8 мин.

Команды которые сложно забыть. Спартак - 2003 год

Есть команды, про которые достаточно сказать название и год, и всем всё становится понятно. Такие команды оставляют след в истории и фанатских сердцах. И первая такая команда, о которой хочется рассказать – «Спартак» 2003 года.

2003 год для «Спартака» был сложный: перестройка состава, непонятные легионеры и уход Романцева. С последним мириться было нельзя и за дело взялся знающий человек – президент «Спартака» Андрей Червиченко. Он собрал врачей, связанных с допингом, тренеров с минимальным опытом. Даже бывшим игрокам нашлось место. Столько лет прошло, а они до сих пор где-то чудят.

Но это все было летом. А зимой, страшный дух катастрофы, еще только витал в воздухе Тарасовки.

С чемпионскими амбициями практически все распрощались уже после зимнего трансферного окна. Вообще трансферная политика красно-белых к тому моменту уже успела стать одним из главных мемов российского футбола. Но всё-равно, на одного Огунсанью приходился один Бесчастных, так что успешные трансферы позволяли прикрывать глаза на толпы непонятных иностранцев, пачками проходившими через клуб летом и зимой. В этот же раз, зимнее окно оказалось провалом. Из всех покупок, только приход Романа Павлюченко, который только из-за личной нелюбви президента «Ротора» к «ЦСКА» не оказался в стане армейцев, был успешным.

Все остальные трансферы хотелось забыть, как можно быстрее. Особенно на фоне ЦСКА, купившего за три миллиона долларов одного из лучших игроков того чемпионата Иржи Ярошика. Летом красно-синие добили вечных соперников, купив за пять миллионов Ивицу Олича, так же сразу же ставшего одним из лучших игроков турнира.

Зимой, кстати, произошла ещё одна история, ярко иллюстрирующая бардак, творившейся в тогдашнем «Спартаке». На просмотр приехал молодой полузащитник из Тамбова – Юрий Жирков. Владимир Федотов, после первого же контрольного матча, сказал Романцеву, что парня надо подписывать. Но главный тренер, к тому моменту, видел футбол «Спартака» по-своему, и парень уехал обратно.

И вот начался чемпионат. Падение орла и сокола. Бородинская битва, в которой Червиченко и Романцев могли лишиться зрения до первой звезды. В первых турах «Спартак» был ужасен. Нулевая ничья с «Москвой» и поражение от «Алании», при полном отсутствии игры» сразу же задали тон всему сезону. А уже в третьем туре красно-белых ждало дерби с «ЦСКА», закончившееся болезненным поражением после гола Ярошика в добавленное время. Но самое интересное ждало всех на послематчевой конференции. Причем не от Олега Романцева, что, учитывая известные проблемы тренера, было ожидаемо, а от президента клуба – Андрея Червиченко.

Именно на той пресс-конференции родилась теория заговора против «Спартака».

«Наши болельщики меня часто спрашивают: существует ли заговор против «Спартака». Руководствуясь корпоративными интересами, всегда отвечал отрицательно. Но сегодня вопиющий эпизод с назначением пенальти убедил нас, что Колосков и его окружение абсолютно не желают больше видеть «Спартак» на вершине футбольной России. Он лично приехал убедиться в том, что Валентин Иванов выполнит все директивы. Мы – люди в здравом уме, трезвом сознании, и нам не остается ничего, кроме как признать, что организована кампания против «Спартака» - срывал покровы с «закулисья» российского футбола Червиченко.

15 тур четко зафиксировал новые реалии «Спартака». 16 очков и 12 место.

И даже победа в кубке России не разбавила мрачное настроение в Тарасовке.

Турнирный путь у «Спартака» был простейший: «Чкаловец-1936», «Уралан», «Сокол» и «Лада». Причем последнюю в полуфинале обыграли только благодаря золотому голу Юрия Ковтуна добавленное время. В финале с мучениями красно-белых ждал «Ростов».

Но сам матч мало волновал прессу и зрителей. Намного больше интереса вызывало происходящее в клубе.

Конфликт между тренером и президентом из вялотекущей фазы перерос в формат открытых боевых действий.

Червиченко, содержавший команду, хотел принимать участие в футбольных делах, в то время как Романцев считал, что задача президента просто давать деньги и не отсвечивать.

И если Романцеву-победителю это могло сойти с рук, то у нынешнего Романцева просто не было козырей на руках.

В итоге за сутки до финала кубка Романцев собрал пресс-конференцию на которой, фактически, приговорил себя к увольнению.

«Выиграв девять чемпионатов России и завоевав несколько раз Кубок страны, «Спартак» всегда останавливался в полушаге от чего-то серьезного, – говорил тренер. – Мы были в полуфинале всех европейских турниров, но болельщики справедливо хотели от команды большего. Для того чтобы выигрывать что-то серьезное в Европе, «Спартаку» не хватало самой малости, а может быть, самого главного – хорошего и правильного финансирования. К сожалению, надежды, что с приходом нового руководителя в клуб можно будет создать команду европейского уровня, не оправдались».

Понятно, что горячий Червиченко не мог стерпеть подобного и в разговоре с командой он сказал: «Если не выиграем, то будут различного рода меры и наказания», – вспоминал недавно Червиченко. – Но Олег Иванович уже наговорил разного к тому моменту на пресс-конференции. Я прекрасно понимал, что в случае поражения сразу уйду из клуба, а в случае победы – уволю Романцева».

В общем ситуация должна была закончиться взрывом, и он произошёл.

Через 4 дня после финала Олег Романцев добровольно покинул пост главного тренера. И вот тут фаны московского клуба поняли, что они ещё не на дне. Снизу активно стучали. Это был Андрей Чернышов, которого выманили из молодежной сборной.

Новые погружения начали с трансферов. Из свежеоткрытых бронзовых паков «Спартаку» выпали такие игроки как Саболч Шафар, Рикарду Руссо, Горан Тробок, Даниэль Хрман, Срджан Станич, пополнившие собой череду легионеров на полгода.

На короткий период «Спартак» даже воспрял, одержав несколько побед подряд, правда потом последовал спад. А потом «Спартак» нажал на кнопку самоуничтожения.

Начиналось всё безобидно. В матче 21 тура с «Динамо», замененный Максим Деменко нетвердым, но достаточно целенаправленным шагом пошел в сторону динамовской скамейки, откуда его отправили по верному адресу. Странный случай быстро забыли. В сентябре перед матчем сборной Егор Титов получил «микротравму» а Юрий Ковтун «заоблел ангиной». В молодежной сборной же, игроки красно-белых просто не вышли на поле по «объективным причинам». Что это за причины стало ясно в ноябре, когда у Егора Титова после матча с Уэльсом допинг-проба показала наличие бромантана в крови. После чего, все конспирологические теории относительно «Спартака» стали реальностью.

Быстро выяснилось, что на разноцветные таблеточки игроков «Спартака» посадили еще летом.

А вот как, тут уже версии, естественно разнятся. По версии Андрея Червиченко: «Был врач Щукин, который пришел из биатлона со своими биатлонными штучками, – говорил президент. – Я в свое время сказал: «Почему у нас команда ползает как дохлые мыши? Почему они не бегут?» И, видимо, мою критику новая спайка тренеров Чернышев – Юран, а также эти фармацевты восприняли как-то по-своему и решили ускорить команду своими методами. Я не говорю, что кто-то кому-то запихивал допинг. Никакого умысла не было, просто доктор недосмотрел. А, может быть, как у нас в стране бывает, по нашему великому ############# [расхлябанности], что добавили то, чего нельзя добавлять. Я имею в виду препарат, в который что-то добавили на предприятии. По крайней мере мне хочется верить, что Щукин не знал, что вот именно эта штука – допинг».

Более откровенно на эту тему высказывался Сергей Юран: Чернышов решил, что физическое состояние у команды – ноль. «Надо как-то вылезти, взять эти игры!» Он не думал о здоровье людей. Выигрывает – и снова «СЭ» пишет о нем на первой полосе. Телевидение приезжает. Второй доктор, Щукин, предложил как один из вариантов: «Есть препарат. На определенном этапе можно стимульнуть…» Я спросил: «Какие последствия?» – «Да в принципе, никаких. Все выходит за двое-трое суток». В Европе я видел капельницы, витамины. Но чтоб такое?! Через несколько дней доктор Катулин раздал перед матчем таблетки. Очень аккуратно и не всем. Ковтуну, Деменко, Ващуку, Титову. Объясняя: «Это нормально, стимульнем». В игре поменяли Деменко – и он пошел не на нашу скамейку, в другую сторону. Я удивился: «Что это парень плывет?» Наутро выяснилось – кто-то заснуть не мог. Кому-то плохо стало. Подошел к Чернышову: «Заканчивай, совсем не тем занимаешься». 

А вот Андрей Чернышов утверждает, что всё произошедшее было для него полнейшей неожиданностью: «Знаете, если бы был суд — я бы на нем выступил, – не так давно говорил Чернышов. – Озвучил бы версию, но только версию. Прямых доказательств вины того или иного человека у меня нет. Я до той истории даже не знал, что такое бромантан! Почему никто не озвучивает, что на первом собрании в «Спартаке» я сказал игрокам: «У нас в команде никто ничего не принимает. Никакого допинга, никакой дряни». Это мои слова. И после них я подходил к Титову, Ващуку и другим игрокам и впаривал им бромантан? Ну вам самим не смешно? Ну, в «Спартаке» надо было найти козла отпущения. Им сделали меня». 

По итогу разборок выяснилось, что бромантаном пропитались только отечественные игроки, легионеры все как один были чистыми. На внутренней арене «Спартак» наказания не понес, а вот на международной за всю банду пришлось отдуваться Егору Титову, которого дисквалифицировали на год, отобрав у одного из сильнейших российских игроков год карьеры.

После Чернышова команду возглавил Владимир Федотов. По традиции того сезона, каждый из тренеров «Спартака» должен был вляпаться в некрасивую историю. Для Владимира Федотова такой историей стал матч последнего тура, против «Торпедо-Металлурга», которому необходимо было выигрывать, чтобы сохранить прописку в высшем дивизионе.

Перед матчем ходило много слухов, о том, что красно-белые сдадут игру за деньги. Поэтому никто не удивился очередному поражению. А вот болельщики порадовали своим творчеством, которое ушло в народ и стало жить собственной жизнью.

По итогам чемпионата «Спартак» занял 10 место, так ни разу за весь турнир и не поднявшись выше.