7 мин.

За 3 недели до Олимпиады всплыла тема с увольнением Шашилова – тренера биатлонисток. Что с ним не так?

Женскую сборную России по биатлону штормит – шальная бронза в эстафете (благодаря застрелу белоруски Солы и великолепной Кристине Резцовой) не должна обманывать.

С результатами туго, прогресса на длинной дистанции нет, а накануне даже сверкнула новость о возможном увольнении шефа Михаила Шашилова до Олимпиады. Не только за проблемы в гонках, но и некие нарекания по режиму.

Информацию от «Матч ТВ» опровергли в СБР – нет смысла изучать ее природу и содержание. Шашилов, конечно, доработает Олимпиаду – какие уж увольнения за 3 недели до первой гонки? Важнее другое – контроль над командой потерян, а Шашиловым и правда недовольны в СБР, в коллективе и во многих регионах. По большому счету для биатлонисток ничего бы кардинально не изменилось, если бы его отстранили.

Почему у тренера, так здорово проявившего себя в Свердловской области, не получилось со сборной? Тем более там три его воспитанницы: Миронова, Казакевич, Шевченко.

1. Шашилов никогда не рвался в команду, предпочитая спокойную работу в регионе. Его звали три последних босса СБР: Кравцов, Драчев, Майгуров. После серии отказов Шашилов согласился – во многом потому, что в основе преобладали его ученицы.

Увы, никто не учел темперамент тренера и его (не-) способность к адаптации в новых условиях в 60 лет.

Шашилов, и так настороженно встречавший эту должность, разочаровался еще в прошлом году – от внимания, прессинга, количества задач. Весной хотел отделиться со свердловскими ученицами (или просто с теми, кто готов), а осенью в сердцах выпалил в интервью Sports.ru: готов уйти хоть сейчас.

Уловившая этот настрой команда так и движется по сезону – просто дожидаясь конца. Через несколько месяцев у биатлонисток будет новый шеф – все-таки Шашилову и сборной лучше порознь.

2. Это совершенно не означает, что Шашилов слабый тренер. Напротив, 30-летняя работа в регионе, много воспитанниц в основе, интерес нескольких боссов СБР – это как резюме, признание класса и опыта. Такие, как Шашилов, нужны нашему биатлону – просто не в качестве старшего.

В Свердловской области он был абсолютно на месте: творил, воспитывал, создавал конкуренцию богатым регионам, доводил девушек до сборной. На том уровне установки и методы Шашилова работали прекрасно – за последние 1,5 года мы их выучили наизусть: трудиться, биться, терпеть. Такой первичный фильтр – на Кубке России без этого не получится, а вот дальше от тренера и спортсмена требуется что-то новое.

«Хочешь потерять друзей – иди тренировать сборную». Интервью-исповедь Михаила Шашилова – шефа биатлонисток

3. Предложил ли это Шашилов методически – как теперь разобрать? Вроде бы весь его план выполнила Куклина – и выпала из основы. Приговор ли это для концепции Шашилова? Нет. Неприятно, но так бывает.

Хуже другое: команда постепенно дистанцировалась от тренера – кто-то совсем избегает контактов и, соответственно, тренируется по-своему, кто-то выполняет задания выборочно. Шашилов, теряя авторитет и контроль, плывет в коммуникации – не только с внешним миром (вы же помните его редкие ТВ-выходы?), но и со спортсменками.

Вот история от Евгении Буртасовой, которая вдруг всплыла под Новый год в подкасте Губерниева и Занина.

«На ЧМ я сказала Шашилову, что хочу поехать вниз. Он: хорошо, я займусь этим. Потом Света и Ира переехали вниз. Потом пробежали эстафету, это последняя гонка, и мне звонят: поедешь вниз? А зачем я буду деньги тратить, если домой сейчас поеду.

Суть в том, что я Шашилова ни в чем не обвинила. Не сказала, что он плохой. Потом приезжаю в Нове-Место – со мной человек не разговаривает. У нас эстафета, за день до нее прихожу на официальную тренировку – состава нет. Если мне говорят, что я не бегу – я делаю другую работу, правильно?

Закончилась тренировка – нет состава. И мне потом кто-то говорит: ты не бежишь. Догоняю Шашилова: Михаил Викторович, это же как-то не по-человечески – почему вы не могли сказать, что я не бегу? Как к собаке относитесь. Я же вас не обвиняю: ну, не бегу – и не бегу. И он: все, опять я виноват…

Проходят этапы, он меня не ставит, придумывает отмазки. Потом я в ваксе переодеваюсь, и он заходит. Знаете, когда неудобно разговаривать, человек пытается быстрее выйти. Я говорю: Михаил Викторович, мне надо перед вами за что-то извиниться? Он: нет. Я: а почему вы со мной не общаетесь? Может, я что-то не так сделала, сказала? Он: нет, мне с тобой делить нечего – и уходит. И общения не происходит до сих пор».

Частный пример, но, согласитесь, характерный. Выглядит так, будто приемы Шашилова из региональной практики в сборной не работают. В регионе рядом дети, для которых он безусловный вожак и командир. А сборная – клубок характеров, поколений и хотелок; к тому же у каждой девушки в тылу личные тренеры, мужья, другие советчики.

А еще наши биатлонистки видят, как живут и общаются внутри другие команды – и, возможно, мечтают о том же. Шашилов, только в 2020-м дебютировавший как тренер на Кубке мира, то ли не захотел перестроиться, то ли не смог/не успел. И в итоге упускает доверие даже самых близких, кого тренировал еще детьми.

«Миронова не воспринимает никого, кроме Шашилова. По личным качествам она однолюб: для нее есть авторитет, и других она не слышит», – это слова из 2018-го от шефа сборной Сергея Коновалова. Он говорил о молодой, сырой спортсменке на грани основы и резерва.

Теперь Миронова – уже зрелая и претендующая на лидерство в команде – по сути, отвернулась от Шашилова. И можно только догадываться, как и когда выросла стена между ученицей и тренером после 10+ лет совместной работы. Мы не знаем деталей, но глобально ведь многое понятно: Миронова, которой уже под 30, изменилась, а Шашилов – нет.

В 60 лет в абсолютно новой среде меняться сложно – наоборот, проще вцепиться в привычные, проверенные ценности и методы: биться, терпеть, я командир, а вокруг дети (да, Шашилов до сих так и называет биатлонисток). Стоит ли удивляться потере контакта и слезам после бесед?

4. По пути Мироновой чуть более робко движется Казакевич, а следующая, видимо, Шевченко. Биатлонистки, привязанные к Шашилову не так крепко, сделали выводы раньше:

• Ульяна Нигматуллина с конца лета ушла на подготовку к мужу – да, в олимпийский сезон так рискнула. Может, и зря, но и не сказать, что совсем без причин;

• Кристина Резцова тоже поставила на самоподготовку – и пока права. Сегодня до ее этапа наши выглядели совсем беззубо: 7-е место к последней передаче, почти 50 секунд отставания от бронзы, низкие скорости.

Показательно, что лидера подготовили не внутри сборной и даже не в регионах, а силами Виталия Норицына – шефа Болгарии. Он на 20 с лишним лет младше Шашилова, но гораздо опытнее как тренер на Кубке мира.

«Фамилия на меня не давит». Интервью Кристины Резцовой – после родов она вернулась в сборную и уже лидер

• Виктория Сливко, как и Куклина, в межсезонье выполнила план Шашилова. И в ноябре ее подкосил не только странный пролет мимо сборной, но и реакция тренера.

Как и в 2020-м, он сразу после отбора забыл про спортсменку, которую вел 7 месяцев – ноль звонков, никаких тренировочных планов дальше. Хотя очевидно, что подготовка в любом случае должна как-то логично вытекать из сделанного.

Про Буртасову вы уже знаете.

5. Шашилов, разумеется, не рассчитывал всем навредить. Мало кто болеет за наш биатлон (а не за личные интересы) так же, как он.

Он принял команду в период, когда не хотел никто. Пытался освежить коллектив новыми людьми (в том числе в персонале). Отпустил и потом легко принял Нигматуллину, хотя мог бы устроить сцену. Дал шанс Резцовой, хотя имел полное право даже не звать ее на отбор. А сейчас, когда Кристина в порядке, не вмешивается в ее работу и не напоминает о своей роли – наоборот, только помогает.

Возможно, он предложил команде суперэффективную концепцию – а девушки отторгли; раньше весны и всех анализов этого не понять. Но с чем Шашилов точно не справился – стать центром команды, тем самым вожаком, который повел бы за собой. Еще хуже, что он сдался, обреченно приняв эту реальность.

И выглядит это некрасиво.

В женском биатлоне сплошная боль: похоже, тренер ни на что не влияет, да и оставаться в сборной с его настроем нет никакого смысла

Фото: РИА Новости /Александр Вильф, Алексей Филиппов