7 мин.

Крис Эймон

Родившийся в богатой семье частных предпринимателей на юге Северного острова Новой Зеландии, юноша, участвующий на местных соревнованиях не мог не впечатлить своей великолепной работой с машиной. Кто же знал, что его приметит сам Редж Парнелл? Рассказ поведем о пилоте, который по праву может зваться гонщиком номер 2 в Новой Зеландии – о Крисе Эймоне.

Чуть постарше уже покойного Рикардо Родригеса, поклонник Брюса МакЛарена вышел на старт майского этапа в Монако почти в 20 лет. Правда, стартовать так Эймону в Монте-Карло было не суждено – автомобиль новозеландца отдали более опытному, но жертве сломанного двигателя - Морису Трентиньяну.

Затем последовали сходы в Бельгии и Голландии, однако в Спа Крису удалось переквалифицировать своего другого напарника – поездившего Люсьена Бьянки. Неактуальная Лола в сочетании с аналогичным двигателем Климакс обрекали нашего героя на места не выше средних. Впрочем, Крис своим дублем на 7 местах во Франции и Англии поставил запятую после этой фразы.

Среди тех, кто был с Кристофером на одинаковых автомобилях, не нашлось того, кто мог бы его обогнать – Трентиньян, Грегори, Хэйлвуд, Кэмпбелл-Джонс оказывались позади. Эймон – первый пилот. Впрочем, после этих успехов последовал сход в Германии, травма в Италии, пропуск этапа в США и сход в Мексике.Но, несмотря на это, Крис остался в команде и во втором своем сезоне бросит перчатку своему другу Майку Хэйлвуду.

Сезон 1964 года для Эймона начался крайне неудачно – в Монако не прошел квалификацию на фоне 6 места (в очковой зоне!) напарника. Но в Голландии, мечтая отыграться, Крис впервые заработал очки в Ф-1! Опередив Хэйлвуда в субботу, новозеландец замкнул топ-5 в воскресенье. По очкам теперь впереди как раз он.

Но, что Крис, что Майк, что третий пилот Питер Ревсон в оставшихся Гран-При не сумели заработать зачетных баллов. Хэйлвуд дважды опережал Эймона в честной борьбе, намекая на то, что сезон все-таки он провел лучше, несмотря на дефицит очков относительно напарника.

Подписав контракт о поставке двигателей БРМ, Редж Парнелл был обязан предоставить место Ричарду Этвуду в кокпите Криса Эймона, новозеландец же был обязан примерить майку третьего пилота. Кристофер провел всего два этапа в 16 сезоне Королевы Автоспортах, и оба из которых закончились одинаково – сходами.

Продолжая сотрудничество с МакЛареном в других сериях, виновник рассказа делал немаленькие успехи, приехав в 1966 году на Формулу-1 вновь дважды. На сей раз, во Франции ему улыбнулась удача – финиш на 8 месте делал красноречивый вывод: Эймон из куперийцев уступил только Риндту. Во время проведения 17 сезона Ф-1 Эймону удалось еще раз учавствовать в Гран-При, однако, крайне неудачно – Крис Эймон Рэйсинг на Бребэме БТ11 не прошла квалификацию в Монце.

Впрочем, именно тот год стал поворотным в карьере пилота – победа в Ле-Мане сподвигла самого Энцо Феррари сделать предложение победителю престижной гонки – Крису Эймону! Правда, алая машина не была способна бросить вызов Лотусу, Бребэму и даже Куперу.

Новозеландец стал пилотом номер 1 в Маранелло и единственным из гонщиков Феррари, который приехал почти на все этапы (кроме ЮАР). Остальные (Бандини, Паркс, Скарфьотти, Вильямс) приезжали лишь на 1-2 этапа, проигрывая Эймону очную ставку. Крис смог заработать 4 подиума, и лишь дважды сойти с дистанции, заняв высокое для Феррари 5 место в личном зачете и аналогичную позицию для команды в Кубке Конструкторов.

1968 год запомнится Эймону как самый сложный: в напарники Энцо Феррари новозеландцу предоставил талантливейшего бельгийца Жаки Икса. В ЮАР статус-кво подтвердился: Эймон впереди Иска в субботу, а в гонке бельгиец на фоне 4 места Криса вовсе сошел.

Далее последовали три. Подряд. Поула! Для Феррари и Эймона это был ошеломляющий успех, но, к несчастью, все эти гонки закончились плачевно: в Испании и Бельгии – сходы, в Голландии – лишь 6 место. Жаки Икс стартовал с позиций похуже в эти уик-энды, но в Бельгии добрался до подиума, а в Нидерландах опередил на 2 места напарника.

В Руане Жаки Икс впервые опередил товарища по команде в квалификации. В те черные выходные (на 2 круге гонки от ожогов погиб Шлессер) была написана новая история в Ф-1 – рождение претендента на титул в последующие сезоны, Жаки Икса. Бельгиец победил, а Эймона вновь подвела техника – классификация на 10 строчке.

В Англии, казалось бы, Эймон сумеет взять реванш – старт с 3 места против стартовой 12 позиции у Икса намекал на отыгрыш. Впрочем, Эймон сумел заработать подиум, но это сделал и Икс. Новозеландец – второй, впереди Жаки. В Хоккенхайме Феррари вовсе заняли первые две позиции на старте, а Икс, в частности, разгромил нашего героя. Но напарник Эймона упустил даже подиум, а сам Крис тогда вовсе сошел на 11 круге.

К домашнему этапу в Италии Феррари подошла с серьезной прелюдией: три подряд поула, затем победа, после двойной подиум и первые два места на старте – попахивает топ-командой. Однако, сходы не дают команде возможности бороться с британскими коллективами.

В Монце Эймон стартует с 3 позиции, впереди Икса. Жаки чихает на это – проигрывает 2 десятые второму месту Гавена, а Эймон... вновь сошел. Было ясно, что новозеландец по очкам уже не отыграется, но концовку Феррари явно смазала. Эймон заканчивает сезон 5 сходами подряд, а Икс отсутствием старта в Канаде, пропуском американского этапа и сходом в Мексике.

Икс ушел в более конкурентоспособный Бребэм, а Эймон остался верен красной конюшне. Правда, проблемы только усугубились год спустя: лишь однажды Крис добрался до финиша (3 место в Голландии при 5 сходах на остальных этапах). Педро Родригесу везло больше: 3 финиша в 5 Гран-При и все в топ-7, но очков мексиканец набрал меньше напарника. В 1970 году Эймон будет выступать в Марче.

Став напарником Йо Зифферта, карьеру которого также можно охарактеризовать как карьеру неудачника, Крис Эймон получил в своё распоряжение менее мощный Косворт В8, но намного надежнее В12 Феррари. Три первых Гран-При увенчались сходами, что не внушило доверия у новозеландца.

Все последующие уик-энды сезона Эймон провел очень недурно: 3 подиума, 3 финиша в очковой зоне и всего 2 схода. Йо Зифферт лишь 5 раз финишировал и то за пределами очковой зоны, единожды даже не пройдя квалификацию. Крис провел пока лучший сезон в своей карьере, на сырой и новой машине добившись 8 места в личном зачете и набрав 23 очка, выведя в стан середнячков команду-дебютанта.

В первом году после смерти Йохена Риндта судьба закинула Криса Эймона в Матру. По иронии судьбы, и эта команда уже была не той, что раньше, не позволяла бороться за победы и титул. Новозеландцу противостоял Жан-Пьер Бельтуаз, который уже имел честь подниматься на верхнюю ступень подиума. Кристофер регулярно опережал напарника, заработав даже единожды подиум и поул.

Оставшись в Матре с модифицированным, но все тем же 120 шасси, Крис Эймон оказался единственным в упряжке. Год получился почти под копирку прошлому: подиум, поул и место в середняках, однако, что отрадно, всего два схода в 12 этапах. Вскоре стало известно, что Матрас сворачивает программу в Ф-1, Эймон - свободен.

Крис в это время обзавелся мечтой создать двигатель собственного производства с помощью бывших инженеров БРМ. Фронт пока был составлен из Формулы-2. Крис участвовал только в 7 этапах чемпионата мира в 1973 году: сходу занял 6 место на Мартини-Текно (провел 5 этапов – 3 схода), которая котировалась не лучше сегодняшнего Заубера, и два Гран-При в Тирреле (10 место в Канаде и бойкот в США из-за смерти Севера).

Отклонив предложение именитой в команды Бребэм, Эймон вывел в свет свою вновь образованную команду с собственным шасси и двигателем. К несчастью, он вновь прогадал – несмотря на километры тестов, машина не была готова к Ф-1 ни в плане скорости, ни в плане надежности. Эймон и его ласточка проехали лишь 22 круга на Гран-При Испании. В конце года проехал 2 этапа в Северной Америке, но без особых успехов.

После 1974 года, казалось, что мы потеряли новозеландца как пилота Ф-1. Но в конце сезона он приезжает на 2 этапа в Австрию и Италию, где финиширует на 12 местах. Результат был достаточно неплох до Энсайна, и Крис подписал контракт на 1976 год.

Последний сезон в Королеве Автоспорта Эймон провел достаточно неплохо: сыроватая машина иногда добиралась до финиша и даже позволила занять 5 место в Испании, принеся последние очки Новой Зеландии в Формуле-1. Наш герой успел посотрудничать и с Фрэнком Вильямсом: квалификация в Канаде стала последней сессией уик-эндов в Ф-1 для новозеландца номер 2 в Больших Призах.

Тень Брюса Макларена и, как следствие, дотошное сравнение с земляком, не давало Эймону спокойно и правильно делать свою работу в начале карьеры. Затем, казалось бы, Брюс, взяв под крыло соотечественника поставил на всем этом крест. Но верное ли это было решение? Может, надо было все-таки Макларен Ф-1 Тим сажать Криса, а не в других сериях его эксплуатировать?

Переход в Феррари есть не что иное как «ненужное место в ненужное время». Команда, скорее, была между середняками и лидерами, но никак не была способна предоставить возможность бороться за победы. Тотальное невезение в сезоне с Жаки Иксом – в довесок. Аналогичная ситуация была и с Матрой – время Джеки Стюарта минуло, и команда перестала быть с приставкой «топ».

С вышеуказанными великими, не побоюсь этого слова, пилотами Эймон мог соперничать и соперничал. Сейчас мы знаем, что Джеки не раз становился чемпионом мира, а Жаки несколько раз был одним из главных претендентов на него.

Дилемма между созданием собственного проекта и принятие предложение Бребэма только усугубила историю об одном из самых несчастливых пилотах в истории автоспорта.