7 мин.

Тони Надаль: «Вид спорта, в котором только бьют, называется бейсбол»

  Интервью Тони Надаля журналисту L’Equipe Жюльену Ребуйе о том, куда катится современный теннис и что с этим можно поделать.

Тони

  - Нравится ли вам современный теннис, тот, который вы наблюдаете, путешествую по всему миру вместе со своим племянником?

  - В общем-то не очень. Я люблю игру, в которой присутствует стратегия, где нужны разнообразные навыки, а не игру ради игры. Мне нравится, когда в ней есть мысль. Пошевелите мозгами, это ценно, no?

  - Вы считаете, что стало слишком много ударов?

  - В сравнении с тем теннисом, который был у нас в тот длительный период, когда лучшим игроком был Роджер Федерер, конечно. Фантастически техничный игрок. Но в последнее время теннис эволюционирует в сторону очень быстрой игры без всякой стратегии, где есть только бум-бум-бум на каждом очке. Сегодня грунтовые специалисты считаются кем-то вроде чернорабочих, которые только и делают, что возвращают мячи. С другой стороны, есть те, кто просто бьёт. Но игра, которая состоит только из ударов, это бейсбол!

  – Но разве это не та эволюция, которая подходит для тенниса?

  - Знаете, я прочитал много книг по истории зрелищ. Роль спорта в нашу эпоху даже сравниться не может с той ролью, которую он играл в Античности. Те, кто посещал Академии (философские школы, основанные Платоном в Афинах в IVвеке до нашей эры. – прим.), понимали спорт весьма отчётливо: физическая активность, дополняющая активность интеллектуальную. Это развивало некоторые положительные стороны характера: умение прилагать усилия, настойчивость, дисциплину, использование стратегии. Это всё отличает нас от животных, no? Сегодняшний спорт уходит далеко в сторону от этого.

  – Но почему?

  - С моей точки зрения те, кто имеет власть, не решают, кто выиграет или станет  первым номером, но решают, какой тип игры будет доминировать. Принимаемые правила указывают направление развития игры.

  – То есть у тенниса есть проблемы с правилами?

  - Правила многих видов спорта изменились, потому что меняются антропометрические данные спортсменов, их сила, или снаряжение. Но в теннисе я такого не видел. С момент введения тай-брейка в 1970-х, я не видел никаких изменений. А ведь физические данные современных игроков не идут ни в какое сравнение с тем, что было лет двадцать назад. Так же и снаряжение. Интенсивность тренировок совсем не такая, как раньше, так же и уровень профессионализма. Но боссы сохраняют в игре те же трудности. Что приводит к противоречию: где вы видели другую игру, которая начиналась бы с пенальти? А ведь в нашем случае, в теннисе подача – то самое пенальти. Тот, кто принимает, ощущает себя голкипером в серии пенальти.

  – Но если бы ваш племянник Рафаэль был двухметрового роста и подавал со скоростью 250 км/ч, вам бы это подходило больше, разве нет?

Тони и Рафа

  - Аккуратнее! Если вы так думаете, то у вас в голове каша. Вы переходите на личности. То, что я вам говорю, это не о Рафаэле. Играет ли он или нет, не имеет никакого отношения к тому, как я смотрю на вещи. Я говорю как зритель, думающий об игре в целом. Кроме того, как тренер Рафаэля, я не желаю, чтобы что-то менялось. С существующими правилами, которые я критикую, и эволюцией, о которой я сожалею, он выиграл 14 турниров «Большого шлема». Я не идиот. Я тот, у кого есть свои предпочтения, и я такой не один.

  - Что вы имеете ввиду?

  - Давайте я задам вам вопрос: какие розыгрыши вызывают самые громкие и долгие аплодисменты?

  — Наиболее зрелищные.

  - И?...

  - Главным образом продолжительные ралли…

  - Именно. Знаете, какому игроку аплодировали больше всего в декабре, во время азиатского турне IPTL? Фабрису Санторо! Потому что он может всё – стоп-воллей с последующей свечой… всё… И какому игрок мы отдадим свои предпочтения – тому, кто способен творить, как он, или тому, кто тупо изо всех сил лупит по всему, что быстро летит?

  – Считаете, что другие виды спорта адаптировались лучше?

  - Конечно. Посмотрите, как эволюционировал футбол! На чемпионате мира 1990 года в Италии мы видели десятки матчей с парой голов от силы. Счёт 1:0 или 1:1, если сильно повезёт. Стало очевидным, что пришло время что-то менять, чтобы сделать игру более привлекательной для зрителей. Так что поменяли две вещи: запретили отдавать пас назад вратарю и ввели три очка за победу вместо двух. И это категорически изменило качество зрелища. И кто лучший футболист сейчас? Тот, кто сильнее всех физически? Нет, самые одарённые. Месси, Неймар и другие… (Тио Тони, все в курсе, что ты – фанат «Барселоны»! LOL. – прим.).

  – То есть, если я верно вас понял, вы никогда не пойдёте смотреть матч Раонич – Киргиос…

  - Пойду, потому что они часть современной игры. Но если бы я не был профессионально вовлечён в теннис на высоком уровне, как последние десять лет, можете быть уверены – я предпочёл бы смотреть матч игрока, разносторонне одарённого, а не того, кто только лупит. Потому что я люблю стратегию. В футболе – Криштиану? Он феноменален, спору нет. Но я предпочитаю Месси или Хави, которые бесспорно играют с большей мыслью. Именно так я чувствую.

Тони

 

  – После того, как на Уимблдоне Рафаэль проиграл Росолу и Киргиосу, вы дали понять, что их игра – не теннис…

  - Нет, нет, нет, никогда ничего подобного не говорил. Это теннис, ведь они играют согласно правилам. Я говорю, что такой теннис не приносит мне удовольствия, но не утверждаю, что я прав. Я сказал, что теннис стал быстрее, что пробивать виннеры стало проще. Тот же Киргиос – супер-игрок, который вполне способен стать первым номером. Или возьмите Зверева, для примера. Он прекрасный игрок с очень хорошим контролем. Он играет быстро и мощно подаёт. К счастью ещё есть такие игроки, как Джокович, умеющие не только лупить по мячу,  но и вести розыгрыши. Но я думаю, что развиваться и приспосабливаться важно для современного общества. В жизни всё происходит так стремительно. Платить за то, чтобы смотреть матчи без ралли? По мне это плохая программа. Но я не претендую на роль истины в последней инстанции, ха!

  – Давайте вернёмся к переменам. Что, с вашей точки зрения, нужно изменить в теннисе?

  - Есть многое, что мы можем изменить, но нужно выбирать. С моей точки зрения, в первую очередь нужно поменять снаряжение. Раньше ракетки имели очень маленькую головку, что требовало гораздо большего технического мастерства. Но на предмет дебатов надо смотреть с более широкой точки зрения: в расчёт берётся не то, что я бы поменял, нужно охватить больше. На каких игроков мы хотим смотреть, какого сорта зрелище хотим предложить? И, ответив на эти фундаментальные вопросы, мы сможем реформировать правила. Мы критикуем затяжки времени между розыгрышами, но это относительно. Если это время ведёт к более длинным розыгрышам, чем в 3-4 удара, как большинство на недавнем Открытом чемпионате Австралии,  то кто от этого выигрывает?

  - Или, к примеру, ввести только одну подачу?...

  - Не думаю, что это было бы слишком радикально. Но нужно рассмотреть важность подачи с более общей точки зрения. Но, опять-таки, я отдаю приоритет материалам – меньшим размерам головки у ракетки, большим по размеру мячам, или, по крайней мере, менее быстрым, ещё некоторым другим вещам. Условия игры ведут к сильному усложнению контроля над мячом, и тут я включаю и любительский уровень игры. Если ты занимаешься спортом, то ради чего? Чтобы вспотеть, провести хорошо время. В современном теннисе ты вряд ли вспотеешь. И редко хорошо проведёшь время. Потому что мячик вылетает из игры слишком быстро.

  – Почему не войти в состав комиссии по изменениям правил игры?

  - (делает «лицо») У современных лидеров есть проблема – они старые. Очень консервативны в отношении перемен.

  - Вы открываете свою теннисную академию в Манакоре. Какой философии она будет придерживаться?

  - Учитывая то, о чём говорит мне современная игра, очень простой. Если она говорит мне, что тебе нужно бить как можно сильнее, значит, они будут учиться сильно бить,

  – То есть сильные теннисного мира в каком-то смысле диктуют вам, как формировать игрока?

  - Конечно. В академии мы просмотрели много игроков. Мой бог! Они лупят, лупят по 2000 раз без всякого контроля. Они просто бьют, бьют, бьют. Я приспособлюсь к тому, чего требует мой вид спорта. Конечно, я бы предпочёл сосредоточиться на технике, на целеустремлённости, на том, как твой дух может помочь тебе преодолеть технические проблемы, к примеру. Но если работает другой сорт тенниса, что ж, будем учить ему. Но  рискуем прийти к тому, что публика будет аплодировать всё реже и реже. Да это уже сейчас заметно, ведь люди идут смотреть на личностей – и есть феноменальные. Но не забывайте, что так же они идут смотреть МАТЧ!

 

http://www.lequipe.fr/Tennis/Article/Toni-nadal-dans-quel-autre-sport-commence-t-on-par-un-penalty/677023