8 мин.

Душегубы

Фото: REUTERS/Marcelo del Pozo

Друзья, я страшно извиняюсь. Уже давно все это обсудили и теперь дуют в вувузелы, а я вот опять лезу с несвоевременным. Признаться, несколько недель ношу в себе это, боясь растерять. Ну вот, кажется, в два приема выговорился.

В комментариях к моему предыдущему посту, где я пророчу гибель тренеру ЖМ в Мадриде, мой постоянный читатель Алишер задается вопросом: а почему, собственно, люди соглашаются идти в «Реал», что ими движет, почему их не останавливает опыт других людей в Мадриде? На первый взгляд, это вопрос 3-летнего ребенка. Все смеются. Ну а дальше? Какие ответы предлагаются на этот детский вопрос? Вот зачем тренер ЖМ идет в «Реал»? Титулы? Он не сможет превзойти свой результат в «Интере». Нет ничего для тренера выше победы в Лиге чемпионов. Он сможет, максимум, повторить свой результат, но не превзойти. Деньги? Помилуйте. Вы знаете, что ЖМ будет получать в Реале МЕНЬШЕ, чем в «Интере»? Ненамного, но МЕНЬШЕ.

Я не встречал более глубокого и точного вопроса в связи с деятельностью «Реала» последних лет, чем вопрос Алишера. Собственно, в этом вопросе содержится уже ответ и разгадка. Алишер находит странным, что люди футбола – знаменитые игроки и тренеры с блестящей репутацией и без «Реала» выдающимися заработками принимают приглашение Мадрида, зная почти наверняка, что их там вываляют в грязи.

Никто не пытался рассматривать «Реал» как феномен сознания. Дима Навоша всегда готов нам написать умный текст про особенности маркетинга «Реала» в Полинезии. Восемь комментаторов НТВ-плюс будут спорить о том, где должен играть Марсело – в защите или нападении, и в голове какого Диарра больше извилин – Лассана или Мамаду, или все же самый умный Диарра на свете играет теперь за Бордо – и его непременно надо купить.

Я нахожу разговоры о «Реале» в таком ключе столь же легкомысленными, как если бы в каком-нибудь Битцевском лесу каждый день находили расчлененку, а в студии «Первого канала» собирались господа в пиджаках и рассуждали о социально-экономических причинах появления изувеченных тел, а судмедэксперты тонко спорили о том, с какой части тела душегуб начинает разделывать свою жертву.

Я вижу в «Реале» феномен испорченного, больного, можно даже сказать, патологического и чрезвычайно опасного для футбола сознания. Маркетинг же – это всего лишь инструмент. Орудие пытки.

Я попробую выявить это сознание через московский пример. Знаете ли Вы, что в Москве тоже есть «Реал»? Маленький такой реальчик, про который не знают ни тайцы, ни китайцы, ни сами мадридцы, а только пару тысяч работников средств массовой информации, для которых и был задуман этот проект. Я не буду говорить о названии, чтобы не оказывать чести его создателю.

Это знаменитый медиа-менеджер 90-х, он удачно продал свой бизнес, а затем пустился в духовные поиски куда-то в Гималаи. Изумительной истиной, открывшейся ему с заснеженных вершин, стало то, что для лучшего устройства мира было бы неплохо подистребить журналистов и литераторов города Москвы. Знаменитый медиаменеджер 90-х вернулся в Москву, чтобы встретиться с популярным миллиардером. Что именно сказал медиаменеджер миллиардеру является предметом темпераментных дискуссий работников масс-медиа города Москва. Можно даже говорить о появлении новой лже-науки – так порой тонко и так порой фундаментально разрабатываются версии того, что же внушил медиаменеджер миллиардеру. В любом случае, итогом этого внушения стало появление медиа-корпорации нового типа. Ее целью является не зарабатывание денег, не трансляция каких-то политических или философских концепций, а удовлетворение страннейшей страсти ее создателя. Медиахолдинг создан для того, чтобы унижать и истязать журналистов и литераторов г.Москва. Некоторые говорят о банальной «распилочной», но такая трактовка представляется мне досадно плоской – мелочной.

Давайте ближе к «Реалу». Методология работы московского медиахолдинга такова: известный журналист или литератор слышит в телефонной трубке голос, который предлагает ему зарплату или гонорар, который он никогда не получал в своей жизни. Человек радостно засучивает рукава, начинает трудиться, но вдруг после или во время исполнения работы слышит просьбу: «А вы знаете, мы забыли сказать, речь идет о чистой формальности – мы хотели бы исследовать ваш анус бейсбольной битой. Это просто у нас такая корпоративная процедура». Дальше принятый на работу начинает либо кричать на всю округу, либо тихонько стискивает зубы и соглашается («а чего – можно и потерпеть чуток за такие-то деньги»). После этого человека просят, скажем, вынести парашу: «Нет-нет, вы ничего не подумайте, мы будем продолжать вам платить вашу большую писательскую зарплату. Просто мы считаем важным для создания СМИ нового поколения, чтобы писатель умел преодолевать в себе свои писательски предрассудки и умел выносить парашу». Ну и т.д.

Реклама 18+

Нет-нет, там правда было придумано много остроумного. Например, в январе 2009-го, когда по Москве машины перестали ездить, медиахолдинг нового типа украсил билборды надписью «Дорогая редакция» – тоже своего рода бейсбольная бита в анус этой несчастной пары тысяч работников масс-медиа. Кроме них, собственно, никто этой шутки не понял.

Но самое интересное и веселое началось тогда, когда все более или менее узнали, зачем стучаться в дверь люди из маленького и амбициозного московского издательского дома. Журналисты все равно соглашались. И вот это уже не имеет никакого отношения к чувству наживы. Это чистая эротика. Эротический азарт. Такое заявление миру: «А я сыграю в эту игру, и моя жопа останется целой». При тайном желании лишится этой целости.

Нет-нет, я, конечно, не сравниваю масштаб деятельности двух фирм. Своей бейсбольной битой «Реал» пользует сразу миллиард человек. Но и «Реалом» и московским медиахолдингом движет ровно одно и то же. Зуд, вечный зуд, вечный огонь странной страсти – заманивать к себе людей и потом совершать над ними какие-то непотребные действия. Причем не просто с людьми, а с лучшими из лучших. Тех, кого считают лучшими. Тех, кто мнит себя лучшим.

Я бы назвал это синдромом старого развратника, имея в виду вовсе не Флорентино Переса, как подумали многие. Это, кстати, самая распространенная ошибка в обличительных рассуждениях о «Реале» – видеть во Флорентино Переса заказчика, а не исполнителя. Перес всего лишь постановщик, церемонемейстер фантазий, прошу прощения, сосьос – по-русски, членов клуба. Они и есть реальная власть – власть «Реала». Я говорю о господах с сигарами, абонирующими ложи и места на центральных трибунах «Сантьяго Бернабеу». Уж не знаю, разрешают ли им теперь во время матчей курить сигары, как это было лет 8 назад, когда я последний раз был на «Сантьяго Бернабеу» и когда эти господа не внушали мне ничего кроме приязни.

Они были нормальными, вполне себе безобидными буржуа, пока в начале ХХI века не зазвучали все эти речи о мессианстве «Реала». Конечно, это Флорентино Перес всех лишил невинности. Конечно, ему потом за все это придется отвечать – это он этим мужчинам крышу снес. Ну а что – это дико лестно. В кои то веки Мадрид, который был провинцией даже в пору сияния испанской короны, стал мировой столицей – престолом, жертвенным алтарем, к которому притаскивают футболистов, кумиров миллиардов, ну и потом совершают над ними всякие богомерзкие обряды. И это, конечно, дико возбуждает членов клуба и льстит им. Никакие победы или красота там игры не могут быть целью развращенного сознания. Это сознание требует все новых жертв и все более изощренных способов глумления над ними. Вот вам и объяснение пресловутого «шараханья» «Реала» в последнее 10-летие. Нет ничего более последовательного, чем политика «Реала», если рассматривать ее как патологию.

Что такое так называемая трансферная политика «Реала»? Это старый развратник в ложе балетного театра, по губе которого стекает слюна, пока он рассматривает в бинокль ножки восходящей этуали. «Вот, – думает он. – На нее сейчас смотрят сотни глаз. О ней думают как о богине, о существе высшем и недоступном. А всего через пару часов я подарю ей алмазное ожерелье и испорчу ее при помощи хлыста моего кучера».

Когда «Реалу» устроят Нюрнбергский трибунал, а это без сомнения случится, его нужно будет судить, прежде всего, за педофилию. Это самое подлое, что есть в сегодняшнем в «Реале» – он заманивает в свои сети наших детей, а также китайцев, малайцев, тайцев и прочих наших братьев крайне наивных в потреблении футбола. Селекционер, спортивный директор – все эти должности в Мадриде существуют для виду, шутки ради. В них совсем нет нужды. «Реал» ведь формируется как бы сознанием 7-летнего ребенка, еще неопытного любителя fantasy soccer. 12-летний ребенок уже по-другому, сложнее, прихотливее воспринимает футбол. «Реалу» пора уже выставлять на продажу административные должности в клубе, как футболки в спортивном магазине, а свои сезонные закупки определять всемирным смс-голосованием (0.99 евро за смс б/у НДС).

То есть миссия «Реала» совершенно всесокрушающа. С одной стороны, это всемерное унижение ремесла тренера и футболиста. С другой стороны, совращение малолетних и вообще всех, кто падок до ярких оберток. Давайте, кстати, отныне именовать это образование – Реал Содом-и-Гоморра. Звучит вполне по-кастильски.

И вот теперь только на секунду представьте, какое мощнейшее эротическое напряжение связывает сейчас «Реал» Содом-и-Гоморра и тренера ЖМ. Тренер ЖМ ведь вполне осознает, что его хотят в Мадриде опустить. Причем чем значительнее будут его успехи, тем более глумливой будет его отставка. Вплоть до того, что на собрании акционеров, посвященным итогам сезона, ему укажут на неверный цвет носков. С другой стороны, и «Реал», как уже совершенно слетевший с катушек маньяк, одержимый волей к гибели, выбирает в Моуринью не просто самого знаменитого тренера современности, но и человека опасного. В чем заключается его опасность, пока не вполне понятно. Но, очевидно, ни один из тренеров, подвергнувшихся в последние годы закланию в Мадриде, не отдавал себе отчет в такой степени как Моуринью на что он идет и чем он рискует.

Я совершенно не исключаю, что Моуринью подписал контракт с «Реалом» ради того, чтобы надеть на финальный ужин акционеров, где его поздравят с победой в Лиге чемпионов и объявят о расторжении контракта, пояс шахида. Чтобы покрыть свое имя бессмертной славой. Я полагаю ЖМ должен еще продемонстрировать свою недюжинную гуманитарную эрудицию, обратившись перед пуском смертельного устройства к Флорентино Пересу, скажем, с такими словами. На всякий случай: это финальные строчки стихотворения, которое зачитывает в «Лолите» Гумберт Гумберт Куилти, прежде чем неумело разрядить в него обойму: ...а ты Наскучившую куклу взял И, на кусочки растащив ее, Прочь бросил голову. За это, За все, что сделал ты, За все, чего не сделал я, - Ты должен умереть!»

P.S. Господа-редакторы, я настаиваю на теге «Реал Содом-и-Гоморра». Считаю, что через год он станет одним из самых популярных на сайте.