6 мин.

«Олимпийская медаль ценнее, чем роль знаменосца». 20 лет назад Ростовцев отказался нести флаг России – и теперь объясняет почему

В ковид-сводках из Пекина легко забыть, что до соревнований наших олимпийцев ждет во многом ритуальное, но все-таки важное и сложное действо – церемония открытия.

Понятно, что в текущих реалиях это шоу скорее для телекартинки, чем для спортсменов. Большинство не захочет рисковать и останется по номерам, но кому-то, по крайней мере, надо нести флаг. Два знания/напоминания об этом:

1) Наша делегация пройдет на открытии с флагом Олимпийского комитета России, под названием ROC;

2) Знаменосцев будет двое, парень и девушка – это рекомендация оргкомитета «по принципу гендерного баланса», как сказал босс ОКР Станислав Поздняков. В Токио-2020 флаг поднимали волейболист Максим Михайлов и саблистка Софья Великая. 

Выбор знаменосца всегда тяжелый, причем для потенциальных кандидатов это тоже большое решение.

20 лет назад в Солт-Лейк-Сити знаменосцем сборной России определили биатлониста Павла Ростовцева – за год до этого он выиграл два личных золота на ЧМ, а зимой-2001/02 боролся за Кубок мира. Но лидер сборной уверенно отказался, вскоре пожалел об этом, а сейчас считает, что все-таки поступил правильно. 

Ниже – его монолог об олимпийской кухне: как определяют знаменосца и почему это зачастую выбор по остаточному принципу.

– Я узнал, что являюсь кандидатом на эту роль, уже в Солт-Лейке – это решение спортивного руководства страны. Как ни странно, даже не придал значения – был слишком сосредоточен на предстоящих гонках. 

Зато хорошо помню последующий разговор со старшим тренером Александром Голевым и Виктором Маматовым, который был одним из руководителей нашей делегации. Биатлонисты жили не в деревне, а в отдельном доме – рядом с трассой, в часе-полутора езды от главного стадиона. Я пришел с тренировки, и мы все обсудили. 

Я больше слушал, но тоже поделился мыслями. Дорога туда-обратно – это три часа. Еще несколько часов нужно находиться там: сначала просто ждать, потом пройти и стоять на стадионе. По сути, полдня ты занят участием в параде и возвращаешься домой к ночи, если не ночью. Причем между открытием и первой гонкой у нас было всего два дня.

А мы уже провели хорошую завершающую тренировку, чтобы на фазе суперкомпенсации выходить на старт. Требовалось как следует восстанавливаться, а это сон и минимум активности – может быть, совсем легкие тренировки, прогулки.

Голев и Маматов привели аргументы, и я согласился. Ехать на церемонию – значит, рисковать: а если простуда, еще какая-нибудь зараза? Да и сама по себе поездка – это элементарная трата энергии. Мы приняли совместное решение – отказаться от статуса знаменосца и не приезжать на открытие.

Вместо меня выбрали Алексея Прокуророва, которому до первого старта оставалось около недели.

Подчеркну: в тот момент все мои мысли и действия были направлены на то, чтобы оградиться от внешних факторов, не дай бог не заболеть. Потому что форма была хорошая, а в такой ситуации ты цепляешь любые болячки. Подводка была расписана детально, и участие в открытии дало бы серьезную нагрузку вне плана.

Мы посчитали, что надо ее избежать. Я спокойно на это пошел: аргументированное решение – мы понимали все плюсы и минусы.

Должен признать, сразу после Олимпиады я об этом жалел. Сам турнир прошел не так, как хотелось: все гонки я закончил в топ-6, но без медалей. Еще один сигнал: форма-то у меня действительно была, в целом показал приличный результат, но вот так…

Спустя какое-то время мы обсуждали это с Валерием Медведцевым, которому посчастливилось быть знаменосцем на Олимпиаде-1992. И он говорил мне: «Надо было соглашаться! Я нес в Альбервиле и помню эти ощущения: ты встаешь вперед, за тобой вся страна, такой подъем – в гонках тебе не хватило этих эмоций. А на открытии ты бы их, несомненно, получил».

Россия уже шла на открытии Олимпиады под флагом МОК, нес Медведцев. И это было не так ужасно 

В этом есть логика. Хотя задним умом мы все крепки: раз на Олимпиаде не получилось, то ты ищешь, что же можно было сделать по-другому.

Сейчас сожалений у меня нет – я напоминаю себе, что это было взвешенное решение. Хотя для карьеры, для своей истории это было бы круто и торжественно: ты – знаменосец страны на Олимпиаде. Тогда об этом вообще не думалось, мысли были простые: через два дня у меня гонка. Все.

Олимпийская медаль ценнее, чем роль знаменосца. На таком уровне очень много спортсменов сопоставимы с тобой по готовности, поэтому все решают мелочи. Надо выигрывать, искать преимущество всем, чем можешь, а роль знаменосца – отвлекающий фактор.

*** 

Как спортсмен я не бывал на открытии – ни в Солт-Лейке, ни в Турине. Имея кое-какой опыт работы тренером, четко понимаю: если бы моему спортсмену предложили нести флаг, я бы его разубеждал. Как разубеждали меня.

На Олимпиаде в Сочи наши с Вольфгангом девочки не поехали на открытие. Сначала нужно спускаться на канатке, потом около часа на автобусе… Конечно, это было здорово организовано, но все равно ушло бы несколько часов, есть риск заболеть (а в 2022-м это как никогда актуально), потом предстоит позднее возвращение, неполноценный сон. 

Мы – тренеры – съездили. Мы могли себе это позволить: потратить время, вернуться поздно, недоспать. Спортсмен – нет, не мог.

Получается некое противоречие. С одной стороны, флаг должны нести спортивные лица страны – самые титулованные, уважаемые, узнаваемые. С другой, у них наверняка будут справедливые аргументы против.

На мой взгляд, предлагать эту роль надо, исходя из трех факторов:

1) тем, у кого соревнования относительно нескоро – если есть запас 5-6 дней, то нормально;

2) тем, кто живет недалеко от стадиона, где пройдет открытие. Час пути – это уже многовато;

3) тем, кто действительно рвется. Возможно, спортсмен все-таки живет далеко, а соревнования начнутся вот-вот, через день-два... Но он максимально уверен в себе, не боится пойти на этот шаг: да фигня это все – эти опасения отвлечься, устать, выплеснуть эмоции. Мне это необходимо для настроя, для правильных ощущений. 

Тогда спортсмен должен объяснить тренерам, что видит все риски, но способен с ними справиться. А главное, видит в этом пользу – такая позиция тоже может быть.

***

Церемония открытия Олимпиады-2022 начнется 4 февраля в 15:00 по московскому времени (в Пекине будет 20:00). Кого бы вы хотели видеть знаменосцами сборной?

Фото: Gettyimages.ru/Danny Gohlke/Bongarts, Maddie Meyer, Zoom Sports/ALLSPORT; afpforum.com/Roberto SCHMIDT/AFP/East News; РИА Новости/Алексей Филиппов