Трибуна
16 мин.

Как мы познакомились с Парижем и «Ролан Гаррос»

Блогер Трибуны впервые побывал на «Шлеме».

От редакции Sports.ru: вы находитесь в пользовательском блоге Dr. Strangelove. Здесь вы найдете размышления опытного теннисного болельщика. поддержите автора плюсами и комментариями. И обязательно подписывайтесь.

Подготовка к турниру

Если уж и ехать в Париж в первый раз – то только в конце мая. Священное время для каждого теннисного болельщика, особенно если вы, как и я, предпочитаете грунт остальным покрытиям. Помимо того, что «Ролан Гаррос» с детства является любимым турниром «Большого шлема» наряду с Australian Open, он одновременно и самый доступный для посещения, поэтому эти два качества было решено совместить. Так как на две недели выбраться не удалось, то мы с женой по моему настоянию решили поехать именно на первую половину турнира, потому что больше матчей, больше игроков, больше маленьких побед и эмоций.

Билеты на «Ролан Гаррос» продаются четырех категорий: на корт Филиппа Шатрие, на корт Сюзан Ленглен, на корт Симоны Матье и отдельно на все остальные корты разом. Несмотря на то, что я давний болельщик Надаля, смотреть на то, как в первых кругах топовые игроки разносят квалифаеров и просто более слабых теннисистов, не вызывало никакого энтузиазма. Просто увидеть легенду на корте? Я все же предпочитаю теннис как игру, а не как идолопоклонничество.

Мы купили билеты на два полных дня – воскресенье и вторник – на все корты, кроме трех центральных, тем более, они стоили значительно дешевле. Позднее, уже находясь в Париже, удалось также со скидкой воспользоваться предложением сходить на две вечерние сессии, начинавшиеся с 17:30, в понедельник и в субботу. О решении приобрести именно такие билеты в итоге мы ни разу не пожалели, потому что могли выбирать матчи по своему усмотрению, а не сидеть, ожидая, пока Федерер уничтожит какого-нибудь немца.

Организация турнира

Принято считать, что «Ролан Гаррос» по сравнению с другими турнирами «Большого шлема» в организационном плане плох. Звучат даже слова «колхоз», «лягушатники чертовы» и проч. Займу компромиссную позицию: в чем-то да, в чем-то нет. В воскресенье, то есть в день открытия основной части турнира, матчи начинались ровно в 11:00, и, хотя мы пришли заранее – ну ладно, на десять минут заранее, – на трибуны нам удалось попасть лишь ближе к полудню. Казалось бы, что за бардак, зачем же приличных людей держать в очереди больше часа, опять эти французы со своей безалаберностью, хоть бы крышу построили. Однако за день до турнира на почту пришло письмецо без конверта, гласящее, что приходить во избежание толпы и прочих нехороших вещей желательно к 9:30, ко времени открытия комплекса. Вас же предупреждали – сами виноваты.

До нынешнего «Ролан Гаррос» я присутствовал лишь на St. Petersburg Open в разные годы, и вообще даже у нас в не самой большой «Сибур Арене» устраивают больше развлечений для болельщиков, чем парижские конферансье. В Петербурге вы и подачу свою замерить можете, и фотокарточку в странных позах сделать, и еще всякое разное. Единственное развлечение в Париже между кортами – купить странного вида салат Цезарь и попытать свою удачу, приложив карту MasterCard, который вы расплачивались в этот день в местном бутике, к специальному аппарату. Аппарат этот покажет, что вы могли выиграть приз, но не повезло, и также посоветует не отчаиваться. Ни раз не нашелся счастливчик, выигравший хотя бы какую-то награду. Понятно, что мы пришли смотреть теннис и находиться планировали на кортах, а не между ними, но ведь иногда можно и перерыв сделать. Да и потом, для кого-то ведь установлены эти большие экраны рядом со стадионом Сюзан Ленглен, транслирующие для экономных болельщиков матчи с центральных кортов.

Наконец, главное разочарование от организации – выбор кортов и состояние некоторых из них. Во время трансляции матча Федерера и Вавринки Вера Звонарева в эфире «Евроспорта» сказала, что теннисный комплекс сильно изменился в лучшую сторону. Предполагаю, что так оно и есть – кстати, единственный матч самой Звонаревой с Аленой Большовой мы краем глаза увидели и даже несколько раз вскрикнули, что Вера, мол, лучшая. Вера действительно играла на уютном и удобном корте, как и все из тех, что расположены за стадионом Ленглен. Они современные, на них проще пройти, они находятся в полуяме, из-за чего за матчами можно наблюдать, не заходя на сам корт.

Но те маленькие корты, которые находятся с другой стороны Ленглен – это натуральный ад. Корт №7 еще ничего, – хотя ставить на него матч первого круга Шаповалова против Штруффа было решением крайне спорным, – но на кортах №5 и №6 было банально трудно находиться. Мы бы и пробовать не стали туда проникнуть, но по какой-то неведомой причине именно на шестой корт организаторы загнали двух супергеройских ветеранов Фелисиано Лопеса и Иво Карловича для того, чтобы они выбили с него весь песок сотнями эйсов. Очереди на этот крохотный «стадион» образовались километровые, какой-то китаец обозвал меня ослом за то, что я не так стоял, и после получаса ожидания было решено оставить надежду увидеть Профессора и Директора в деле.

Общая атмосфера турнира

Ощущение праздника, конечно, было. В городе вообще очень многое напоминало о том, что сейчас в нем играют в теннис не только местные любители, а в самом комплексе безумие зашкаливало. Я привык к посещению футбольных матчей, где безумие около стадиона не прекращается и на самой арене, поэтому поначалу было достаточно непривычно видеть, как орущие аргентинцы и сербы синхронно замолкают в моменты розыгрышей.

Мне довелось побывать на нескольких матчах плей-офф НБА и НХЛ, на пяти матчах чемпионата мира по футболу, в том числе на полуфинале, на десяти матчах Лиги чемпионов, на игре АПЛ, на бесчисленном количестве матчей футбольного «Зенита», но такого удовольствия от просмотра спортивных событий я не получал нигде. Возможно, что-то сравнимое было на прошлогодней игре Аргентина – Нигерия, и то, в первую очередь из-за аргентинских болельщиков и возможности лицезреть Лионеля «Свет» Месси. Думаю, что вторая неделя турнира с неумолимо пустеющими кортами и отъезжающими домой игроками такого впечатления не произвела бы.

Повлияло на восприятие турнира и то, что ни один матч не был прерван из-за знаменитого теннисного дождя. В какой-то момент во вторник капли одна за другой начали падать с неба, но грунт – покрытие не только высокоинтеллектуальное, но и устойчивое к моросящему дождю. 

Что насчет автографов и фото со звездами?

Понятно, что я хотел встретить в переходе между стадионами Рафаэля Надаля или хотя бы Эжени Бушар, но как-то не сложилось, а специально обгонять маленьких детишек в очереди за автографами не очень-то и хотелось. Последний автограф у спортсмена я взял у Марата Сафина в 2000 году – мне было девять, Сафину – 20, он только что выиграл St. Petersburg Open, так что момент был подходящий.

Немного жалею, что не сфотографировался с одним из самых ярких игроков моего детства – Фабрисом Санторо. Он как раз вышел со стадиона Ленглен, где то ли комментировал, то ли проводил какую-то экспертизу, я был в трех метрах от него, но как-то не решился тревожить уважаемого человека. Кстати, в самый первый день, пока я стоял в той часовой очереди, с другой стороны дороги прошел Джон Миллман, усмехнулся и помахал несчастным болельщикам ракеткой. Понятно, что из очереди я никуда выбегать не стал, ну и Миллман все же не того уровня игрок, что и доказал впоследствии, пусть и с трудом, Саша Зверев.

Про сам теннис-то вообще будет что-нибудь?

Самый интересный матч, который довелось увидеть – это неожиданная битва между Янко Типсаревичем и Григором Димитровым. Изначально планировалось досмотреть игру между Маттео Берреттини и Пабло Андухаром, только вот он проводился на корте №7, где мы хоть и сели в первом ряду, но в целом все это было крайне неудобно. Культуристу Берреттини было как будто немного тесно, поэтому начал он не очень хорошо, но потом начал забивать опытного Андухара силой, и все стало более-менее понятно. Димитров к тому времени обыгрывал Типсаревича 6:3, 6:0, и затея с походом на корт №1 – лучшим и самым большим из тех, что были доступны по нашим билетам, – начала казаться ошибкой, но мы уже нашли удобные места.

Внезапно Типсаревич ожил и под одобрительные выкрики нескольких мощных сербских парней с флагом начал медленно вырывать геймы. Временами казалось, что он почти не может перемещаться по корту, но в нужные моменты он попадал, а Димитров опять начал все превращать в драму. Таким образом Типсаревич выиграл третий сет, повел с брейком в четвертом, зрители начали прибывать и восторгаться увиденным. Когда Типсаревич не смог подать на четвертый сет, то показалось, что ветеран сейчас окончательно погибнет, пусть и с почестями, но он дотерпел, переборол и каким-то образом ускользнул от наивного болгарина на тай-брейке. На победу в матче его не хватило, но это был отличный поединок. Эмоции, красивые розыгрыши, поддержка трибун – здесь было все.

Разочарования турнира

• Денис Шаповалов. Вечер понедельника планировалось полностью занять матчем Дениса Шаповалова и Яна-Леннарда Штруффа, но канадец был явно не в своей тарелке. На первый сет мы не успели, но, судя по счету, его Денис должен был выигрывать, однако потерялся на тай-брейке. Дальше же все было очень плохо: Шаповалов не чувствовал уверенности ни в одном своем ударе, постоянно ошибался как с бэкхенда, так и с форхенда, не мог подать первым мячом, да и вообще не был в состоянии нанести хотя бы четыре точных удара подряд. Штруфф, решивший опровергнуть правило, что всем мужчинам идет борода, не делал ничего особенного, но он сейчас в хорошей форме, и его силовой игры хватило, чтобы снести Дениса в трех сетах.

• Доигровка матча Кайла Эдмунда и Жереми Шарди. Во вторник мы с самого утра обосновались на любимом корте №1. План на день был прекрасный – в рюкзаке груши и яблоки, отличная погода и хорошие игры: на разогреве Даша Касаткина против непонятной итальянки, потом доигровка пятого сета со счета 5:5 между Жереми Шарди и Кайлом Эдмундом, затем встреча Роберто Баутиста-Агута и угрюмого фермера Стива Джонсона, после них Карен «Надежда» Хачанов с Седриком-Марселем Штебе, ну и на десерт Эжени Бушар с кем-то там (я не слишком интересуюсь женским теннисом).

Касаткина выиграла буднично, очень уж слаба была итальянка. Прошло это, как видите, почти без свидетелей.

И вот наконец вышел местный любимец Жереми Шарди заканчивать то, что не успел сделать на предыдущий день из-за наступления темноты, – обыгрывать Кайла Эдмунда. Во всяком случае, так думали французские болельщики, поток которых хлынул на трибуны. Но вот выспавшиеся игроки встали у сетки, размялись, Эдмунд играючи взял свою подачу, потом Шарди четыре раза подряд ошибся в следующем гейме, и на этом все кончилось. Пять минут – и победитель стал известен. Песни, волны на трибунах и громогласные выкрики заняли больше времени, чем само действие.

• Алехандро Давидович-Фокина. Думаю, многие из вас знают этого психованного 19-летнего испанца с русскими корнями и странной фамилией. Я очень хотел посмотреть на него в действии, настолько он впечатлил меня на майском турнире в Эшториле, где ему удалось выйти в полуфинал. Дошло до того, что я даже решил посмотреть два его матча в квалификации, где сначала он легко обыграл опасного португальца Домингеса, а в финале каким-то образом исхитрился уступить вроде бы безобидному немцу Яннику Мадену. Вогнал тем самым Давидович меня в глубокую печаль, и как же была велика радость, когда он попал в основную сетку турнира как лаки-лузер после отказа канадца Оже-Альяссима.

Первый матч с австралийцем Джорданом Томпсоном: соперник не самый сильный, специализируется на быстрых покрытиях, вроде бы вполне можно выходить во второй круг. К сожалению, Алехандро снова, как и в игре с Маденом, очень нервничал, ошибался, ударам хватало силы, но не хватало выдумки, и надежность Томпсона позволила ему выиграть матч всухую. В третьем сете были шансы, но опять начались нервы, попытки поставить рекорд по самому сильному удару в истории, ну и двойные ошибки, как же без них. Не хотелось бы, чтобы Давидович повторил теннисную судьбу Евгения Королева, который в 2006 году в возрасте 18 лет на «Ролан Гаррос» тоже бил очень сильно и более-менее глупо, обыграв при этом в пяти сетах Андреаса Сеппи и лишь немного уступив Гастону Гаудио. По стилю игры они очень похожи, надеюсь, что траектории карьер окажутся разными.  

Вы вообще за Россию болеете?

А как же! Даже очень хотели поприсутствовать на первом матче Светланы Кузнецовой, но уж очень быстро она проиграла – не уходить ведь с пятого сета имени Янко Типсаревича.

Были на двух матчах Хачанова: со Штебе и с Мартином Клижаном в третьем круге. Оба сложились для Карена очень легко, но мы покричали вдоволь. 

За Звонареву болели, как уже говорилось выше. К сожалению, безуспешно. 

И даже за Екатерину Александрову на отвратительном корте №6 в третьем круге против Алены Большовой, которая как раз Звонареву и обыграла. Признаюсь честно – до этого матча представления не имел, что в России есть такая теннисистка. Впечатление она оставила неплохое, но игре явно не хватает сильных ударов и изысков.

Самые забавные моменты

• Во время прекрасного матча между Диего Шварцманом и Мартоном Фучовичем (если бы не было Янко Типсаревича, именно эту игру я признал бы лучшей из увиденных) закричал маленький ребенок. Закричал прямо на подаче Фучовича, после чего тот бросил в сторону несчастного младенца такой испепеляющий взгляд, что всем на нашей трибуне стало не по себе. Кстати, следующие два розыгрыша Фучович проиграл, а вместе с ними и подачу. Не ходите на теннис с детьми младше трех лет, особенно, если там играет страшный венгр.

• Стюарды на «Ролан Гаррос» работали на совесть. Проверяли абсолютно все, а также сверяли имя на билете и в паспорте. Прямо при мне на стадион отказывались пускать несчастного парижского школьника, у которого в портфеле был найден смертоносный циркуль. Строгий охранник хотел отправить подростка домой, но потом все сжалился и пропустил, оставив, правда, циркуль у себя на хранение. В общем, если вы когда-нибудь решите сыграть на «Ролан Гаррос», будьте спокойны – от угрозы ранения циркулем вы надежно защищены.

Фотографии, которые хочется выложить, но некуда

Первый розыгрыш, который мы увидели на турнирах «Большого шлема» вживую, выиграл именно Пабло Андухар. Долгих лет, грунтовый мастер. 

Удивительный изгиб правой руки Хачанова.

Тиаго Монтейра пытается выиграть третий сет у Душана Лайовича (безуспешно), а Саша Зверев наблюдает за этим с экрана, вместо того, чтобы играть с Джоном Миллманом. 

Кортам тоже нужна передышка. 

Это было отличное время. Есть надежда, что в следующем году будет еще лучше. 

P.S. Подписывайтесь на мой телеграм-канал о массовой культуре и спорте, чтобы еще более подробно следить за «Ролан Гаррос». Там вы узнаете, как Стеф Карри убил Джона Сноу, как Рафаэль Надаль относится к «Чернобылю» и что Килиан Мбаппе снялся в новом эпизоде «Очень странных дел».