4 мин.

Grazie, Vincenzo

В грядущее воскресенье уже в четвертый раз пройдет "Тур Алматы". Учитывая, что для казахстанского велоспорта это самое статусное домашнее соревнование, увидеть его вживую всегда интересно даже из сугубо спортивной составляющей. Но в этот раз один нюанс окрашивает однодневку в немного иной оттенок - наверное, в последний раз в майке "Астаны" мы увидим на дистанции Винченцо Нибали, и многие болельщики смогут лично сказать ему: "Ciao", "Grazie" и все в таком духе.

Сейчас кажется, что с именем Винченцо Нибали у "Астаны" связана целая эпоха. Четыре года назад блог анонсировал его появление в казахстанской команде со сдержанным оптимизмом: "В общем, приобретение выглядит отличным как в плане усиления команды, так и с точки зрения рейтинга UCI (по крайней мере, уже хорошо, что в конце этого сезона не придется судорожно считать баллы). Да и репутация у Нибса среди поклонников "Астаны" все-таки не инфантильного нытика, как у кое-кого из других потенциальных новичков. С другой стороны, веры, что в ближайшее время Нибали сможет покорить "Тур де Франс" нет совершенно никакой. Так что, возможно, ему будет лучше сосредоточиться на родной Джиро или "Вуэльте", а "Большую петлю" оставить на откуп монстрам вроде Уиггинса или Контадора. Вот только слабо вериться, что амбиции позволят Винченцо отказаться от мечты вскарабкаться на верхнюю ступеньку подиума на Елисейских полях".

Тогда кто-то из болельщиков "Астаны" еще ностальгировал по Альберто Контадору. Кто-то опасался реинкарнации другого ликвигасовского пришельца, которого однажды так отрубило "Джиро", что с тех пор никто особо не верит в обоснованность его капитанских претензий. Кого-то обманывало слишком поэтапно-правильное развитие итальянского супермногодневщика - когда все получается как будто по конспектам, где-то всегда теряется фишка. Сейчас, когда Нибали уходит, никто не сомневается в правильности его приглашения.

Оглядываясь на последние четыре года, я только теперь понимаю насколько у него уникальный чемпионский характер. Эдди Меркс однажды выдал что-то вроде: "Скажите кто занял второе место, и я скажу какую ценность представляет ваша победа". В "Астане" Нибали выиграл три из семи гранд-туров, в которых принимал участие. Он, как настоящая Акула, смыкал челюсти на любой возможности отхватить свое. В 13-м году он взял "Джиро" и уступил только Крису Хорнеру на "Вуэльте". В том году я лично стоял на склоне Англиру и своими глазами видел рубку с озверевшим американским ветераном.

Дальше победа на ТДФ, на следующий год сумасшедший камбэк на третьей неделе, когда выше оказались только монстры - Фрум, Кинтана, Вальверде. В этом сезоне Нибали собрал сам себя из нескольких горсток пепла на "Джиро", а затем на "Петле" он и не ставил больших целей в генеральной классификации. Впереди маячила Олимпиада, где итальянец опять дожимал свой шанс, пока не поймал яму на по-бразильски беспечно подготовленной трассе. И даже дисквалификация на "Вуэльте" после проваленной попытки телепортироваться свидетельствуют в пользу заложенного где-то на генетическом уровне желания побеждать.

Нибали уходит на, скорее всего, последний по деньгам и статусу лидерский контракт в карьере. Ребята из Бахрейна разглядели в нем, как Clutchfan в Джеймсе Хардене, игрока-систему, вокруг которого можно построить успешный проект. Когда Винченцо переходил в "Астану" у него не было такой задачи. Казахстанская велогруппа с первого дня впитала в себя философию Александра Винокурова. Здесь все вокруг итальянца призывало к победе. Или по крайней мере рисовать свою гонку, не подстраиваясь под других. Это объективно делает из "Астаны" одну из самых зрелищных команд в мировом пелотоне. В новом коллективе от Нибали потребуется самому взращивать эти ценности. Тоже своего рода новый вызов и интересный опыт.

Из скорого ухода Акулы не делали большой тайны. Стороны были честны друг с другом еще на прошлогодней презентации в Астане. И он прощается с командой, не оставляя за собой выжженую землю. За спиной итальянца еще с прошлого сезона маячит амбициозно-худощавая фигура Фабио Ару. Ему, наверное, придется окончательно примерить на себя роль Акелы, которому нельзя промахиваться. Где-то рядом заслуживающий отдельного подробного рассказа Мигель Анхель Лопес. В контексте однодневных гонок с каждым стартом прибавляет Алексей Луценко.

Скорее всего, это и правильно, что Нибали уходит именно сейчас, пока у него еще есть силы и желание на подобные эксперименты. Он прощается с "Астаной", навсегда оставляя в ней частичку своей души. У итальянца никогда не было народной любви Александра Винокурова, подкупающего обаяния Микеля Ланды или умения заставить верить в себя вопреки всему Альберто Контадора. Но он всегда подкупал своей рассудительностью, профессионализмом и проявлениями воли. И Гонщик, и Команда приняли решение. Скоро они пойдут каждый своим путем. Но в эти выходные на "Туре Алматы" Нибали и "Астана" пока еще будут вместе.