7 мин.

«Казанское» судейство — как символ плей-офф КХЛ. В разборку «Ак Барса» и «Авангарда» снова вмешиваются арбитры

Серия между «Ак Барсом» и «Авангардом» изначально представлялась равной, упорной, долгой, тяжёлой и нервной битвой, однако после первых трёх игр болельщики «ястребов» были рады обмануться в ожиданиях. Омичи вели 3-0 и имели отличные шансы отправить «барсов» в отпуск с позором, однако команда Дмитрия Квартальнова нашла в себе силы и эмоции, чтобы зацепиться за безнадёжно ускользающую серию. В четвёртом и пятом матчах «Ак Барс» дважды победил в овертаймах, забрав себе психологическое преимущество. При этом казанцы по-прежнему находятся на краю пропасти, тогда как у «Авангарда» осталось право на одну ошибку.

Что случилось с «ястребами»? На самом деле, ничего сверхъестественного. Козыри «Ак Барса» Квартальнова — сумасшедшее движение, давление на соперника и возможность ротации состава. У нынешнего состава «барсов» не так много мастерства, зато в достатке энергии, бойцовских качеств и спортивной агрессии. Уступив дважды дома, «Ак Барс» только добавил оборотов своей динамо-машины, увеличил перманентное напряжение у ворот Грубеца, стал вводить свежих людей в состав на каждый матч. «Авангард», конечно, был готов к этому (год назад в финале конференции было то же самое) и не позволил себя полноценно смять. Так, в третьей игре серии «ястребы» выдержали осаду соперника, а в концовке нашли момент для победного гола.

Но уже в четвёртом матче стало заметно, что сдерживающие силы «Авангарда» дают слабину. Стало больше ошибок, помарок, «Ак Барс» стал чаще переводить угрозы воротам с периметра на опасные огневые рубежи и убегать в быстрые атаки с количественным преимуществом. «Ястребам» вдруг стало тяжелее играть по счёту, хотя раньше они весьма изящно справлялись с лихим, но прямолинейным навалом казанцев.

Но раньше обороняющийся костяк «Авангарда» состоял из трёх полноценных пар обороны, а начиная с третьей игры серии их осталось только две. Потеря Покки и Каски больно ударила не только по атакующему потенциалу омичей на чужой синей линии, но и по структуре защиты, оставив в ней только три боевые единицы, на которые сейчас может полноценно рассчитывать Хартли в противостоянии с постоянно бегущим и давящим «Ак Барсом». Дамир Шарипзянов, Алексей Береглазов и Алексей Емелин вынужденно примерили на себя роль железных людей и теперь играют по полчаса через день, выходя и в равных составах, и в спецбригадах при стандартных положениях.

Парни стараются, как могут, они великолепно готовы физически и пока у них не видно критической усталости, однако всё равно сдерживать атаку «Ак Барса» в три основных защитника «ястребам» становится всё сложнее, что и показал, например, пятый матч серии, где «Авангард» позволил казанцам отыграться трижды по ходу матча, а затем дожать себя в овертайме.

В таких условиях затягивание серии, конечно, совсем не на руку «Авангарду». А тут ещё очень некстати к противостоянию подключилось знаменитое «казанское судейство». В пятом матче арбитры будто вспомнили, как их коллеги пытались прибить «ястребов» в некоторых матчах прошлогоднего финала конференции, и вдоволь покуражились, сумев наконец оживить печальное большинство «Ак Барса».

Всё было по классике: дешёвые свистки не в пользу «Авангарда», двойные стандарты при трактовке схожих эпизодов, куча удалений в пользу «Ак Барса» во второй половине игры, когда по всем законам плей-офф судьи стараются максимально уйти в тень, чтобы дать командам разбираться самостоятельно, и фиксируют только очевидные и технические (6 человек, выброс шайбы) нарушения.

В третьем периоде при счёте 3:2 «Авангарду» пришлось трижды играть в меньшинстве. И вот за какие прегрешения. Сначала, ещё в концовке второго периода, в штрафной бокс отправился Дамир Шарипзянов за игру высоко поднятой клюшкой, хотя на повторе видно, что Илья Сафонов сам себе съездил по шлему собственным орудием.

На 44-й минуте арбитры удалили Береглазова за толчок на борт. В принципе, в этом эпизоде можно найти фактуру для нарушения, хотя неприятным момент получился исключительно из-за того, что Тарасов низко наклонил голову, подставившись под омского защитника — Береглазов его даже толком не бил. Но суть в том, что такие моменты происходят сплошь и рядом, не только в серии «Ак Барса» и «Авангарда», но и в целом в хоккее, и далеко не всегда арбитры выписывают две минуты. Так неужели третий период одного из решающих матчей серии плей-офф — это подходящее время, чтобы свистеть неочевидные фолы?

Реклама 18+

Пропустил же третий гол «Авангард» после того, как оказался в меньшинстве вот в этом эпизоде.

Допустим, у арбитров были основания удалить Семёнова за задержку игры (правила гласят, что игрок должен выпустить шайбу из краги строго себе под ноги), но почему никак не были оценены действия Коваленко? Движение Николая в отношении Семёнова — это классическая блокировка. Но на скамейку штрафников отправился только форвард «ястребов».

Нужно обратить внимание, что и «Авангард» и «Ак Барс» действуют на одном уровне жёсткости, в равной степени используют тактику мелкого фола. Пятый матч серии, разумеется, не стал исключением, но у казанцев вы не найдёте удалений, например, за задержку клюшкой, «ястребов» же за это удалили дважды, хотя оба момента были очень на тоненького и уж точно имели аналоги в матче со стороны «Ак Барса». Кстати, в ситуации с «фолом» Грицюка вообще имела место откровенная симуляция со стороны Журавлёва. Но в штрафной бокс поехал Арсений.

Казанцы отправлялись в штрафной бокс только за очевидные фолы, которые судьи не могли не выписать. Выброс шайбы, блокировка (Уил просто выбил клюшку из рук Емелина в одно из эпизодов), грязный толчок клюшкой в спину от Галимова. Ну а в конце матча арбитры вообще настолько опасались удалять казанцев, что едва не проигнорировали мерзкий поступок Кэмпфера. Американец, разогнавшись и выставив локоть, ехал наносить травму Семёну Чистякову, но, к счастью, задел омского защитника лишь по касательной. Тем не менее, контакт был, это чистейший удар локтем в голову, притом умышленный, что, казалось бы, не оставляло арбитрам других вариантов, кроме как выписать Кэмпферу матч-штраф. Но, посовещавшись, судьи дали казанцу лишь две минуты, не обращая никакого внимания на Чистякова, показывавшего кровь на своём лице.

Надо ли напоминать, что именно Кэмпфер стал автором победного гола в овертайме? Словом, судьи вчера буквально добили находящийся в и без того сложном положении «Авангард», так что жёсткую послематчевую реакцию Боба Хартли вполне можно понять. Он уже не в первый раз сталкивается с необъективным судейством в КХЛ, и его, как профессионала, разумеется раздражает, если в результат матчей его команды вмешиваются внешние факторы. Эмоции Хартли — абсолютно адекватный ответ на безобразие арбитров.

Кстати, безобразие это началось не вчера, а ещё в четвёртой игре в Балашихе. Там работала другая бригада арбитров, но вектор проказанского судейства был задан уже тогда. Воронков швырнул на борт Готовца, Дыняк проделал то же самое со Сведбергом — грязная, опаснейшая игра со стороны казанцев, которая была оценена судьями в 0 штрафных минут. При этом безобидный на фоне тех «силовых» приём Береглазова в пятой встрече сразу же закончился удалением для «Авангарда».

Самое печальное и ужасное в этой ситуации, что СДК КХЛ даже задним числом не выписывает штрафы за очевидные нарушения со стороны «Ак Барса». Это, в общем-то, распространённая практика, позволяющая лиге постфактум хотя бы частично восстановить справедливость, но сейчас мы не видим даже этого. То есть, лига поощряет проказанский арбитраж, одобряет его своим бездействием?

Что делать «Авангарду» в ситуации, когда всё складывается против? Да просто вспоминать свой прошлый опыт и помнить про чемпионский характер. У «ястребов» опытная, системная команда, потрясающий тренер, а трудности с составом хоть и серьёзны, но пока не критичны. В шестой игре серии всё начнётся заново, «Ак Барс» снова будет на краю пропасти, а на трибунах дополнительные силы будут придавать свои болельщики.

По поводу судейства же остаётся только надеяться, что в концовке серии арбитры, как и положено, уйдут в тень, оставив команды разбираться один на один. По крайней мере, развязка прошлогоднего финала конференции не была омрачена судейскими фокусами.