6 мин.

Евгений Тарасов – первый казахстанец в «Зените» в 21-м веке: феерил в Кубке Интертото, а в 28 лет завершил карьеру из-за травм

На просмотр в «Зенит» отправился защитник «Кайрата» Нуралы Алип. Это не первый казахстанец, который может пополнить состав клуба с берегов Невы: в начале века там выступал форвард Евгений Тарасов. Вспоминаем карьеру талантливого, но «хрустального» игрока.

******

Детство Тарасова ничем не отличалось от жизни обычного подростка 90-х: улица и игры в футбол на разбитом поле, присыпленном опилками. Родители пытались отдать игрока в кружки, но неусидчивость будущего футболиста не позволяла всерьез заниматься музыкой или пением. Всю энергию молодой Тарасов отдал футболу: его талант заметил тренер Евгений Кузнецов и забрал в республиканское училище олимпийского резерва. В «Кайрате» Евгения просматривал лично Курбан Бердыев – будущий тренер «Рубина» остался доволен игрой футболиста. 

В конце 90-х легендарный алматинский клуб лихорадило: команда пережила раздел на две части (армейский ЦСКА-«Кайрат» и СОПФК «Кайрат») и могла похвастаться успехами лишь в Кубке страны. Тем не менее, Тарасов сразу влился в коллектив. Игрок провел 5 сезонов за «Кайрат» и привлек внимание агента Константина Сарсании. Последний отправлял Тарасова на просмотр в клубы чемпионата Бельгии, однако игрок вернулся набирать опыт в родной команде. 

Позже игра форварда приглянулась «Зениту»: за игроком лично приехал тренер Николай Воробьев. Нападающему сразу предложили контракт, однако он остался еще на одну игру в составе алматинского клуба: «Кайрату» предстоял финальный матч Кубка Казахстана против «Аксесс-Голден-Грейна» (сейчас – «Кызылжар»). В том матче Тарасов забил гол, а алматинцы разгромно победили – 5:0. Только после этого форвард отправился в Санкт-Петербург. 

В 2000-м «Зенит» продает в «Сент-Этьен» Александра Панова: казахстанец  должен был заменить любимца питерских болельщиков и автора легендарного дубля в ворота французов на «Стад-де-Франс». И манерой игры, и внешним видом Тарасов напоминал кумира зенитовских болельщиков, а главный тренер Юрий Морозов уверял, что по потенциалу Евгений даже превосходит Панова.

Первый гол за новую команду форвард сборной Казахстана забил в домашнем матче Кубка Интертото против английского «Брэдфорда». Игрок позже вспоминал тот момент. 

– Я знал, что «Зенит» никогда не выходил в финал еврокубков, а тот мяч сыграл немалую роль в нашем противостоянии с англичанами. Ребята поверили в меня, я стал чувствовать себя еще более комфортно. Сам эпизод до сих пор стоит перед глазами: мяч после удара Андрея Кобелева попал в штангу, я быстро среагировал и сыграл на добивании, пробил с левой, плотно.

– Признайтесь, вас не задевали бесконечные сравнения с Александром Пановым?

– Нет, нет, всегда говорил, что я не второй Панов, а первый Тарасов! (Смеется) Да, было определенное сходство с футболистом, немало сделавшим для «Зенита». Мы общались, несколько раз вместе ездили играть за ветеранов, но я всегда шел своей дорогой.

К слову, в ответной игре в Англии Евгений снова отличился. Однако забитый гол омрачила серьезная травма.

«Кто-то из соперников попал мне шипами по коленной чашечке. В итоге хрящ внутри раздробился, а медики никак не могли его найти. Мне сказали, что я могу тренироваться, и лишь после глубокого обследования стало ясно, что необходимо операционное вмешательство. Так что все проблемы из-за колен», –  рассказывал форвард.

Проблемы с ногой преследовали игрока всю дальнейшую жизнь

После «Брэдфорда» были дубль в ворота «Ростсельмаша» и гол «Сатурну», однако постепенно Тарасов перестал попадать в основной состав питерского клуба. 

«Что произошло потом? Увы, вновь подвело здоровье. В личных беседах Юрий Андреевич (Морозов) всегда выражал мне поддержку, отмечал мои качества, которые, по его словам, были необходимы команде. Мы часто общались, разговаривали позитивно, я бы сказал, задушевно, хотя и немножко нагоняя от тренера тоже получал», – вспоминал Тарасов.  

Спустя время форвард залечил все травмы, однако «Зенит» сделал ставку на местную молодежь. Александр Кержаков и Андрей Аршавин становились лидерами прямо на глазах. Тарасов, несмотря на действующий контракт, решил покинуть клуб и доказать, что сможет вернуться на прошлый уровень.

К слову, за неполных три сезона игрок провел всего лишь 20 матчей в составе «Зенита» и забил шесть голов.

«Решение предложили принять самому, но я, молодой и амбициозный, решил уйти из команды. Из «Зенита» меня никто не гнал, напротив, советовали оставаться и доказывать, однако после разговора с Морозовым мне стало не по себе. Возможно, это была моя фатальная ошибка. Что мной двигало? Желание доказать, что умею играть в футбол. У меня было несколько предложений, из которых я выбрал Саратов», – объяснял впоследствии игрок.

«Сокол» Тарасову порекомендовал игрок сборной Казахстана, выступавший за московское «Динамо» Руслан Балтиев. Саратовский клуб дебютировал в высшей лиге, неплохо начал и даже какое-то время лидировал, но в 2003-м опустился в первый дивизион. 

Дальше начались проблемы: «Сокол» обанкротился, игрок пропустил все заявочные кампании в России, а с «Кайратом» не удалось договориться по условиям. По контракту в «Зените» Тарасову платили около 2 тысяч долларов в месяц, однако алматинцы на тот момент не могли предложить такой контракт. 

Тарасов провел сезон-2003 за костанайский «Тобол», заняв с клубом серебро чемпионата Казахстана. Тогда казахстанский клуб выступал в Кубке Интертото и даже прошел в третий раунд ныне несуществующего еврокубка. 

В следующем году форвард перешел в «Лисма-Мордовию» из первого дивизиона российского чемпионата, но клуб не захотел оплачивать дорогостоящие операции игрока, плюс в Саранске  отсутствовала элементарная инфраструктура. Всего игрок провел за мордовский клуб одиннадцать матчей. 

Дальше Тарасов пробовал себя в карагандинском «Шахтере», уральском «Акжайыке» и «Есиль-Богатыре» из Петропавловска, однако травмы заставили завершить карьеру в возрасте 28 лет.

Игрок искренне переживал, что не смог реализовать весь свой потенциал и даже называл себя нефартовым. 

– Я любил футбол и по-прежнему люблю эту игру, всегда хотел восстановиться как можно быстрее. Наверно, иногда лез в какие-то сомнительные стыки, как, например, в игре «Ростсельмашу»: пошел в подкат, забил, но, как потом сказали, задел Близнюка и нанес ему серьезную травму. Наверно, из-за моей бескомпромиссности и возникло столько проблем. Травмы не позволили мне раскрыться в России, продолжали сказываться в чемпионате Казахстана, куда я вернулся в 2003-м году. В «Зените» поначалу все шло хорошо, но малейшее повреждение вновь и вновь выкидывало меня из футбола. Так что в этом смысле я действительно немного нефартовый...

После завершения карьеры Тарасов остался жить в Питере: экс-игрок сборной Казахстана стал тренировать молодежные клубы «Зенита», чем занимается и поныне. Евгений неоднократно отмечал, что ему нравится его нынешняя работа. 

– Выходя на поле и видя своих ребят, я получаю колоссальное удовольствие. Хочется вложить в них то, что знаю я как футболист и тренер. Понятно, что все они не заберут с собой. Но определенная часть от меня поможет им состояться как профессиональные футболисты. Я немного уже такие приятные эмоции испытал, когда Павел Могилевец выходил в стартовом составе за «Зенит» и другие ребята, с которыми мне приходилось работать. 

***

Помимо Тарасова в футболке «Зенита» в далеком 1997-м году выступал казахстанец Андрей Курдюмов, однако из-за травм полузащитник провел за питерцев только 4 игры. В нынешнем составе «Зенита» выступает Евгений Ким – уроженец Алматы, имеющий российское гражданство.

Пополнится ли питерский клуб новым игроком из Казахстана? Узнаем уже очень скоро.

Кто такой Алип, которого пригласили в «Зенит»? В 12 остался без родителей, в 18 дебютировал в сборной, в Казахстане выиграл

Казахстанскому футболу непросто: появились слухи об отмене Суперкубка, старт сезона сдвинут, а клубам предлагают отказаться от зарубежных сборов

За последние два сезона российские чемпионаты штурмовали 11 футболистов из Казахстана: успехов добились только Зайнутдинов и Быстров

Фото: fc-zenit.ru