10 мин.

Каково быть свободным агентом в 2020 году?

Пол Андерсон всё утро провёл, ползая на коленях по мокрой земле, среди сорняков и кустарников. Сейчас он взял себе небольшой перерыв, чтобы съесть принесённый с собой в одноразовой упаковке ланч. «Сегодня я занимаюсь стрижкой газона и выравниваем живой изгороди. Настоящая светская жизнь, правда?»

Андерсон сейчас подрабатывает на фирме своего отца Фила и его друга Пита в Восточном Мидленде. «Я занимаюсь этим больше всего для того, чтобы не сойти с ума», — говорит Пол.

Его нынешнее окружение далеко от той жизни, к которой привык профессиональный футболист. Андерсон был частью состава «Нортгемптона», когда они завоевали промоушн в 3 английский дивизион. 29 июня Пол Андресон вышел на газон «Уэмбли» в последние минуты победного матча финала плей-офф против «Эксетера». Тогда его бывшая команда уверенно победила со счётом 4:0.

Через три дня «Нортгемптон» опубликовал список игроков, которые останутся на следующий сезон, и для Андерсона не нашлось там места. «Сапожники» готовились к игре в Лиге Один и решили обойтись без услуг этого вингера. Контракт 32-летнего Андерсона истёк, и он шестой год подряд стал свободным агентом.

Казалось бы, для него это привычное дело, но 2020 год стал особенным.

Пандемия коронавируса заставила большинство клубов Английской Футбольной Лиги (EFL) работать с ограниченными бюджетами и маленькими составами. Ассоциация Профессиональных Футболистов (PFA) объявила, что этим летом 863 её члена, включая игроков молодёжных команд, стали свободными агентами. Часть из них обязательно найдут себе новый клуб, но гарантий занятости для всех больше нет. Игроков слишком много, а открытых вакансий почти нет.

В любое другое лето Андерсон без проблем нашёл бы себе новый клуб. 32-летний вингер выиграл Молодёжный Кубок Англии с «Ливерпулем» в 2004 году, он имеет за своими плечами более 400 официальных матчей. Пол Андерсон выступал за такие клубы, как «Ноттингем Форест», «Ипсвич Таун», «Брэдфорд Сити» и «Мансфилд Таун». В прошлом сезоне он сыграл 25 матчей за «Нортгемптон Таун» и помог клубу выбраться из Лиги Два, четвёртого английского дивизиона. Ему поступали предложения о контракте, в том числе из-за границы, но он до сих пор является свободным агентом.

«Ещё недавно я радовался промоушну, а сейчас... — говорит Андерсон. — Я понимал, что стану свободным агентом, но учитывая то, как я играл в прошлом сезоне, я ожидал, что лето будет интересным. Мне всего 32 года, я в хорошей физической форме. Не думаю, что у меня будут проблемы с поиском клуба. Но вся эта ситуация с коронавирусом делает трансферное окно совсем другим. Странное время».

И ситуация не становится проще. Правительство Великобритании решило отложить вопрос о возвращении болельщиков на стадионы на более поздний срок, и это усложнило и без того непростое положение футбольных клубов из низших дивизионов. Председатель EFL Рик Перри уже заявил, что Лиге необходим пакет помощи в размере 250 млн. фунтов, который позволит клубам покрыть все убытки из-за отсутствия продаж билетов.

Пол Андерсон, помимо подработки на фирме отца, занимается индивидуально с фитнес-тренером. «Я думаю, что сотни людей оказались в похожем положении, — размышляет он. — Команды сокращают свои составы, привлекают больше молодёжи».

«Мне кажется, что многие клубы думают о том, чтобы просто как-нибудь пережить этот год. Пока перед ними не замаячит зона вылета, они будут довольны своим положением. Конечно, некоторые команды воспользуются ситуацией, чтобы улучшить своё положение, но для большинства в приоритете стоит вопрос выживания».

«Обычно футболист планирует играть до 35 лет. После этого возраста уже есть готовность повесить бутсы на гвоздь. Я не дотянул трёх лет до этой цифры. Но мне повезло, что я смог играть в футбол так долго, многие из ребят оказались в куда более сложном положении. Положение в мире ухудшилось, и футбол не стал исключением».

***

«Сейчас очень и очень непростые времена для свободных агентов, — объясняет ситуацию футбольный агент Дуги Кин. — Никто не ожидал пандемии и тех проблем, к которым она привела. Клубы Лиги Один и Лиги Два и так ограничены потолком заработной платы, но я думаю, что расходы сократятся на всех уровнях. Клубы не стремятся расширять свои составы из-за того, что прибыль не поступает. Вы бы увидели гораздо больше подписаний свободных агентов, если бы на стадионы вернулась хотя бы часть болельщиков. Сейчас же боссам клубов приходится взвешивать каждое приобретение».

Прошло уже полгода с тех пор, как в Англии перестали пускать болельщиков на стадионы. Случались единичные исключения в виде матчей с заполненными трибунами, но это были всего лишь эксперименты. И есть серьёзные опасения, что запрет на посещение футбольных матчей продлится ещё полгода.

Ещё совсем недавно статус свободного агента позволял игрокам заключать с клубами выгодные контракты. У футболистов и их агентов была определённая власть, а отсутствие необходимости платить за трансфер привлекало футбольные клубы.

Ярким примером может послужить судьба Маркуса Мэддисона, бывшего плеймейкера «Питерборо Юнайтед». В январе этого года он отказался от перехода в два клуба Чемпионшипа — «Бирмингем Сити» и «Чарльтон», поскольку его текущее соглашение с клубом из 3 дивизиона истекал летом. Игрок ожидал, что статус свободного агента позволит ему выбить лучший контракт в своей карьере. Теперь же Мэддисон просто остался без клуба. Он просто указал в своих соцсетях: «Безработный».

Дополнительной сложностью стало введение потолков заработной платы в 3 и 4 английских дивизионах. Клубы Лиги Один могут тратить не больше 2.5 миллионов фунтов за сезон, а сумма для Лиги Два и того меньше — 1.5 миллиона фунтов. В составе команд не может быть больше 22 взрослых футболистов, а в следующем сезоне это число снизится до 20.

Зарплата игроков молодёжной команды не учитывается в этих расчётах, поэтому средняя зарплата игрока в 3 дивизионе составляет 2185 фунтов, а в 4 дивизионе 1311 фунтов в неделю.

Трансферное окно скоро закрывается и это станет спасением для некоторых футболистов. Не все клубы могут успеть укомплектовать свой состав, и тогда они обратят свой взор на рынок свободных агентов.

«Всё это очень тяжело для тех, кто остался без клуба, — говорит Кин. — Сейчас я советую игрокам принимать те предложения, которые смогут обеспечить необходимый для жизни доход. Конечно, есть аргументы в пользу того, что после закрытия окна возможностей станет больше. В обычное время это действительно работает так: вы сидите без паники и перебираете варианты. Но сейчас я искренне беспокоюсь за тех, кто является свободным агентом».

***

Полузащитник Уилл Аткинсон разделяет эти опасения.

Годовой контракт игрока с «Порт Вейлом» из Лиги Два истёк в конце июня. И теперь 31-летний футболист пополнил ряды тех, кто рискует остаться не у дел в следствии кризиса, которому поспособствовал COVID-19.

Аткинсон может похвастаться тремя промоушнами из Лиги Два и участием в финале Кубка Лиги в составе знаменитых «убийц гигантов» «Брэдфорд Сити» из 4 дивизиона. Тем не менее, хавбек до сих пор не имеет контракта ни с одним из клубов и не знает, что с ним будет дальше.

«Такое ощущение, что о тебе все забыли, — сетует футболист. — Как будто я стал стал невидимкой. Ещё 9 месяцев назад я играл на «Этихаде» против «Ман Сити», а теперь я никому не нужен».

Психологическое состояние Аткинсона подвергается серьёзному испытанию. Сезон 2020/21 начался без него. Он профессиональный спортсмен, но ему приходится находить мотивацию внутри себя. Игрок регулярно посещает спортзал и каждое утро выходит на пробежку со своей собакой. И он всё равно чувствует пустоту внутри себя.

«Я до сих пор ощущаю себя, как 25-летний человек, — делится своими мыслями хавбек. — И это угнетает, ведь я всё ещё могу принести пользу клубам Футбольной Лиги. Всё это деморализует. Но нужно сохранять уверенность в себе и быть на позитиве. Несколько клубов проявляли интерес ко мне, и есть ощущение, что в итоге я найду себе местечко. Кто-то ведёт с тобой переговоры, ты пытаешься прийти к соглашению, а потом они просто не берут трубку».

«Клубам сейчас тоже непросто. Я не обвиняю их. Всем сейчас очень плохо. Такие времена, все проходят через кризис. Всё это вызывает беспокойство. Ведь финансов в низших дивизионах на порядок меньше, чем в Премьер-лиге или Чемпионшипе. Мне вот нужно оплачивать ипотеку, а денег нет».

Аткинсон живёт в Ноттингеме со своей женой. Он играл в Премьер-лиге с «Халл Сити» и помог выбраться из Лиги Два трём клубам: «Рочдейлу», «Брэдфорду» и «Саутенду». Сезон в «Порт Вейле» выдался не таким ярким, как он ожидал. Сейчас игроку 32 года, и он начинает готовится к тому, что скоро придётся менять свою жизнь.

«Как долго ты ещё сможешь смиряться с этим? — размышляет Уилл Аткинсон. — Вот о чём нужно думать. Отправляться в Национальную Лигу, чтобы получать хоть какие-то деньги? Или начать искать другую работу?»

«Когда ты всю жизнь играешь в футбол, то сложно принимать такие решения. Думаю, кризис из-за COVID-19 сократит карьеры многих игроков. И для многих сложно будет справиться с этим, ведь всё случилось внезапно».

«Сейчас всё похоже на игру в покер. Принимать первое предложение или ждать чего-то лучшего? Пока единственный вариант — поехать играть за клуб, который находится в 200 милях от дома. Но для меня важнее всего вернуться на футбольное поле. Мне этого не хватает. Я чувствую, что могу ещё несколько лет поиграть в футбол, и не хочу пока завязывать с ним».

***

Джек Хоббс смотрит на все эти вещи совсем по-другому.

Конечно, его точно так же накрывает тоска из-за разразившейся пандемии коронавируса. Но он немного раньше осознал, что его карьера футболиста клонится к закату. COVID-19 может стать лишь последним гвоздём в крышку этого гроба.

Его карьера начиналась в «Ливерпуле», где он считался многообещающим защитником. Травмы омрачили пребывание Хоббса на «Энфилде». В сезоне 2008/09 защитник стал чемпионом Лиги Один с «Лестером», а 4 года спустя помог «Халлу» выйти в Премьер-лигу. Тем не менее, за последние 8 сезонов он сыграл немногим больше 100 матчей. В 32 года тело уже не такое, как в юности.

Последним клубом Джека Хоббса был «Болтон Уондерерс», но вылет клуба в Лигу Два лишил его всякой надежды продлить контракт на третий сезон. Вспышка коронавируса в марте заставила его вернуться домой, в Лестершир, где он получил возможность провести больше времени с женой и двумя маленькими детьми.

«Пока дети были на дистанционном обучении, я целыми днями был занят, — рассказывает Джек. — Теперь они снова ходят в школу, и уже ближе к полудню я пытаюсь найти себе хоть какое-то занятие. В идеальных условиях я мог бы продолжить играть, но если ничего не подвернётся, то придётся искать другую работу. А я не так уж много умею. Последние 15 лет у меня был только футбол, с его структурой и распорядком. Странно остаться без привычной жизни».

«Мы с женой никогда не напрягались отношении финансов, но для многих игроков момент, когда деньги перестают поступать на счёт, может стать критичным. Ипотеки, кредиты за автомобили, за всё это нужно платить. Ты всегда стараешься зарабатывать как можно больше, но такого поворота никто не ожидал. Я уже несколько лет задумываюсь о том, что конец карьеры не за горами, а потому начал подготовку к этому. Но будь мне лет 25, я бы вообще ничего не планировал. И это пугает».

Хоббс не исключает того, что он пойдёт в тренеры или продолжит обучение на физиотерапевта в Университете Солфорда. Но он не исключает того, что безголевая ничья с «Аккрингтоном» 23 февраля может стать его 384-м и последним появлением на поле в качестве футболиста.

«Если кто-то позвонит мне с предложением, то отлично. Но может так статься, что коронавирус отправил меня на пенсию чуть раньше, чем я ожидал, — философствует Джек Хоббс. — В таком случае я должен начать делать что-то ещё, чтобы обеспечивать свою семью».

«Но мне грех жаловаться. Я горжусь своей карьерой. Просто немного жаль, если она закончится сейчас».

Оригинал статьи — Филип Бакингем, The Athletic.

Если вы следите за английским футболом, то вас может заинтересовать телеграм-канал автора перевода. Канал посвящён футбольному клубу «Лидс Юнайтед», который впервые за 16 лет вернулся в Премьер-лигу. Подписывайтесь, там интересно!