8 мин.

России стабильно плохо на старте Евро: разгром не первый, победа только одна. Мешали косяки Черчесова и Широкова

Когда выиграли, наши ожидания стали нашими проблемами.

Сборная России начала чемпионат Европы с поражения от Бельгии – ожидаемо, но от этого не менее неприятно.

Вообще удачно стартовать на Евро – не совсем наш стиль. Давайте вспомним, как это бывало: даже положительный результат не приводил ни к чему хорошему в итоге.

Евро-96: проиграли итальянцам Ариго Сакки на «Энфилде», помешал косяк Черчесова

Первый российский чемпионат Европы сборная России провалила – набрали только одно очко в последнем туре, заняли последнее место в группе. Все пошло не так сразу – даже быстрее, чем сейчас против Бельгии.

Основным вратарем на турнире был Станислав Черчесов, он ошибся уже на пятой минуте матча с Италией – неудачно начал атаку, пас перехватил Ди Ливио и выкатил Казираги на убойную позицию.

Потом Илья Цымбаларь один мяч отыграл, но Казираги следом сделал дубль – проиграли 1:2. Сам Черчесов собственную ошибку не признавал – обращал внимание на то, что это была не ближняя передача, а что-то типа выноса, после которого просто началась голевая атака.

То была первая за 33 года победа итальянцев над СССР/Россией в официальных матчах – до этого было три победы и четыре ничьих, проигрывали только по жребию в полуфинале Евро-68.

«Главная же проблема была в том, что так и не было найдено способов, как реализовывать свое игровое преимущество в первом тайме, – писал Олег Кучеренко в журнале «Футбол». – Первоначально же бросилось в глаза, что в некоторых моментах опытные, прошедшие огонь и воду игроки допускали на удивление элементарные ошибки».

После того улетели 0:3 немцам, а завершили турнир ничьей с Чехией – последнее место в группе.

Евро-2004: всего 0:1 с Испанией, хотя могло быть намного крупнее

В той сборной России мы верили в креатив Марата Измайлова, в Сергея Овчинникова в воротах, в силу духа Вадима Евсеева. Однако эта длинноволосая команда (нет вы только посмотрите на состав: Шаронов, Овчинников, Смертин, Алдонин, Гусев – вот это тренд!) проиграла стартовый матч испанцам.

Всего 0:1, пропустили в середине второго тайма от Валерона, но на самом деле вполне могли наполучать и гораздо больше, если бы Испания лучше реализовывала – тогда еще эта сборная была неудачником больших турниров, в киллера она превратится к следующей встрече.

«Беру всю ответственность на себя, – говорил тогда главный тренер Георгий Ярцев, до ухода в раздевалку при 1:7 в Португалии оставалось совсем чуть. – Некоторые игроки, которые, как я видел, просто рвались в бой, физически были подготовлены неплохо, но на поле выглядели, можно сказать, бледно. Скорее всего, испугались именитого соперника».

Измайлову на левом фланге и Ролану Гусеву на правом развернуться не дали, на их фоне Висенте из «Валенсии» выглядел богом. Сыграла за испанцев в итоге замена – Валерон забил через минуту после выхода.

Уже потом на этом Евро будут несправедливое удаление Овчинникова, второе поражение, самый быстрый гол Греции и победа, которая уже ничего не значит.

Евро-2008: испанские 1:4, когда Россия оттолкнулась ото дна и взлетела

Те события вы точно сохранили в памяти: сборная России Гуса Хиддинка еще без Андрея Аршавина и с туманными перспективами отлетела от могучих испанцев на старте. Тогда у Виктора Гусева родилось спонтанное «Роман Широков не игрок уровня сборной», где мало кто заметил уточнение про конкретную позицию в центре обороны.

Давайте о деталях, которые могли забыться. Помните, например, что там Хиддинк делал обратную замену? Владимир Быстров появился на поле в перерыве вместо Дмитрия Сычева, а уже на 70-й минуте вторым столбом в пару к Роману Павлюченко появился Роман Адамов.

А что при 0:1, в конце первого тайма, Павлюченко после штрафного засадил в перекладину? Но через пару минут испанцы забили свой второй – вместо ничьей на перерыв ушли, проигрывая в два мяча. «Если бы мы забивали, все было бы иначе. Мне кажется, что испанцы никуда не спешили, а мы, наоборот, все хотели сделать быстро, но у нас ничего не получалось. Винить защитников я не буду, ведь нападающие в атаке не забивали», – говорил Роман и явно имел в виду в том числе самого себя.

Единственный наш гол забил как раз Павлюченко, но это была уже 86-я минута, он превратил в 1:3, уже после Сеск Фабрегас вернул разгромную разницу. Юрий Жирков по итогам винил неуверенную игру в обороне – сам он как раз тогда переквалифицировался во флангового защитника.

«У меня просто нет слов, мы совершали глупейшие детские ошибки в обороне. Сложилось впечатление, что мы впервые собрались и вышли играть такой ответственный матч, – бомбил Игорь Акинфеев. – Какие слова могут быть, когда два игрока сборной Испании обыгрывают четверых игроков сборной России в штрафной? Перекидывают мяч и забивают гол. Думаю, слова тут излишни. Будем стараться что-то сделать в оставшихся матчах».

Знаем, постарались, вышло неплохо.

Евро-2012: единственная победа, заострившая разочарование – вслух целили в финал

Зеркальные и приятные 4:1, после которых было так больно падать. Дик Адвокат сначала показал очень бодрую команду, где особенно блеснул Алан Дзагоев.

Полузащитник ЦСКА сделал дубль, он забил два важнейших гола: открыл счет и положил третий, когда чехи один мяч отыграли. Роман Широков тут был уже не защитником, а мозгом атаки, Андрей Аршавин – капитаном. Прямая связь с предыдущими 4:1 – тоже забил Роман Павлюченко в концовке, только тут уже окончательно добил первого соперника.

Александр Кержаков уже тогда не попадал в створ – но в тот момент его просто ласково называли настырным и невезучим. «Спорт-Экспресс» называл тот матч зарядом оптимизма с прививкой от самоуверенности.

«Нам нельзя впадать в эйфорию», – говорил Роман Павлюченко сразу после игры во флэш-интервью, как знал.

Алана Дзагоева моментально выделили как потенциально главную звезду всего турнира, после Евро-2008 (даже несмотря на пропущенный чемпионат мира) казалось вполне реальным, что это может быть человек из России.

«Приятно получить приз лучшему игроку встречи, тем более от Шукера – я помню, как в детстве следил за его игрой, – сиял Дзагоев и заходил в своих планах очень далеко. – Здорово, что мы победили, это был первый шаг из пяти-шести – мы ведь планируем дойти до финала».

Все это закончилось гораздо раньше – после Польши и Греции мы остались вообще без плей-офф, единственная стартовая победа на Евро привела к большущему разочарованию. Которое воплотилось в вечную цитату про наши ожидания и наши проблемы – в фольклоре она сохранилась без контекста, только с авторством Андрея Аршавина.

Евро-2016: спасение с Англией перед новым разочарованием

Команда Леонида Слуцкого больше страдала в стартовой игре против более сильной Англии – при этом довольно долго держались, пропустили только за 20 минут до конца, 85 минут играли с тройкой Смолов-Дзюба-Кокорин и поддержкой от Головина с Шатовым из полузащиты.

Забили, правда, совсем не их силами – а благодаря капитану Василию Березуцкому, который вспорхнул в стиле Роналду, перевисел защитника и головой закинул в дальний угол. Тогда был такой выплеск эмоций, который вылился в запоминающиеся фото с концентрацией радости и напряжения.

«Неважно, кто забил, и не важно, что я забил, важно, что есть результат, есть гол, который позволил заработать очко в матче с тяжелым соперником», – объяснял Василий.

Леонид Слуцкий, который на этом Евро делится мыслями в эфире Первого канала, тогда благодарил игроков за давление в концовке и за то, что спасли матч, который было очень тяжело спасти.

«Соперник играл с преимуществом, но нам удавалось его сдерживать. Станет ли это традицией, пока сказать трудно, – делился тогда Слуцкий. – У Англии два основных варианта построения игры. Мы были готовы к обоим и пытались играть интенсивно. Хотя Англия – одна из самых быстрых команд в мире».

До фразы «Мы говно» где-то в отеле Тулузы после разгрома от Уэльса оставалось девять дней.

«Пропустили гол из ничего, и дальше все пошло ломаться». Черчесов объясняет разгром от Бельгии

Фото: globallookpress.com/firo Sportphoto/augenklick/firo Sportphoto, Zhang Fan/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Phil Cole, Martin Rose/Bongarts, Alex Livesey, Ryan Pierse, Richard Heathcote; East News/FABRICE COFFRINI