7 мин.

У Большунова еще могут отнять серебро, а Клэбо вернуть золото – Норвегия не смирилась с дисквалом. Разбираем великий финиш с судьей

Финишный стык Александра Большунова и Йоханнеса Клэбо в марафоне Оберстдорфа-2021 уже легенда, но история не завершена.

Норвегия подала апелляцию на дисквалификацию Клэбо. Теперь дело рассмотрит специальная комиссия Международной лыжной федерации (FIS). Вариантов, собственно, три:

1. Дисквал Клэбо останется в силе, и тогда все как на награждении – Большунов с серебром;

2. Виноватым в нарушении назначат Большунова – тогда уже он лишится медали, а золото вернут Йоханнесу (Иверсен получит серебро, а Крюгер остается с бронзой);

3. Комиссия объявит, что все действовали по правилам – в этом случае Александр откатится на третье место (по пересечению черты: Клэбо первый, Иверсен второй).

Самое время разобраться в этой истории с юридической стороны – без диких эмоций и наивных требований вручить золото всем.

Что стряслось на финише у Большунова и Клэбо? Кто на самом деле прав и почему золото не отдали никому из них?

Сначала ультракоротко все детали главного происшествия на ЧМ:

• Большунов и Клэбо вышли на финишную прямую 50-километрового марафона почти вместе, но Александр находился чуть впереди;

• Большунов занял позицию максимально близко к правой границе коридора, а Йоханнес решил обгонять его с правой стороны – там, где места почти не оставалось;

• первый контакт произошел после движения Большунова – его правая лыжа ушла под лыжу соперника. Почти сразу произошло и касание палками, из-за которого Александр воткнул правую палку себе между лыж и сломал ее о переднюю часть голени. Дальше он сбился с ритма, потерял скорость и проиграл не только Клэбо, но и еще одному норвежцу – Иверсену;

• сборная России подала протест на действия Клэбо в финишном створе – жюри его удовлетворило, дисквалифицировав норвежца за создание помехи при обгоне. Золото перешло к финишировавшему вторым Иверсену, Большунову досталось серебро.

«Мы проанализировали ТВ-картинку с разных углов. Первый вывод, что Большунов был первым и у него было право выбора коридора. Также мы видели, что был контакт между Клэбо и палкой Большунова. Клэбо был позади, и понятно, что ответственность лежит на том, кто обгоняет. Так что в этой ситуации ответственность лежала на Клэбо», – объяснил решение рейс-директор Международной федерации лыжных видов (FIS) по лыжным гонкам Пьер Миньерей.

• в течение двух дней Норвегия готовила ответную апелляцию, считая, что у Большунова не было стремления выбрать оптимальную траекторию, а только желание помешать Клэбо.

«У Йоханнеса не было выбора. Он уходил вправо, где не было лыжни. Выбирает тот, кто идет первым, но Большунов поступил так специально, чтобы оттеснить Йоханнеса, а это в той же степени помеха», – считает тренер норвежцев Эйрик Мюр Носсум.

А как Большунову побеждать Клэбо? Есть 2 способа, оба завязаны на командной тактике

Теперь самые важные подробности – от них будет зависеть финальный исход гонки.

1. Клэбо дисквалифицировали на основании международного правила «343.10 – Обгон» с формулировкой «помеха другому лыжнику при выполнении обгона». Вот как это правило звучит полностью для гонок с общего старта:

«Ответственность за правильный обгон без помех лежит на обгоняющем лыжнике. Обгоняющий лыжник должен разместить пятки свои лыж перед носками лыжами обгоняемого лыжника, прежде чем займет желаемую лыжню. На участках с размеченными коридорами, участники должны выбрать и двигаться в пределах выбранного коридора. Участнику разрешается изменение коридоров, придерживаясь правила 343.9».

2. Норвежцы ссылаются на блокировку в исполнении Большунова – это понятие как раз прописано в правиле 343.9, расшифровывающем понятие помехи:

Во всех соревнованиях создание помехи запрещено. Созданием помехи считается намеренное препятствование, блокировка (когда спортсмен идет не по оптимальной траектории), удар или толчок любого участника соревнований какой-либо частью тела или лыжного инвентаря».

Ничего более конкретного в лыжных правилах нет – все ситуации рассматриваются индивидуально.

3. В правилах FIS установлены четкие сроки, отведенные на подачу апелляции против решения жюри – 48 часов после публикации официального протокола результатов соревнований. Протокол мужского марафона опубликован 7 марта в 16:41 по средне-европейскому времени, норвежцы подали апелляцию в последний момент.

Такое окно неслучайно – сторона, подающая апелляцию, должна не только заплатить 500 швейцарских франков (их вернут в случае удовлетворения), но и собрать показания и доказательства собственной правоты. После подачи документов у апелляционной комиссии 72 часа на рассмотрение. Важный момент – в ее состав не должны входить представители страны, которая подала апелляцию.

4. Решение по апелляции примут до середины дня 12 марта. Если комиссия не отменит дисквалификацию Клэбо, норвежцы смогут обжаловать решение в судебных органах FIS.

За дополнительными пояснениями мы обратились к председателю Всероссийской коллегии судей Федерации лыжных гонок Виктору Григорьеву

– Судьи посмотрели инцидент со всех возможных ракурсов в замедленной съемке – у них есть скоростные камеры, которые позволяют заснять момент и рассматривать его дробно, до сотых долей секунды.

Сколько бы раз ни повторили этот эпизод на ТВ, наша картина все равно не полная. Да, у телевизионщиков много ракурсов, но возможно такое, что у судей их больше. Они впятером пришли к жесткому решению и несут ответственность за него.

– Простым языком – что не так делал Клэбо?

– Он имел возможность выиграть чисто, если бы занял соседний коридор – и соответственно, контакт с Большуновым был бы исключен.

Раз Александр впереди, он может выбирать любой коридор. Клэбо однозначно сзади, и его выбор уже меньше: обгонять Большунова или справа, или слева. По идее Клэбо должен был пойти левее – по свободной дорожке, имея шанс выиграть в чистой борьбе. Но он залез вправо, не в лыжню – между бордами и Большуновым: это могло привести к контакту и привело.

– Если представить, что Большунова там вообще нет, Клэбо может идти не в лыжне?

– Иногда скольжение между лыжнями лучше, чем в лыжне, так что да, имеет право. Но не имеет права контактировать. Даже в этой ситуации: если бы все обошлось, если бы контакта не было – выиграл бы тот, кто быстрее на финише. Если бы выиграл Клэбо – тебе повезло, ты рискнул, ты так сделал. А если твое решение привело к контакту, ты виновен.

Если ты пошел не в лыжне, то должен гарантировать отсутствие контакта. Контакт – вещь, которая плохо прощается.

– Норвежцы говорят о том, что Большунов выдавливал Клэбо, создавая помеху.

– Большунов шел впереди и имел право вообще не видеть Клэбо – говорить об ответственности Александра не приходится.

Я встречал мнения, что Большунов его специально прижимал движениями лыж, якобы нога Александра пошла правее. Это требует доказательств, а доказать сложно: я могу терять координацию и хочу устоять. Это уже эмоциональная шкала: может, было так, а может, чуть иначе. Это очень трудно измерить и доказать.

По большому счету, Большунов, находясь в коридоре, не должен думать о Клэбо: где он там бежит, как бы мне его не задеть.

– Решение судей – это итог голосования всех пятерых? Могло быть и 3:2, и 4:1, и единогласно?

– Они никогда не вынесут, кто и как голосовал. Надо считать, что это общее решение жюри. Они посчитали Клэбо виновным в контакте: от касания палка попала Большунову между ног и сломалась – соответственно, Александр потерял возможность соревноваться на должной скорости.

За контакт отвечает обгоняющий – как на дороге. Если вы впереди притормаживаете, а я в вас влипаю – я буду наказан. Тот, кто впереди, не должен оглядываться: где вы, что вы делаете. Кто обгоняет, тот меня видит, и это его ответственность – избежать инцидентов, причинения вреда.

– Разговоры про два золота – это наивно или есть хоть какие-то предпосылки по правилам?

– Никаких вариантов с двумя золотыми медалями в правилах нет. Я понимаю, что это намек на 1982-й. Но это происходило в Норвегии, король присутствовал, администраторы так решили… Чисто политический вариант, чтобы все были сыты.

– Норвежцы подали апелляцию – когда FIS окончательно все решит?

– В связи с резонансом, думаю, в пределах трех дней: комиссия просмотрит весь материал. Субъективно, сомневаюсь, что золото отдадут Клэбо. И еще раз подчеркну: ни я, ни вы не обладаем полным материалом по этой ситуации – а судьи и те, кто принимают решение, обладают.

Эстафета, где наши лыжники потрясли Норвегию: Завьялов выиграл финиш, но судьи вручили два золота

Фото: globallookpress.com/Sammy Minkoff via www.imago-imag/www.imago-images.de, Johanna Lundberg/Keystone Press Agency; REUTERS/Kai Pfaffenbach