4 мин.

Ключ к скорости в «Ф-1» – быстрый прогрев шин. Но их нельзя «включать» резкими рывками – инсайд экс-гонщика «Уильямса» Сироткина

От редакции: Какой аспект пилотажа в «Ф-1» – ключевой? Почему шины играют настолько огромное значение? Почему их нельзя прогревать резкими рывками? В своем блоге на Sports.ru экс-пилот «Формулы-1» и гонщик программы «СМП Рейсинг» Сергей Сироткин разбирает все мыслимые вопросы об автоспорте, и сегодня добрался до, вероятно, главного вопроса «Ф-1» – работе с резиной. Из-за чего она может перегреваться или наоборот, прогреваться слабо. что такое «температурное окно», на не попадание в которое порой жалуются гонщики «Формулы-1», как этого не допустить – в сегодняшнем материале.

Таинственные «температурные окна», попадание в них и способы правильно довести до них шину без перегрева

Для успешного выступления в гонке необходимо учесть множество аспектов. Но наиболее важный момент в нынешней «Ф-1» – умение извлекать максимум из резины, а именно держать износ и перегрев шин под контролем. Как правило, потеря темпа начинается с перегрева верхнего слоя задней резины. Для этого надо следить за пробуксовками на выходах, да и за любыми скольжениями в целом.

Когда говорим про рабочее окно резины, мы понимаем под этим, что любая шина выдает свое максимальное сцепление с дорогой при определенном соотношении температуры ее верхнего и внутреннего слоев. И все гонщики стремятся как можно раньше ввести покрышки в этот оптимальный диапазон и как можно дольше их в нем удерживать.

Например, резкие маневры создают микроскольжения и трение между колесом и дорогой. Это повышает температуру верхнего слоя покрышки и частенько приводит к его перегреву. А движение на большой скорости и с большой боковой или продольной нагрузкой (быстрый поворот или жесткое торможение) наоборот – передает наибольшую энергию на шину. Что и заставляет прогреть всю покрышку целиком изнутри.

На разных трассах и типах дорожного полотна пилот с командой прорабатывают разные стратегии и способы прогрева покрышки целиком без минимальных повреждений и перегрева верхнего слоя шины.

На самом деле температурное окно – соотношение температуры верхнего слоя резины, которым она касается дороги, с общей температурой всего колеса, его основания. В особенности это важно с резиной «Пирелли», которая крайне чувствительна к этому и оптимально работает только тогда, когда вы попадаете в нужные показатели с точностью чуть ли не до градуса. Когда до нужного уровня нагреты и верхний слой, и внутренняя часть, когда вы соблюдаете все параметры – тогда резина работает хорошо.

Когда же мы не можем передать на покрышку достаточную нагрузку из-за малого сцепления, и у нас не получается или крайне трудно прогреть основу колеса изнутри – перегревается верхний слой, и мы вываливаемся из этой рабочей «вилки». Это ведет к общему перегреву колеса.

Настройки шасси тоже влияют на шины – ее жесткостью можно менять скорость прогрева

Любое действие пилота сопровождается нагрузкой, которая проходит через шасси, прежде чем дойти до покрышки. Соответственно, чем мягче шасси – тем нагрузка на резину будет поступать дольше и плавнее. В этом случае у резины будет больше времени для деформации под оптимальное пятно контакта, что приводит к лучшему сцеплению.

Чем шасси жестче – тем нагрузка на резину поступает агрессивнее и быстрее. Из-за этого не все шины успевают адаптироваться, и в один момент резина может не справиться с поступившей нагрузкой. В этом случае происходит проскальзывание и срыв, что ведет к перегреву верхнего слоя покрышки.

Но есть и обратные примеры! При использовании более мягкой и цепкой резины инженеры предпочитают делать шасси жестче, чем в гоночных условиях. Таким образом получается быстрее передать всю энергию на шину и извлечь из нее больший потенциал! Благодаря грамотной настройке автомобиля пилот может лучше раскрыть потенциал резины и получить больше сцепления в разных фазах поворота.

Еще большем пилотажных нюансов в «Ф-1» вы можете узнать в инстаграме Сергея Сироткина и его блоге на Sports.ru. Присоединяйтесь!

Экс-пилот «Ф-1» Сергей Сироткин завел блог на Sports.ru. Он расскажет о пути в Гран-при и создании гоночной академии

Почему карт – лучший старт для гонщика? Объяснил экс-пилот «Ф-1» Сергей Сироткин: учит основе главных пилотажных фишек

Летняя тренировочная программа Сергея Сироткина

Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI; eastnews.ru/imago sportfotodienst

Блог пилота «СМП Рейсинг», бывшего гонщика «Формулы-1»
6 комментариев
Спасибо за инсайд. Когда буду пилотировать болид Ф-1 -- обязательно учту
+30
0
+30
Ничего не понятно, но очень интересно!!!
+2
0
+2
Не могут сделать нормальные шины, чтобы пилоты гонялись, а не берегли их или пытались в температурные окна попадать..
+3
-1
+2
Ответ заблокированному пользователю
Не могут сделать нормальные шины, чтобы пилоты гонялись, а не берегли их или пытались в температурные окна попадать..
Это сделано специально, что бы была интрига в гонке
+1
0
+1
Ответ заблокированному пользователю
Не могут сделать нормальные шины, чтобы пилоты гонялись, а не берегли их или пытались в температурные окна попадать..
Могут. Но варят такую резину, какую заказчик просит. За что платят, то и делают...
+1
0
+1
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий