3 мин.

С Днем рождения, Тренер!

Сегодня Курбану Бердыеву исполнился 61 год.

За 12 лет работы в Казани он почти не изменился внешне. Разве что седины на висках прибавилось, взгляд стал мудрее. А быть может, мы все уже настолько привыкли к Бекиичу, что даже если бы года взяли свое, не обратили бы внимания надобавившиеся морщинки или более степенную речь и размеренные движения…

Когда смотришь на Бердыева во время матчей и видишь его, энергично ведущего игру «Рубина» от бровки, порой кажется, что еще мгновение, и он выскочит на поле и покажет свою фирменную «улитку». Или подойдет к мячу во время опасного штрафного и ударом с правой обведет «стенку», сняв паутину с ближней «девятки»…

Признаюсь, воспоминания о Бердыеве-игроке у меня смутные, и запомнилась больше не его игра, а сочетание редких для советской эпохи имен, чаще других произносимых комментаторами во время трансляций матчей «Кайрата»: Курбан Бердыев – Евфстафий Пехлеваниди – Сергей Стукашов. Исполнительское мастерство Курбана Бекиевича удалось узреть воочию много позже, в августе 2004-го на предматчевой тренировке «Рубина» перед ответной игрой с «Рапидом». Денис Бояринцев задержался – отрабатывал штрафные метров с двадцати от ворот. Когда футболист покинул поле, тренер подошел к этой точке и, как рукой, с правой ноги послал несколько мячей в ближний угол.

Вспомнил я об этом эпизоде, подобных которому на тренировках именинника было, полагаю, несметное количество, лишь для того, чтобы подчеркнуть: Бердыев – не тренер-теоретик. Точнее, не только сильный теоретик, тактик и стратег – все свои выкладки на занятиях по теории он, уверен, продемонстрирует и на поле. И, наверное, именно по той причине, что каждый свой замысел Бердыев-тренер пропускает через себя, Бердыева-игрока, ему удается донести свои мысли до футболистов. Яркое подтверждение тому – мастера, открытые Бердыевым. От того же Бояринцева, Козко и Шаронова – первенцев, призванных в национальную сборную, до покорившего свою футбольную Джомолунгму в Казани Домингеса, обретшего вторую молодость в «Рубине» Семака, раскрывшегося Рыжикова и сверкнувшего Бухарова.

А то, что футбольная судьба у этих и многих других игроков, заявивших о себе в «Рубине» Бердыева, складывается по-разному – яркая иллюстрация верности одного из жизненных принципов Тренера: футбол, да и любое дело, которому отдаешь большую часть своей жизни, зиждется на вере и духовности. И тот, кто верит – неважно, в Бога ли, в труд или в светлое будущее – с большей вероятностью достигнет целей, которые перед собой ставит. 10 лет назад, после «бронзы» 2003-го, Бердыев в казанской редакции«Комсомольской правды» рассказывал с каким удовольствием он смотрит на мальчишек школы ЦСКА, экипированных с иголочки в клубную форму. «И у нас так будет, и наши мальчишки будут играть с «Миланом» и «Барселоной», - уверял Курбан Бекиевич.

И мне хотелось в это верить, хотя воспоминания о клубной базе на 2-й Ленинградской улице и кочковатом песчаном тренировоном поле стадиона «Рубин» всячески подавляли эту веру... Но Тренер своего добился.

Плоды постоянной работы, происходящие ежедневно и ежечасно, не заметны здесь и сейчас –большое видится на расстоянии. Так уж получилось, что день рождения главного тренера Рубина» почти совпадает с днем его прихода в наш клуб, а значит, 25 августа у нас всегда есть повод оглянуться назад и посмотреть, какой путь прошел клуб и чего еще добился главный тренер. И есть какая-то символика в том, что свою летопись бердыевский «Рубин» (не приму возражений! – есть ведь бесковский «Спартак», семинский «Локомотив» и киевское «Динамо» Лобановского) ведет со дня, близкого к дню рождения своего создателя.

С днем рождения, Тренер! Дай вам бог здоровья и сил, а все остальное приложится.