7 мин.

«Наша Олимпиада объединяла людей. Ваша – разобщает». Что в Британии думают о Сочи

Иван Калашников поговорил с британскими журналистами о Путине, непонятных видах спорта и главном предназначении Олимпийских игр.

Несколько дней назад на сайте издания The Guardian появилось видео с названием «Что такое биатлон?». Не удивляйтесь: большинство британцев действительно искренне убеждены в том, что биатлонисты бегут и плывут, или плывут и едут на велосипеде, или едут на велосипеде и бегут – в общем, напрягаются чуть меньше, чем триатлонисты. Обычно зимняя Олимпиада для Британии – всего лишь повод посмеяться над забавными видами спорта и поболеть за своих скелетонисток и женскую сборную по керлингу. Но после грандиозного успеха Игр в Лондоне, изменивших не только город, но и самосознание нации (ладно, нескольких наций), британские СМИ стали больше интересоваться спортом как социальным инструментом.

А Олимпиаду в Сочи, кажется, придумали специально для этого.

Тень Путина

Хью Моррис, Daily Telegraph: «Почему все британские газеты пишут про Путина? Мне уже как-то приходилось объяснять своему редактору, который попросил сделать превью к Олимпиаде, что спорт в данном случае – не главное. Зачем мне пытаться увлечь соотечественников шорт-треком, где Великобритания ничего не выиграет, а эти соревнования потом никогда больше не покажут по телевизору? Точно так же мне нет смысла рассказывать что-то о шорт-треке русским или корейцам, потому что они и так разбираются в нем лучше меня.

А вот трезво оценить поведение Путина, кажется, у вас не каждому под силу. Очевидно же, что он упивается собственным могуществом. Для русских это выглядит нормально, все-таки он президент страны, но остальной мир смотрит на это с удивлением. Еще при выборе столицы Игр Путин пообещал, что будет лично гарантировать качество подготовки и проведения Олимпиады. Для нас это очень странно. Это что, его личные Игры? Если они пройдут нормально – Путину, что ли, говорить спасибо?

Олимпиаду в Лондоне делали разные люди, от простых волонтеров до архитекторов с мировым именем, у нас даже была рекламная кампания Games Makers, где подчеркивалось, что успех Игр – общая заслуга. Политики могли только скромно постоять в сторонке. А по новостям из России совершенно непонятно, нужна ли эта Олимпиада хоть кому-нибудь из обычных людей. Помпезные Игры в Пекине пытались доказать Западу, что Китай – великая держава, а все события вокруг Сочи, кажется, пытаются доказать, что Путин – великий президент, а страна просто прилагается к нему. Путин заслонил собой Россию».  

Данкан Кросс, Daily Mail: «Самый популярный спортивный материал на нашем сайте за последние дни – фотоподборка сочинских туалетов. Читают лучше, чем новость об увольнении Лаудрупа из «Суонси»! Но вообще это нормально: перед лондонской Олимпиадой мы писали о кошмарных условиях, в которых первые дни жили волонтеры – вшестером в одном бараке – и это тоже всех интересовало. На самом деле это просто смешно, и я советую русским не обижаться – никто же вам не мешает смеяться над американцами, жующими тройные чизбургеры, или над нами, англичанами, когда мы ездим не по той стороне дороги.

Туалеты – не проблема. Проблема в том, что о любой организационной накладке докладывают вашему президенту, а он не может позволить себе засмеяться, увидев два унитаза в одной кабинке. Я вот ржал полчаса! А у вас начинается: мы не позволим иностранцам оклеветать нашу великую страну. И с с этим законом о гей-пропаганде то же самое. Я понимаю, что гомосексуализм, скажем так, не приветствуется в консервативной русской культуре. Это ваше право и ваши законы. Но когда я вижу фотографии Путина с голым торсом в ваших журналах чаще, чем фотографии голых женщин, то мне кажется, что кто-то кого-то опять обманывает».

Праздник чужого спорта

Алекс Бенджамин, The Guardian: «Для нас вся программа зимних Олимпийских игр – довольно странное зрелище. Конечно, в Великобритании смотрят НХЛ, знают Алекса Овечкина, но большинство видов программы как будто с другой планеты. Это логично, ведь у нас тут редко увидишь человека на лыжах – это может случиться только в горах Шотландии, и он окажется каким-нибудь норвежским экспатом. Меня удивляет вот что: если не считать хоккей, почему у русских нет ни одной суперзвезды в зимних видах спорта, всех этих санях и лыжах? Такого прямо настоящего селебрити, как Алекс Родригес в бейсболе или Тим Тибоу в американском футболе? Плющенко? Кто это? Не видел с ним ни одной рекламы, в отличие от того же Овечкина».

Реклама 18+

Хью Моррис, Daily Telegraph: «Я сам очень люблю лыжные виды спорта и до сих пор не могу понять, почему в Британии так непопулярен биатлон – понятно, что им тут негде заниматься, но почему бы его не смотреть? Думаю, если бы какая-нибудь телевизионная компания вроде BT Sport проспонсировала бы хотя бы одного небездарного британского биатлониста и стала показывать этапы Кубка мира с его участием, то собрала бы свою долю зрителей. А пока я буду болеть за Бьорндалена в одиночку.

Поскольку Британия одним глазом всегда следит за тем, что происходит по ту сторону океана, то мы что-то неизбежно узнаем из американской и канадской прессы. Например, про хоккей или про фигурное катание. Я, кстати, уверен, что Плющенко выиграет серебро – не золото, потому что Чан круче, и не бронзу, потому что у России на этих Играх должен быть настоящий герой. Им, конечно, может стать кто-то из биатлонистов или хоккеистов, но их все-таки много, а Плющенко такой один – и вы все будете им гордиться». 

Данкан Кросс, Daily Mail: «Думаю, большинство британцев будет смотреть хоккей. Это нам хотя бы понятно, да и хочется увидеть противостояние русских с канадцами. Я правильно помню, что вы не побеждали на Олимпиаде со времен СССР? Ха-ха, не хотел никого обидеть».

Игры не для людей

Алекс Бенджамин, The Guardian: «До начала Олимпиады в Лондоне я был довольно критично к ней настроен, но потом своими глазами увидел, как спорт объединяет людей – и делает их счастливыми. Не только потому, что побеждают те, за кого они болеют, а потому что уровень соревнований позволяет им ощутить причастность к чему-то очень большому. В России пока ничто не указывает на то, что люди будут счастливы. Наоборот, одни считают, кто сколько украл, другие следят, кто сказал что-то не так, третьи будут осуждать проигравших спортсменов.

Такое впечатление, что эта Олимпиада вызывает у вас только разражение и злость, а редкие положительные эмоции будут сопровождаться комментариями в духе «надрали им задницу!» – тоже не самыми позитивными. Наша Олимпиада объединяла людей, а ваша – злит и разобщает. По-моему, это печально».

Хью Моррис, Daily Telegraph: «Мне самому будет очень интересно следить за Олимпиадой, но огорчает одно – судя по всему, после завершения Игр весь спорт, кроме горнолыжного, уйдет из Сочи навсегда. В городе же не развит зимний спорт, даже хоккейной команды нет! Да, останутся санно-бобслейные трассы, которых в России не было, но ведь ваши спортсмены все равно будут ездить тренироваться в Европу, они сами говорили – там просто дешевле.

После Игр в Лондоне много говорили о так называемом олимпийском наследии – и британские дети действительно пошли записываться в секции по бадминтону и гандболу. Не знаю, удастся ли вам сделать так, чтобы олимпийские объекты Сочи не остались памятниками имперскому пафосу, а город стал по-настоящему спортивным. Помните – все это не стоит и рубля, если было сделано не для людей».

Фото: Fotobank/Getty Images/Sasha Mordovets; РИА Новости/Екатерина Чеснокова; Fotobank/Getty Images/Garrett Ellwood/NBAE