3 мин.

Поражение, за которое не стыдно. Россия рискнула и осталась без медали в эстафете

Россия вот уже 33 года не может выиграть эстафету. Не повезло и сегодня, хотя это была интересная попытка. Рецензия Вячеслава Самбура.

Остаться без медали в мужской эстафете – это, конечно, поражение. Звонкое и в контексте чемпионата, где у нас не густо с медалями, особенно болезненное. Но не убийственное – в конце концов, Россия умеет проигрывать сама себе, обычно еще и не извлекая уроков.

Сегодня опять проиграли себе, но, вероятно, кое-что поняли.

В чем был план?

За два дня до старта Елена Вяльбе – президент федерации, главный тренер и даже повар – сообщила, что вопрос с финишером ясен. Заканчивать забег ожидаемо должен был Максим Вылегжанин.

Через сутки официальная заявка отправила Макса на первый этап. Возник слух, будто он сам отказался от решающего отрезка, в дополнение появилась гипотеза, что новое сочетание – тактический замысел, по которому в самом простом изложении должно было случиться следующее:

1) Хорошо готовый, любящий классику Вылегжанин растягивает группу – сбрасывать там было кого: топ-команды выставили на старт далеко не монстров.

2) Бессмертных, свежий и подведенный именно к эстафете, сохраняет позицию хотя бы рядом с лидерами, упрощая задачу конькистам,

3-4) Легков и Белов, не обладающие сейчас взрывным финишем, ни за кем не мчатся, а пытаются отцеплять соперников дистанционным ходом. Гонка, кстати, показала, что как минимум Белов на это способен.

Почему план не был безумным?

Сегодняшняя расстановка очень похожа на отчаянную попытку впервые за 33 года выиграть эстафету. Именно выиграть, пойти ва-банк. Понятно, что каких-то тривиальных шагов здесь недостаточно: в Сочи у нас было серебро, на ЧМ-2013 – бронза, в 2011-м и 2010-м – ничего, хотя все вроде бы делалось по науке.

Теперь вот рискнули, видимо, оценив набор факторов:

а) эстафет в этом сезоне не проводилось – поэкспериментировать негде, зато представился отличный шанс удивить конкурентов,

б) постолимпийский сезон – проходной для всех, им в случае неудачи жертвовать проще,

в) постолимпийский сезон – проходной для всех, но для русских – в особенности. Целая группа лидеров команды добралась до Фалуна в неважной форме, то есть при стандартных действиях расклад точно бы не улучшился.

Выбрали «убегающее» сочетание, причем убегающее с самого начала, и попутно заткнули дыру на классической части. Все-таки сильнейший русский финишер Вылегжанин закрывал старт не только в рамках плана, но и вынужденно. В стране, увы, давно нет сильных классиков.

Почему план не был реализован?

«Не хватило сил» – в первую очередь Александру Бессмертных, который попал под бульдозер двукратного чемпиона мира Олссона и еще нескольких серьезных парней. На финиш наши приехали примерно с тем, что при передаче оставил Бессмертных.

Его провал в гонке – скорее, следствие, чем причина. То ли тренеры просто ошиблись с выбором (в запасе остался Волженцев), то ли перемудрили с горной подготовкой Бессмертных – для него это была первая гонка, а к ЧМ он готовился в Сочи.

Согласитесь, Вылегжанин, Легков и Белов провели как минимум добротные отрезки, уж точно без завалов.

Можно предположить, что у людей, смотрящих гонки раз в пару лет, сложилось впечатление, что сегодня российской сборной обыкновенно не хватило не бессмертных сил, а народу на состав.

Полные результаты мужской эстафеты на ЧМ-2015 в Фалуне

Фото: Fotobank/Getty Images Sport/Matthias Hangst