «высокий прессинг» или «прессинг-паутину» [когда команды заманиваются в определенные зоны, а затем осуществляется агрессивный коллективный отбор]. При этом было бы безумием использовать стиль и построение основной команды, потому что за последние 15 лет у нас не было ни одного главного тренера, проработавшего в команде более 3 сезонов».

«Наша академия играет по системе 3-4-3, которая сменяется на 4-3-3 в командах до 15 лет и старше. Но мы должны быть гибкими. Многое зависит от наших сильных и слабых сторон, противника, времени года и турнирного значения игры. Когда вам исполняется 16 или 17 лет, мы ожидаем, что вы будете выигрывать в стиле «Андерлехта». У младших групп есть зона комфорта, предполагающая постоянную схему 3-4-3, но даже здесь игроки должны регулярно менять позиции. Я не крестный отец этих ребят, но все же считаю, что воспитание универсальных игроков поможет развитию их умственных способностей, сделает из них полноценных, разносторонне развитых людей. Если они следуют правилам, прислушиваются к советам и усердно работают у нас, кто знает, каких высот они могут достичь?»

Солнце заходит, и тренировочный день команды до 21 года завершается. Когда они выходят из спортзала, они приободряют младших игроков, все еще мучащихся физподготовкой или технической тренировкой. Стена за их спинами напоминает: «Упорный труд побеждает талант!»

Первая часть

Вторая часть

Третья часть

 

Если вам понравился этот материал, пожалуйста, поставьте плюс, подпишитесь на мой блог и расскажите друзьям. И буду очень рад узнать ваше мнение в комментариях!