7 мин.

«Ходить в пресс-ложу в клубной футболке — не лучшая идея». Что иностранцы думают о российских спортивных журналистах

Иностранец, который только погружается в российский футбол, обычно начинает с англоязычных источников. Проблема в том, что эксперты, известные на Западе как специалисты по России и РПЛ, часто разбираются в этом достаточно поверхностно.

Джонатан Уилсон, который написал целую книгу о футболе в Восточной Европе, называл Игоря Денисова «одним из лучших опорников на Евро-2008». По-прежнему высоко ценится мнение о футболе хоккейного журналиста Славы Маламуда, который сейчас занимается скорее стендапом, чем журналистикой.

Чтобы понимать контекст, нужно читать русскоязычные источники — хотя бы через переводчик. Мы попросили иностранцев, которые давно следят за российским футболом, назвать любимых и нелюбимых российских спортивных журналистов, а также рассказать, что, по их мнению, не так с индустрией в целом.

Дэвид Сэнсан (Англия), болельщик «Рубина», смотрит все игры РПЛ, может встать в 8 утра ради просмотра матча ФНЛ: Раньше мне нравилось следить за Дмитрием Егоровым в соцсетях, потому что благодаря этому я мог понять, как ходят на футбол в России. Но потом я отписался. Он, очевидно, немного гомофоб и немного расист. Ну и да, ходить в пресс-ложу в клубной футболке — не самая лучшая идея. Но мне кажется, сейчас он скорее игрок «Амкала», чем журналист.

Мне нравится Андрей Панков. Мне не нравится Василий Уткин, мне не особо нравится Михаил Борзыкин. Мне нравятся Илья Егоров, Иван Жидков из «Спорта День за Днём». Не могу не вспомнить ребят из «Бизнес Online»: Владислав Зимагулов и Айрат Шамилов. Там же раньше работал Иван Карпов, достаточно надёжный источник.

Я общаюсь с российскими журналистами и из регионов, и больших городов. Я стараюсь читать не тех журналистов из России, которые пишут для английской прессы, а тех, кто действительно пишет о российском футболе.

Мне кажется, что если британский журналист захочет написать о российской команде, которая играет против британской, или о турнире в России, или поговорить, например, с Виктором Мозесом, он в итоге свяжется с Игорем Рабинером или Артуром Петросяном, потому что они самые известные и говорят по-английски.

Есть такие журналисты, как Карпов, Панков, Алина Матинян, Дмитрий Зимин, Данила Игнатов, много ребят из Sport24. Это хорошие журналисты, они пишут каждый день, пишут о трансферах, травмах. Но уровнем выше находятся журналисты-эксперты, и мне кажется, это то, к чему идут Петросян, Рабинер, Саша Горюнов, Алексей Ярошевский. Это те, кто появляются на телевидении и в России, и в Англии.

Хану Триведи (Индия), ведущий подкаста о российском футболе Whatever This Is: Худшие российские журналисты — это Уткин и Геннадий Орлов. Ненавижу Орлова. Он просто везде и несёт чушь. У него мнение по каждой новости. То же самое с Уткиным. Оба слишком много говорят, и всё время какую-то бессмыслицу.

Мне нравятся Андрей Панков, Полина Куимова, Нобель Арустамян. Ещё мне нравится «Метарейтингс».

Вообще больше всего мне нравятся люди, которые пишут о чём-то вроде австрийского футбола, швейцарского футбола, делают подкаст о немецком футболе. Такие же скорее болельщики, чем журналисты, как и мы.

Кася Левандовская, главный специалист по российскому футболу в Польше: Мой любимый журналист и комментатор — Георгий Черданцев. Это комментатор моей мечты, который может своим голосом так оживить матч, что ты как будто попадаешь на игру. В Польше очень мало эмоциональных комментаторов. Конечно, я знаю о его ляпах и знаменитых ставках, которые обычно меняют ход событий. Тем не менее, я уважаю его огромный опыт и его личность. Мне нравится возвращаться к игре «Зенита» с «Утрехтом» в плей-офф Лиге Европы, когда он сошёл с ума после второго гола Кокорина.

Я также хотела бы отдать должное Станиславу Минину за его невероятные знания и за то, что он всегда хорошо готовится к матчам польского чемпионата.

Том Вебер (Германия), пишет о российском женском футболе: У меня нет мнения по конкретным журналистам, но если говорить про российскую спортивную журналистику, хотелось бы, чтобы о женском футболе писали по-другому. Слишком часто футболисткам задают вопросы, как будто они модели, хотя стоит спрашивать их непосредственно об игре. Хотелось бы, чтобы футболисток воспринимали как профессиональных спортсменок, а не как усладу для глаз.

Джеймс Никельс (Англия), главный редактор издания о российском футболе Russian Football News: Я большой фанат Сергея Егорова, одного из представителей старой гвардии. Очень рассудительный, очень красноречивый, очень эрудированный. Он на самом деле хорош.

Другой Егоров — Дима — символ того, что не так российской журналистикой, которая бывает слишком сенсационного толка, в которой журналисты сосредоточены на своём образе, на своей жизни и на получении удовольствия от работы, а не на том, чтобы действительно хорошо писать.

Приходить в пресс-ложу в спартаковской футболке (вероятно, имеется в виду любая клубная футболка) недопустимо в 99% стран, но каждый раз, когда ты приходишь в пресс-ложу в России, ты видишь кого-то, кто болеет за команду в футболке, в шарфе, делает селфи. Они сидят без ноутбука и не пишут послематчевые отчёты, они там для того, чтобы запостить что-то в соцсетях. Это проблема не только журналистики и не только в России.

Если вы только начинаете знакомиться с российской журналистикой, в числе первых вам попадётся Игорь Рабинер. Это блестящий автор, очень талантливый. Некоторые из его книг — например, про «Спартак», — очень хорошо читаются. Надо признать, что найти их на английском сложно. И биография Слуцкого — одна из самых продаваемых книг в России. Но он олицетворяет другую проблему российской спортивной журналистики. Она слишком таблоидная, как и английская, как и журналистика в целом.

Маленькие издания сейчас пытаются сводить концы с концами, самое главное для них — генерировать клики. Очень мало лонгридов, очень мало аналитики, да даже просто анализа. Большие издания в большинстве стран — таблоидные и сенсационного толка. И Россия тоже сильно страдает от этого. У разных ежедневных газет сенсационные заголовки, вроде «Скандал с Дзюбой: исключён из сборной», потом ты читаешь статью, а там столько же слов, сколько в заголовке и лиде. В таких изданиях статьи по два абзаца, очень мало лонгридов и аналитики.

Из-за социальных сетей умирают газеты, сама по себе журналистика умирает, среднее время прочтения лонгрида — три секунды. Так что какая разница, опубликует ли «Чемпионат» статью на 1000 слов о том, почему «Химки» хорошо играют в этом сезоне, или один параграф о том, почему у Дзюбы на телефоне есть видео, как он дрочит. Это то, чего хотят руководители изданий, и они говорят писать об этом тем, кто на уровень ниже, и это принуждение, а не желание.

Поэтому мы работаем с «Реджистой»: они пишут лонгриды с футбольной аналитикой, и делают это не за деньги. Так же, как и Контрпресс.ру. Это маленькие сайты, которые выполняют работу, брошенную большими изданиями.

И нам повезло, потому что мы находимся вне системы, у нас нет давления редакции. Да, мы не зарабатываем, но поэтому мы можем сфокусироваться на футболе, на том, что нам интересно, без надзора редакции, без призывов писать о трансферном окне 17 раз в день следующие 17 дней, потому что это приносит больше кликов.

Интересно, что пресса во всем мире так похожа, но в то же время так различается. Такое же недоверие к Западу на Востоке и к Востоку на Западе, такой же редакционный надзор, такие же связи с государством, такие же таблоидный сенсационализм. Но в то же время английская пресса очень устоявшаяся, придерживается традиций, этикета. Когда ты пресс-ложе, в микст-зоне, в пресс центре, есть правила, что можно делать и как себя вести.

В России одни и те же люди делают селфи и обнимаются с игроками и при этом сходят с ума в пресс-ложах, а не потеют за ноутбуком, чтобы не нарушить дедлайн. Это нас раздражает, потому что это что-то совсем другое, совсем другая культура, но я вижу достоинства и недостатки каждого подхода.

В России менее напряжённая атмосфера, которая делает футболистов более открытыми. Некоторые журналисты близко общаются с футболистами. В Англии больше давления, людям куда сложнее раскрываться.

Но в то же время — не хочу никого обидеть — иногда кажется, что в пресс-ложах в России не хватает профессионализма. Поэтому мне не нравятся эти «люди из социальных сетей». Но это XXI век.

Фото: Instagram onoo_q, Twitter edim_sport, IgorRabiner