3 мин.

Как легко определить недокрут

Определение из памятки ISU для не докрученных(пониженных) прыжков "The quarter/half mark of landing are the border lines to identify cheated jumps" (Отметки в половину или четверть от приземления являются пограничными линиями для определения неправильного прыжка). Из этого замечательного определения возникает вопрос, а откуда и куда измерять-то это приземление?

 Можно сразу смотреть угол между ребрами в точках отрыва от земли и приземления. Но этот способ не учитывает, что у всех прыжков есть естественные недокруты и прероты. Поэтому ребра можно смотреть только при значительных недокрутах (в половину и больше), поскольку ясно, что если в воздухе было сделано только 2 оборота, то одно вращение(или половина) были сделаны на льду и это никуда не годится.

 Интуитивно понятно, что нужно смотреть дуги выезда\въезда, чтобы точнее определить недокрут\прерот. Как определить дуги выезда\въезда,  если здесь тоже возникает масса вопросов? Ведь у фигуристов разная техника исполнения - разные дуги заезда и толчка, постановка конька и проворот в момент отрыва. Элементарно - просто проводим прямую линию через точки отрыва и приземления  прямо по линии полета. Дуги у нас превращаются в линию выезда\въезда. Теперь градус недокрута измеряем от ребра к этой линии.

Момент отрыва Елизаветы от льда. Обратите внимание на расстояние до центрального круга гораздо дальше от нее чем в момент приземления. Для подтверждения масштаба можно смотреть на отношение расстояния до круга к росту фигуристки. Именно поэтому линия полета идет под углом к красной линии и ребру конька, а не перпендикулярно. Прерота у Елизаветы нет, она докручивает гораздо меньше 90 градусов, при этом в воздухе у нее 3 оборота. Ответ куда девались остатки от половины оборота очевиден.

takeoff

Момент приземления. Она приземляется гораздо ближе к центральному кругу.   Чтобы у нее не было недокрута требуется, чтобы линия полета была перпендикулярна красной линии, но это не так. В случае идеального прыжка Туктамышева сразу поехала бы на заднем внешнем ребре по дуге на оператора и вправо.

landing

Но прыжок недокрученный, поэтому она проворачивается на льду на тупой угол, чтобы выехать на линию выезда, она-то прекрасно знает куда именно летела в прыжке. Градусов на 120-130 докрутила, как мне кажется, в любом случае сильно больше 90 градусов. И едет по дуге от оператора, как и должно быть по правилам, а не перпендикулярно красной линии. Что тоже подтверждает косую к красной линии траекторию полета.

edge

В правилах ISU нет специального определения для преротов. Для них применяются те же понятия, что и для недокрутов. Если прерот больше четверти оборота от линии въезда, то он должен наказываться. Причем сразу даунгрейдом, согласно правилу о  Cheated take-off (Неправильный отрыв) "A clear forward (backward for Axel type jump) take-off will be considered as a downgraded jump. " (Очевидный отрыв на ход прыжка (вперед или назад для акселя) будет рассматриваться, как пониженный прыжок). Все так если в лоб трактовать правила.

 Тут вопрос: могла ли Елизавета выполнить больший разворот в момент толчка и за счет этого докрутить прыжок? Думаю, да, крутки в воздухе ей хватает. Некоторые сильно докручивают практически на 180 градусов именно в момент отрыва и получают только потерю в GOE, выигрывая в стабильности. Стратегия правильная, учитывая, что недокруты в момент приземления  считаются жестче, чем в момент толчка. Арбитры в момент толчка еще не совсем понимают, куда полетит фигурист, чтобы жестко судить. Не знаю, отразится ли на таких прыжках увеличение шкалы GOE. По идее должно.

scheme

Схема для иллюстрации изложенного. Легкий и очевидный способ для определения недокрутов: просто найдите ориентиры и определите линию полета между точками отрыва и приземления, чтобы определить угол недокрута. Всего нужно только две картинки с хорошо видимыми ребрами.