5 мин.

Экипировка для элиты

Теннисная амуниция – это не просто вопрос удобства и  предпочтений игрока. Здесь смешалась все: экономика, маркетинг, мода, имидж спортсмена и поставщика и многое другое.

На рынке теннисного инвентаря и формы представлены как признанные гиганты спортивной отрасли, так и экзотические, а порой и странные игроки. Для начала – давайте посмотрим, чем и в чём играют в теннис игроки первой сотни АТР.

Несколько уточнений:

- мы говорим не только о спонсорах и «официальных поставщиках» игроков. Далеко не всегда тот факт, что игрок выбрал Nike, означает, что сам Nike тоже выбрал этого игрока - никто не будет разрабатывать специальной ракетки для 86 номера мирового рейтинга. Если в случае с топ-игроками (или супер-проспектами) поставщик по определению заинтересован в выстраивании отношений, то в остальных случаях стоит говорить и о силе бренда самого поставщика;

- технические спонсоры и партнеры имеют свойство меняться, и на момент вашего прочтения этого материала что-то могло измениться. Если вы заметите какие-то несовпадения с вашими знаниями или представлениями – буду рад комментариям;

- информация получена в основном с помощью сайта АТР, личных страниц и социальных сетей игроков. В отдельных случаях за помощью приходилось обращаться к форумам и онлайн-магазинам теннисных товаров; при отсутствии более надежных источников выводы делались на основании фотографий с последних турниров, где игрок принимал участие

- имена игроков первой сотни взяты по состоянию на 04.11.2019

Ракетки: ограниченный выбор оружия

Поставщиков ракеток для первой сотни очень мало – в списке всего девять имен. При этом, 90 из 100 игроков выбирают один из четырех лидирующих брендов – Wilson, Head, Babolat или Yonex:

Рис.1 Предпочтения по выбору брендов ракеток среди игроков ТОП-100 АТР

В целом, это логично. Ракетка, как основной рабочий инструмент, является самой специфической частью амуниции теннисиста. Как показывает практика, эксперименты с ракетками и их поставщиками могут обойтись дорого. При этом, и для производителя входной барьер на этот рынок высок. Сегмент потребителей ракеток (в масштабе всего спортивного мира) достаточно узкий, а риск неудачи – велик. Если футболку со своим лого вы сможете продать человеку, далекому от тенниса, то вот ракетка ему уже вряд ли будет нужна.

Еще пара интересных моментов:

- если сузить выборку до ТОП-20, то в ней доля выбирающих Wilson, будет еще выше (45%), а вот позиции Yonex  будут слабее – всего 2 игрока, или 10%;

- страна происхождения теннисистов не влияет на их предпочтения по выбору ракетки. Даже французские мушкетеры далеко не всегда отдают предпочтение Babolat, а японские самураи делают свой выбор не только в пользу Yonex.  У остальных игроков предпочтения также распределяются более-менее в рамках общей структуры.

Из брендов категории «прочие» можно назвать несколько достаточно известных имен – Technifibre, Prince, Dunlop. Самые экзотические (как минимум для меня) – тайваньский ProKennex (выбор Андреаса Сеппи) и американский Solinco (самые их известные клиенты – легенды парного разряда братья Брайаны).

Одежда: богатство выбора

Во время телетрансляций логотип на футболке игроков попадает в кадр чуть ли не чаще их лиц. А с учетом ограниченного количества рекламы на теннисной форме (в отличие, например, от футбольной), производители одежды могут рассматривать теннисный матч чуть ли не как один большой рекламный ролик.

Если ракетки ТОП-100 АТР – это фактически продукция 4 брендов, то вариативность при выборе одежды гораздо больше. В этом списке присутствует 21 имя, причем 7 поставщиков работают с пятью и более игроками.  ТОП-5 же поставщиков выглядит следующим образом:

Рис.2 Предпочтения по выбору брендов теннисной формы среди игроков ТОП-100 АТР

Все компании в этом списке можно условно поделить на несколько групп:

- крупные производители  спортивных товаров (Nike, Adidas, Lotto и другие). Для них теннис не занимает ключевое место в портфеле брендов. В этой группе встречаются и  имена, на первый взгляд, далекие от тенниса. Например, японская Mizuno в первую очередь ассоциируется с бегом, волейболом и бейсболом; однако, в ее активе – работа с Иваном Лендлом,  а сейчас три игрока первой сотни играют в форме этой марки;

- компании, для которых теннис – на ведущих ролях. Например, Yonex, представленный всего в 3-4 сегментах спортивного рынка; или, с определенной долей условности, Fila , сделавшее себе имя с помощью Бьорна Борга;

- компании, для которых спорт в принципе не является основой их бизнеса. Здесь стоит упомянуть Lacoste – бренд, известный далеко за пределами спортивного мира;  или New Balance, который (простите за каламбур) успешно балансирует на грани спорта и повседневной одежды и обуви.

Интересно, что два топ-игрока на рынке ракеток (Yonex  и Babolat) также засветились и в списках поставщиков одежды и обуви для ТОП-100. Японцев можно назвать единственным комплексным поставщиком – шесть игроков из первой сотни полностью экипированы Yonex.

Кстати, в части выбора одежды страновые предпочтения прослеживаются чуть более четко. Например, половина французов в первой сотне выбирает Lacoste и Le Coq Sportif, а половина итальянцев – марки итальянского происхождения (Lotto, Fila, EA7).

Кроссовки: выбор бренда и технологий

Выбор обуви игроками ТОП-100 одновременно напоминает ситуацию и с ракетками, и с одеждой. С одной стороны, обувают их сразу 14 брендов; с другой – здесь, как и в случае с ракетками, есть однозначный лидер – компания Nike. ТОП-5 производителей работают с 75 игроками из ста:

Рис.3 Предпочтения по выбору брендов теннисной обуви среди игроков ТОП-100 АТР

Стоит обратить внимание, что 4 из 5 основных поставщиков одежды и обуви совпадают. Появление в рейтинге кроссовок японцев Asics тоже неудивительно – основные ноу-хау компании связаны с беговой индустрией, и логично реализовывать их в других сегментах спортивной обуви.

При этом, 74 игрока из первой сотни предпочитают единую марку для одежды и кроссовок. В основном они выбирают глобальные спортивные бренды, которые могут обеспечить универсальное предложение (Adidas, Fila, Joma). А вот выбор кроссовок от беговых гигантов Asics и Mizuno далеко не всегда сопровождается выбором их же одежды. Еще одна, на первый взгляд, парадоксальная деталь: 32 топ-теннисиста выбирают обувь марки Nike, но только 18 из них – одежду того же бренда.

***

В целом, несмотря на наличие в списке экзотических (особенно для российского уха) марок, амуниция топ-теннисистов в основном представлена глобальными брендами. Это и неудивительно – как игроки первой сотни заинтересованы в том, чтобы располагать самыми новыми, модными и продвинутыми элементами снаряжения, так и производители спортивных товаров хотят, чтобы их бренды порождали у потенциальных потребителей только правильные ассоциации.