6 мин.

Переводы белорусской прессы. Логика и система Штанге

Так как сам вряд ли когда-либо напишу статью о системе Штанге (очень сложно писать о том, чего, на мой взгляд, нет) привожу контраверсийный копипаст с прессболовского сайта. Мы, разводящие с центра поля демократию, за альтернативность точек зрения.

фото - goals.by

Во время матча Беларусь – Франция был задал риторический вопрос: “Интересно, почему же наши так скверно играют с Албанией и Люксембургом?” Через пять минут мы пришли к выводу, что это абсолютно естественная вещь. 

В Бернда Штанге за годы его руководства выпущено немало критических стрел. Седовласый немец с добрыми глазами не добыл сказочных результатов, но зато не оказался очередным “сказочником”. Штанге реалист, который исходит из объективного положения вещей и пытается извлечь из него максимум.

Бернда упрекали, что он кого-то не оценил, кого-то не разглядел, во что-то не вник. На самом деле Штанге во всё вник быстрее, чем мы сами. Он оценил имеющийся потенциал и взялся лепить типично немецкую команду, способную 90 минут эффективно обороняться, подержать мяч в середине поля за счет игры в одно-два касания, потом заработать пенальти, воспользоваться рикошетом или просто затолкать гол на последней минуте. В конце концов, соперник может забить себе сам! Что и доказала игра с французами. И после этого свои 86% владения мячом супостат может засунуть в статистические анналы – на табло 1:1.

Штанге недаром не желал формировать состав в соответствии с рейтингом прессы. “Звезды”, проявляющие недюжинную сноровку в баталиях с полулюбительскими "бражками" (уменьшительно-ласкательное от “Брага”), его интересовали постольку поскольку. Он сразу взялся за расширенный просмотр кандидатов – вспомните список 45-ти. Штанге нужны были десять “калдырей” (в хорошем смысле слова), способных 90 минут дисциплинированно и четко выполнять оборонительные действия, хорошо подготовленных функционально и психологически. В идеале – минимально зараженных белорусским вирусом бесконечного размахивания руками и дебатов с судьями и партнерами. 

Он их нашел. Благо хорошие защитники и центральные хавы в Беларуси имелись всегда. Возьмем тех, кто был востребован не на высоком, а на высочайшем уровне: Алейников, Зыгмантович, Боровский, Хацкевич...

Дружине Штанге приходится туго, когда ее коса находит на камень таких же “немцев”. Агрессивные, бегущие, заряженные на отбор мяча албанцы закономерно подавили красно-зеленых в Тиране. Тиранить белорусов пытались даже инертные люксембуржцы, с которыми помогли сладить удачная замена и вовремя нашедший руку защитника мяч.

Поиск игроков креативных изначально являл собой задачу повышенной сложности. Это Малофеев и Байдачный могли пользоваться услугами представляющих суперклубы созидателей: Белькевича, Хацкевича, Баранова, Ромащенко, находящихся во цвете юных лет Глеба и Василюка. Лучший из белорусских игроков атакующей группы сегодняшнего дня – Сергей Корниленко не снискал особых лавров в рядах аутсайдера АПЛ “Блэкпула”.

К слову, Штанге в свое время предрек кислый итог перехода Корниленко в “Блэкпул”, но, нарвавшись на недовольство общественности, тему развивать не стал. Аналогичным образом он вел себя в случае с “маленькой собачкой” против хорватского пса и с “аутсайдером” против французского фаворита – единожды поделившись (для очистки совести) своими мыслями, затем хитрый Бернд приступает к реверансам в сторону общественного мнения. Упорных правдорубов в Беларуси в принципе любят – на цветы к памятнику рассчитывать можно. Но если хочешь преуспеть при жизни, желательно высказывать побольше оптимизма в оценках и реакции на поставленные задачи. На старте эти задачи часто сродни немедленному построению коммунизма, но Бернду это не в новинку, и он, не оспаривая “коммунизма” вслух, по мере сил старается сооружать нечто жизнеспособное, такое, за что его нельзя будет сильно упрекнуть на финише.

Если б под белорусскими нападающими сновал кто-то вроде Белькевича, а пару Корниленко составлял Мирослав Клозе, спрос со Штанге впрямь был бы другой. Из подручных же средств он строит такой коммунизм, какой получается.

Впрочем, некоторые утверждают, будто строится он сам собой. Так, Анатолий Байдачный после 3 июня заметил, что “белорусы были сильнее французов во всех компонентах: функциональной готовности, настрое, организации игры”, а далее резюмировал, что надо было выпустить Глеба-младшего, а Штанге как тренер для него не существует. Мы готовы поверить, что организация игры и все прочее от коуча никак не зависят, но тогда и за поражения с какой стати с тренера спрашивать?

У концепции Штанге есть одно уязвимое место: такую игру скучновато смотреть. Если зрелищность откровенно приносить в жертву результату, чего доброго люди станут вместо футбола ходить на греблю. И так впору предположить, сравнив посещаемость стадиона “Динамо” 3 и 7 июня, что сборная Франции в Минске значительно популярнее, чем сборная Беларуси. 

С другой стороны, во вторник свистом провожавшие команду на перерыв болельщики после забитого Корниленко пенальти уже находились в полном восторге от своих любимцев. Значит, публика голосует за первичность результата. Vox populi! 

Есть еще одно извинительное обстоятельство. Кто из соперников сыграл против нас не скучно? От силы албанцы на домашней арене. В других отборочных группах состязания также изобилуют невразумительными и незрелищными поединками, где на лицах игроков читается откровенная зависть к своим коллегам, уже загорающим на пляжах. Некоторые даже выражают свою зависть публично! Что поделать, в 80-е и 90-е матчи сборных являли собой самую вкусную часть зрительского пирога, в наше время этого сказать нельзя – ведущие футболисты немало физических и львиную долю моральных сил оставляют в клубах. 

На этом фоне теоретические шансы проскочить на ЧЕ и даже там с кем-нибудь побороться возрастают. Когда в действиях есть какая-то система – а у Штанге она есть – проскочить можно. Эта команда сыграть вничью способна с кем угодно – хоть с Бразилией. Другое дело, она и с островами Кука (при всем к ним уважении) может сыграть вничью. 

Конкретная иллюстрация: аналитики единодушно хвалят Шитова за заслуги в сдерживании Рибери 3 июня. А 7 июня он столь же уверенно и надежно простоял всю игру на правой бровке, переминаясь с ноги на ногу. Даже когда мячом овладевал ближайший партнер, попытки сделать рывок к нему или от него наш 22-й номер не предпринимал, за исключением одного случая во втором тайме. Когда к нему все-таки приходил мяч, в касание или два техничненько возвращал его в центр или под себя.

Вместе с тем – за 90 минут у него ни одной заметной ошибки, команда выиграла. Это легко? Глядя на жизнь в Люксембурге, можно подумать, что и управлять государственными финансами легко. А поди ж ты... При этом мудрый Штанге ни разу Шитова не попрекнул. Человек выполняет свою часть общего плана – и данке шен. Вот комичные промахи Воронкова и Бордачева из убойных положений в план не входили – и Штанге всем видом выражал досаду.

Немецкий наставник требует от подопечных только то, что они реально могут. Романтический футбол в наших сегодняшних реалиях – утопия. Атаковать сборная Беларуси может за счет количества, но это зыбкий путь, который легко может вновь завести в аутсайдерскую пучину. Скорее всего получится бессистемная импровизация и хаотичная суета. Сродни той, что наблюдалась в пятницу на 22-м ряду 16-го сектора - благодаря оригинальной нумерации кресел. От лестницы: 13, 3, 1, 15, 9... То-то сперва было не понять: и что это они там впереди всё спинки сидений разглядывают, затылки почесывают да пересаживаются с места на место?.. 

А пока на пути к нашему месту на ЧЕ стоят боснийцы и румыны. Главный вопрос, насколько они окажутся голодны до побед...

(с) Игорь Музыка, Прессбол