3 мин.

Психология рефлексивного поведения. Что делать, когда не получается

Последнее время много смотрю игровые виды в исполнении взрослых и подростков — от Олимпийских игр до подростковых турниров. За редким исключением (перед глазами стоит игра Уэльса и Исландии на последнем Евро), наблюдается одна и та же картина — если у одной команды получается командное взаимодействие, то у другой командные действия разваливаются. Преобладают попытки индивидуально добиться результата.

На днях проходил подростковый баскетбольный турнир. Это не профессионалы. Спортивная борьба здесь была по максимуму — без компромиссов. Непосредственно наблюдаю за одной командой. С летних сборов она прибавила во всех компонентах ‒ функциональных и игровых. Уверенно выигрывает групповую часть турнира, показывая хорошее командное взаимодействие. Ребята играют в удовольствие. Получаются проходы и дальние броски.

В финальной игре идет первая четверть. Равный, скоростной баскетбол, все в движении, мяч ходит быстро. Проходит две-три результативных атаки с одной стороны и игра меняется. Одна команда с одухотворенными лицами продолжает ту самую командную игру, где присутствует динамика и своевременность паса. У другой именно в этом возникают трудности. Надо забить, но не получается. Тренер говорит — игроки не слышат. В итоге оставшиеся три четвери команда забивает столько же, сколько за первую четверть. После игры ребят награждают и поздравляют со вторым местом, а лица у них расстроенные и опустошенные.

Победитель финальной встречи действительно выделялся своей игрой на протяжении турнира. Все предыдущие игры команда выигрывала с разницей в 25–50 очков. Но сопоставляя финалистов я не увидел, что они различаются ростом, физикой или техникой владения мячом. Да и тактические приемы финалистам известны.

С проигравшими ребятами сработал эффект рефлексии. Цель прежняя. Результата нет — упрощается схема поведения. Рефлексия здесь заключается в приспособлении к ситуации, а не в изменении её!

Но чтобы изменить ситуацию, надо изменить отношение к происходящему. А для этого недостаточно громоподобности тренера. Необходимо успокоиться самому наставнику (вернуться в эмоционально уравновешенное состояние), тоже самое сделать со своими игроками и по принципу от простого (когнитивные способности же ограничены одним-двумя логическими условиями) восстанавливать коллективную игру.

Несколько дней назад ровно тоже наблюдал в товарищеской игре сборных России и Финляндии в Петербурге. Вот что тогда увидел в поведении тренеров. Когда наши проигрывали, Сергей Базаревич раздражался и в паузах отчитывал игроков. А финский тренер давал установку как играть. Всё поменялось наоборот, когда россияне стали уходить вперед. Наш тренер излучал позитив и рисовал схемы. Финский раздраженно жестикулировал, а в концовке просто сел.

В блоге «Заметки об Оранжевом мяче» прочитал, что американцы за последние 10 лет проиграли всего два раза. Испанцам и грекам. И оба раза в ответ на командное взаимодействие и дальние броски соперника они пытались восстановить равновесие индивидуальной игрой.

Действительно, в многоальтернативных ситуациях, когда раз за разом не получается, на индивидуальную игру переходить проще.

Вот что сказала экс-игрок сборной России по гандболу Ирина Полторацкая о неудаче в Пекине и победе нынешней команды в Рио: «Тогда не хватило умения играть спокойно. Вот сейчас смотрю: команда проигрывает семь мячей, пара замен, все успокоились, игра потихоньку выравнялась, победили. А тогда? Начали проигрывать, все растерялись, все сбилось. Одна замена, другая, третья — толку мало, поплыли. Ни тренер, ни команда ничего сделать не могут. Сейчас Трефилов в этом плане опытный. Крепче держит и контролирует игру. Нет суеты и истерик».