11 мин.

На Корсике не переваривают Францию и бьются за футбольную независимость. Сборная вместе с Реми Кабелла мечтает о чемпионате мира

Но уровень вряд ли выше Мальты и Кипра.

В интервью Sports.ru главный корсиканец РПЛ и лидер своей непризнанной сборной Реми Кабелла говорил: «Корсика – это часть Франции, но мы хотим подчеркнуть свою независимость. Мы бьемся за нее в первую очередь в футбольном плане. Хотим, чтобы Французский футбольный союз сделал сборную Корсики независимой, и мы могли отбираться на чемпионат мира и играть официальные матчи. Может быть, даже против сборной России».

Во Франции к независимости Корсики относятся скептически. Стереотипный корсиканец во Франции – это не гордый потомок Наполеона, а бандит, который стреляет по дорожным знакам и указателям, убивает людей и так бьется за свободу острова.

«Я люблю и уважаю Корсику, но не тех, кто пытается освободить ее с помощью жестокости, страха и террора, – говорил 30 октября 2007 года президент Франции Николя Саркози перед визитом на остров. – Они отрицают настоящие ценности острова: отвагу, честь, верность и братство. Я не люблю террористов и убийц, потому что они предают и бесчестят Корсику».

Конечно, это стереотип, но в корсиканских деревнях действительно остались указатели с дырками от пуль и закрашенными французскими названиями, а последняя громкая футбольная новость, связанная с Корсикой – убийство дяди певицы Дженифер Бартоли. Его совершил бывший футболист «Нанта», родившийся на острове.

Зачем Корсике футбольная независимость?

В футболе Корсика бьется за независимость не так давно.

В 2018-м корсиканцы отправили запрос о вступлении в ФИФА. Они указывали примеры Шотландии, Гибралтара (части Великобритании), Новой Каледонии и Таити (части Франции), которые могут участвовать в международных турнирах и отбираться на чемпионат мира. Но для согласия ФИФА изначально необходим допуск от национальной федерации.

Ноэль Ле Грэ, президент федерации футбола Франции ответил жестким отказом в колонке для L’Equipe: «Футбольная федерация не может предоставить Корсике независимость, пока государство не считает остров автономным. Наша позиция проста. Корсика – департамент Франции. Например, я бретонец, но не советовал бы Бретани или Нормандии идти в ФИФА и просить независимость».

На самом деле, даже на самой Корсике существует два подхода к футбольной независимости.

Один – чисто политический. Националисты мечтают сделать сборную Корсики независимой, чтобы пробиться на чемпионат мира по футболу, сыграть в финале с Францией и выяснить, кто сильнее.

Другой подход – экономический. Корсика хочет заработать деньги от участия в Лиге наций и отправить молодежную сборную на отборочные к чемпионату Европы. По мнению генерального менеджера Корсики Андре Ди Скалы, это шаг к инвестициям в корсиканский спорт и привлечению туристов на остров.

Просьбы корсиканцев вполне понятны. Они хотят таких же условий, как Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Сент-Мартен, но даже эти регионы не признаны ФИФА и не могут участвовать в отборочных к чемпионату мира. Зато их учитывает КОНКАКАФ. Заморские территории Франции могут играть в Золотом кубке (аналог чемпионата Европы) наравне с топами региона – США, Мексикой и Канадой.

Заморским территориям Франции идут на встречу и национальная федерация, и ФИФА. Ноэль Ле Грэ, президент французской федерации признает трудности маленьких и отдаленных регионов. Они получают примерно по 3,5 миллиона евро в год от федерации футбола Франции. Даже ФИФА выделяет им инвестиции на развитие футбола. По 300 тысяч евро в год для Гваделупы, Гвианы и Мартиники и 100 – для Сент-Мартена.

Их главные проблемы – инфраструктура, образование руководителей, уровень футболистов и логистика. Для Корсики это все вообще не актуально. Остров отдален от французского побережья на 170 километров, четыре аэропорта и даже собственная авиакомпания. Да и в футбольные результаты на Корсике гораздо выше.

Отсюда и противоречие. Корсиканцы хотят получать то же самое, что и заморские территории. Государство считает, что у острова и так все прекрасно, да и вообще Корсика – не заморская территория.

На Корсике сильное движение националистов. У острова даже особый статус во Франции

Корсика со времен раннего Средневековья переходила из рук в руки. Принадлежала франкам, сарацинам, пизанцам, генуэзцам, арагонцам, а с 1752-го по 1769-й наслаждалась независимостью. С середины 18-го века Корсика – французская, но борьба за независимость сохраняется и по сей день. 

На острове – самое сильное националистическое движение во всей Франции. Особенно активно оно началось в 60-х, когда в страну повалили африканские иммигранты. Корсиканцы, переживавшие демографический кризис, не выдержали и стали все сильнее отдаляться от политики правительства страны. И все больше чувствовали себя колонией.

Именно поэтому теперь у Корсики особенный статус. Территориальная общность Корсика. С одной стороны, это такой же регион Франции, как Бургундия или Нормандия, с такими же правами. Но Франция отдельно признает корсиканский народ и местную культуру. Местные власти сами разрабатывают систему образования и телевещания на корсиканском, сами занимаются всей инфраструктурой, экологией на острове. У них собственные органы управления, не подчиняющиеся центру.

«Корсиканцы хотят сохранить экологию, историю и культуру», – говорит в интервью Sports.ru Дмитрий Ананко, поигравший в «Аяччо» в сезоне-2002/03.

Вариант с корсиканским клубом ему предложил Сергей Семак – связал его с представителя клуба с Корсики, который искал защитника. Ананко мгновенно согласился, полетел на Корсику и прямо в самолете обложился учебниками по французскому.

«Хотел как можно быстрее начать разговаривать, – рассказывает Ананко. – У меня в тот же вечер была встреча с главным тренером в ресторане, поэтому в самолете выучил основные слова – приветствие, футбольные термины и продукты: Poisson – рыба и Legumes – овощи. Так что в ресторане сам заказал себе поесть.

Я учил французский у женщины–адвоката. Она знала русский язык и защищала местных националистов в суде. Она рассказывала, что корсиканцы бьются, чтобы не превращать остров в то, что творится сейчас в остальной Европе (Корсика – самый консервативный регион Франции, который почти не принимает ценности континентальной части страны – Sports.ru).

Точно так же жители пытаются защитить Корсику и от туристов. Для них есть центральный пляж, рестораны в центре, «Ашан». А местные ходят в маленькие магазинчики со свежей рыбой только из моря, в ресторанчики в деревушках в горах или на пляжи как на этикетке Bounty. Корсиканцы так сохраняют свою идентичность и природу – она там фантастическая.

Они даже называют остальную Францию континентом. Если кто-то с континента приезжает, то должен понимать, что здесь, на Корсике, не так все просто. Сложно купить землю, местные стараются жениться только на местных».

Политические шаги, особенный статус и официальное признание корсиканского языка и народа не помогло. С 2000-х годов на острове теракты. Агрессивные борцы за корсиканский язык закрашивают французские названия на дорожных знаках, в 2015-м на выборах в местное законодательное собрание впервые выиграли националисты, в 2017-м три из четырех мест в парламенте от Корсики у сепаратистов. На президентских выборах на острове Эммануэль Макрон набрал самые низкие проценты по стране, чуть не проиграв во втором туре французской националистке Марин Ле Пен.

«На Корсике были националисты, но цивильные, – рассказывает Ананко. – Если они готовили какое-то «мероприятие», то предупреждали всех заранее.

Как-то на Корсике хотели открыть бизнес какие-то ребята из Парижа. Представьте: порт, развлекательные места для туристов, музей Наполеона, и там, на центральной площади Аяччо, предупреждение: «Не надо ничего строить!». Потом появилось новое – были указаны время и число, а также надпись: «Будьте внимательны». В этот день на площади прогремел небольшой взрыв. И желающие открыть фэшн-кафе быстро съехали. Все как в фильме «Корсиканец».

Президент «Аяччо» тоже ходил в черной одежде в любое время года. Я понимал, что он имеет отношение к местным националистам, но при первой встрече сказал, что меня это не напрягает – в России же тоже в 90-х были непростые времена».

Французские власти категорически против дополнительной автономии Корсики. «Я хочу, чтобы все во Франции могли проявить свои уникальные особенности, говорил Макрон, посетив Корсику в 2018-м. – Но не когда это подразумевает противопоставление со страной и статус врага. Не могу принять такое».

После такого корсиканский вопрос во Франции закрыт. По крайней мере, на ближайшие годы. Даже сами жители острова понимают, что упустили шанс на дополнительную автономию.

«Президент мог бы показать себя как опытный государственный деятель, который борется за мир и создает условия для спокойного диалога с учетом интересов народа, – критиковал Макрона глава корсиканского правительства Жиль Симеони, – Но он этого не сделал. И эта возможность упущена».

Как с футболом на Корсике?

Попробуем представить, что Корсика получит футбольную независимость хотя бы наравне с Мартиникой, Гваделупой и другими заморскими территориями Франции. На что реально способна сборная Реми Кабелла?

Команды острова объективно не могут бодаться с соперниками с континента. На Корсике живет 300 тысяч человек. Примерно, как население Нанта без пригородов. Среди всех регионов страны меньше только во Французской Гвиане и Майотте.

Но при этом на Корсике древние футбольные традиции. Корсиканское дерби «Аяччо» – «Бастия» – одно из самых бескомпромиссных во Франции. «Аяччо» и «Бастия» представляют два разных региона, потому что Корсика разделена на два департамента: «Бастия» бьется за северный, «Аяччо» – за южный.

К тому же южные фанаты довольно агрессивны.

«У меня мурашки по коже, когда вспоминаю дерби «Аяччо» – «Бастия», – говорит Ананко. – Матч с «Бастией» был одним из первых для меня во Франции и очень серьезным. Мы даже поехали туда за день до матча (обычно прилетали в день игры). Фанаты забили полный стадион и очень сильно радовались нашей победе.

Как-то мы играли с «Осером» дома. У них был молодой звездный и татуированный темнокожий нападающий, Джибриль Сиссе. После матча он что-то показал болельщикам «Аяччо». Зацепил их. Фанаты чуть не сломали заграждения. С болельщиками с Корсики надо быть сдержаннее, а то потом их не остановить».

Исторически «Бастия» намного сильнее: доходила до финала Кубка УЕФА, выигрывала Кубок Франции, Кубок Интертото и брала бронзу чемпионата Франции. Неплохо для города населением 40 тысяч человек.

Максимум «Аяччо» – четвертьфинал Кубка Франции и шестое место в чемпионате.

Зато сейчас «Аяччо» немного впереди. Он в середине Лиги 2, «Бастия» – лидер в третьем дивизионе.

Сборная Корсики появилась из-за авиакатастрофы для сбора денег на помощь жертвам

Сборная Корсики появилась случайно. В 1963-м в горах разбился самолет с 22 игроками «Бастии». Все погибли. Корсиканцы организовали матч с «Ниццей», а собранные деньги пошли семьям погибших. В июне того же года корсиканцы сыграли с вице-чемпионом Франции «Реймсом» (1:1), сравнял сам Раймон Копа.

Главный матч сборной Корсики – против Франции в 1967-м (2:0) стал главным бустом развития футбола в регионе. Тренер французов Жюст Фонтен искал сильного соперника для сборной перед квалификацией к Евро-1968. Выбрал Корсику. Играли в Марселе при 25 тысячах зрителей. Островитяне неожиданно победили.

 С тех пор корсиканцы мечтают повторить успех, но французы их почему-то больше не зовут.

Соперники Корсики не слишком сильные. В основном Сардиния, Гваделупа и Страна Басков. Правда, иногда соглашаются африканцы. Приезжали Нигерия, Камерун и Габон.

Рассчитывать на что-то серьезное островитянам не стоит. Если раньше за корсиканцев выходили Людовик Жюли и Себастьян Скилаччи, то теперь рассчитывать не на кого. Только на Реми Кабелла и парней из дубля «Аяччо» с «Бастией».

Даже с футбольной независимостью Корсика вряд ли станет играть лучше Мальты или Кипра. Но и ее жителям острова в ближайшие годы не получить. Для разрешения ФИФА или УЕФА необходимо согласие Французской федерации футбола, которая ждет зеленый свет от президента Макрона, совершенно не заинтересованного в свободной Корсике. Так что гордым соотечественникам Наполеона и Реми Кабелла остается только вспоминать победу над Францией в 67-м и надеяться, что когда-нибудь это повторится.

Телеграм-канал автора

Фото: РИА Новости/Андрей Шрамко; commons.wikimedia.orgeastnews.ru/AFP/Pascal Pochard Casabianca; instagram.com/acajaccio; twitter.com/ruslegioners