5 мин.

Михаил Шашилов подводит итоги летнего чемпионата мира

Ирина Казакевич

На недавно завершившемся в Нове Место (Чехия) чемпионате мира по летнему биатлону пять наград – три золота среди юниоров и две бронзы среди взрослых – завоевали спортсменки, которые тренируются под руководством Михаила Шашилова. Разбираем со старшим тренером сборной России их выступление на мировом первенстве. 

– Михаил Викторович, из всех тренеров сборной России, и мужской, и женской, вы проявили к летнему чемпионату мира максимальный интерес. Почему?

– Хотелось бы, чтобы на ЛЧМ вся команда выступила, потому что соревнования – лучшая тренировка, а нашим молодым катастрофически не хватает международного соревновательного опыта. Поставил перед ними задачу съездить, пока у нас межсборье, посоревноваться от души, в своё удовольствие, безо всякого напряга и медального плана.

– Светлану Миронову сложно отнести к молодым и неопытным…

– У нас на группу по критериям отбора было три «взрослых» места и два юниорских, и Свету мы изначально не планировали заявлять на ЛЧМ. Хотели Вику Сливко послать, но она упала на тренировке не вовремя.

– А Ульяна Нигматуллина (Кайшева)?

– Нигматуллина пропустила перед ЛЧМ весь сбор в Тюмени из-за травмы спины, врачи дали ей две недели разгрузки. Ульяна лечится у себя в Удмуртии, и для меня вопрос, будет ли она на следующем сборе в Сочи? Миронова же на тренировках работала, выиграла контрольный масс-старт. Результат её на сегодняшний день, наверное, был предсказуемым, но в защиту Мироновой скажу, что суперспринт, где надо стартовать быстро – это не её гонка.

Проявила она себя только в последней гонке (преследования), надеюсь, сама от этого воспрянула. Но, конечно, от Светы хотелось бы видеть большего, и прежде всего, чтобы она своё выступление спроецировала на выступление сильнейших соперниц и сделала для себя выводы. 

– Как вам в целом уровень ЛЧМ у женщин?

– Там было с кем потолкаться. Человек 5-6 уровня Кубка мира – Давыдова, Хойниш, Джима… И то, что наши бежали с ними практически в одни ноги – уже неплохо.  

– Первую «взрослую» медаль на ЛЧМ завоевала Ирина Казакевич. Что про неё скажете?

– Скажу, что медаль в первой гонке сыграла с ней злую шутку. Началась эйфория, подумала: «Сейчас всех шапками закидаю». Как же, закидаешь.

Ира чувствует свою силу – с Мироновой на одних ногах все тренировки. Силу чувствует, но пока не может со стрельбой совладать. Вроде перед отъездом что-то нащупали, а тут всё рассыпалось. Уверенность после бронзы переросла в самоуверенность, попробовала поднять скорость стрельбы и не справилась.

– Если бы вы были с ними в Нове Место, вернули бы её с небес на землю?

– Я для того и отпускал их туда одних, чтобы учились справляться сами, искали резервы в себе. Есть я или нет меня – неважно. Всё равно на дистанции придётся с самим собой справляться. Соперники соперниками, но старт начинается задолго до гонки, у себя в голове.

– Как вам эпизод, когда Казакевич зарубилась в борьбе за бронзу в суперспринте с Валерией Васнецовой?

– Это Лерка с ней зарубилась, за тем и ехали. По идее Казакевич должна была тогда Давидову и Джиму «брать», чтобы втроём разбираться в (финишном) коридоре. Но сегодня Ира к этому оказалась не готова, и они ей это популярно объяснили.

Ей надо было сразу с рубежа уходить и доставать их на равнине, а не ждать подъёма, и сейчас она это уже понимает. Казакевич же шла слишком спокойно, а Васнецова её только подстегнула. Она (Казакевич) могла идти гораздо быстрее, тем более равнину.

Мы это уже обсудили. Ира оправдывается: «Я их не видела». Я говорю: «Ты должна чувствовать это». В этом вся разница между тем, кто выигрывает, и тем, кто «шестёрку царапает».

– Как оцениваете выступление Васнецовой?

– Лера выступила на своём уровне, проявились некоторые её технические проблемы. Она только набирает ход, и этот опыт ей тоже не повредит. Я на неё зимой рассчитываю.

– Как она последствия операции на глазах перенесла?

– Я не одну такую операцию делал своим спортсменам. Конечно, к этому надо привыкнуть, но она была готова, что станет вдруг зрячая. На «мире» она стабильно выступила, теперь ногами надо добавить.

– Бронза со стрельбой на ноль Тамары Дербушевой стала для вас сюрпризом?

– Тома – молодец. Она хорошо на последнюю гонку настраивалась, верила в себя. Было видно – мы по видео общаемся постоянно – что она намерена свой ноль работать. В гонке у неё даже осечка была, но она справилась. Для этого «мира» она свою программу выполнила.

– Три юниорских золота сборной принесли Шевченко и Гореева. Что про двух Анастасий скажете?

– Для них главное было повариться в этой кухне. Им сейчас любой старт идёт в плюс в плане опыта. И последний в карьере юниорский старт у них неплохим получился. По юниорам в Нове Место тоже 3-4 человека сильных было, но, конечно, они хотели стартовать со взрослыми. Они же видят свои результаты, одну дистанцию со взрослыми бегут – легко сравнить.

У Гореевой подготовительный период сложно складывается: она дважды переболела, ей нездоровилось после прививки, пропустила целых два дня накануне соревнований. Но Настя – стойкий оловянный солдатик. Главное, чтобы «доброжелатели» не мешали.

Шевченко выступила более-менее. Для этого и ехали на летнее первенство, чтобы выявить наши слабые места. Вот и вылезли проблемы психологии, у каждого своё проявилось. У Казакевич случилась в начале какая-то медалька, и она потеряла чуйку. У Шевченко наоборот – сначала рассчитывала, что легко своё возьмёт, но, когда не получилось, собралась – молодец. Среди взрослых у неё был бы там 9-10-й результат.

– Получается, тем, как молодёжь выступила, вы довольны?

– Казакевич, Шевченко, Гореева, Васнецова – это наше будущее. Возрастные спортсмены не дотянут до Олимпиады, если их ставить на все этапы Кубка мира. А пропускать Кубки мира – мы не настолько богаты. Так что молодёжь должна получить шанс.

– Какие у вашей группы ближайшие планы?

– Разберём проявившиеся ошибки на сборе в Сочи. За время акклиматизации мы как раз отойдём от этих соревнований, погуляем недельку в горах. Потом спокойно отработаем два микроцикла, проведём пару контрольных стартов – и в Тюмень на летний чемпионат России, а затем в Рамзау.

(Фото: Nordic Focus)