6 мин.

Tour de Trump: сделаем Америку велосипедной опять!

Сейчас Америка прощается с президентом Дональдом Трампом – самое время вспомнить его роль в велосипедизации США. Именно он стал лицом самой представительной многодневки страны (хоть сам последний раз садился на велосипед в 7-летнем возрасте).

Идея провести масштабную шоссейную гонку, которая могла бы посоперничать с Tour de France, пришла в голову американскому пианисту Джону Тешу (John Tesh). В 1987 году он освещал Большую петлю как репортер телекомпании CBS и написал музыкальную заставку для трансляций. Впечатленный размахом события, он поделился предложением с предпринимателем и ведущим баскетбольных программ CBS Билли Пакером (Billy Packer).

Паркер через знакомых в Атлантик-сити вышел на Трампа, тот спонсировал боксерские вечера, которые транслировал телеканал HBO, и предложил магнату стать главным спонсором Tour de Trump. Трамп не сразу согласился: «Когда я услышал название, я практически упал со стула. Я сказал им: «Вы шутите? Меня разорвут на части СМИ, если я использую это название». Но, подумав немного, согласился.

Время было выбрано идеально – в 1988 году закончилась история многодневки Coors International Bicycle Classic и местных конкурентов у Tour de Trump не было. Призовой фонд составил 250 000 доларов (примерно пятую часть призовых Тур де Франс), включая 50 000 долларов победителю генеральной классификации. Деньги серьезные – как минимум 8 профессиональных команд пропустили Vuelta a España, проходившей в одно время, чтобы участвовать в новой гонке.

Первый Тур де Трамп стартовал в столице штата Нью-Йорк – Олбани и состоял из 10 этапов общей протяженностью 1347 километров, проходящих через пять штатов востока США. Соревновались 114 гонщиков из 8 профессиональных и 11 любительских команд, в том числе победители Тура Грег ЛеМонд (Greg LeMond) и Джиро Эндрю Хэмпстен (Andrew Hampsten).

В прологе лучшим стал норвежец Даг Отто Лауритцен (Dag Otto Lauritzen) из 7-Eleven (он в итоге и выиграл генеральную классификацию).

На финише гонщиков ждали особенные болельщики – десятки протестующих студентов с плакатами: «Боритесь с трампизмом», «Умри. Yuppie $cum», «Голоден? Сожри богача» , «Искусство сделки = Богатые становятся богатыми» и «Трамп = Повелитель мух».

Дальше произошла сенсация – на первом шоссейном этапе – 177 километра, в том числе три километра подъема по серпантину «Чертова кухня» – победителем стал советский любитель Вячеслав Екимов, он обогнал основную группу на 49 секунд. К слову семь участников турнира на этом этапе сошли.

«Сегодня у тебя большой день – ты порвал настоящих профессиональных волков, желаю тебе счастливого будущего» – эти слова Трампа,  сказанные более тридцати лет назад, Екимов, ныне Президент Федерации велоспорта России, говорят вспоминает до сих пор. 

На последнем этапе случился конфуз – маршрут был плохо обозначен и лидер гонки бельгиец Эрик Вандерарден (Eric Vanderaerden), следуя за мотоциклом сопровождения, свернул не туда и стал лишь третьим. Но в целом гонку в целом признали успешной – пресса была отличная.

В 1990 году гонка заняла две недели, а Трамп увеличил призовой фонд в два раза. Среди участников были предыдущий победитель Даг Отто Лауритцен, Грег ЛеМонд, Стив Бауэр, который в том же году финишировал вторым в Париж-Рубе, Эндрю Хэмпстен, Дэвис Финни, Вячеслав Екимов и гонщик из ГДР Олаф Людвиг. 

Победа досталась мексиканцу Раулю Алькала (Raul Alcala) из команды PDM-Concorde.

После двух выпусков Трамп отказался от спонсорства гонки из-за финансовых проблем. По словам организатора гонки Билли Пакера он и Трамп «расстались как хорошие деловые друзья», хотя кандалы вокруг брака Трампа и его непростая репутация затрудняли работу со спонсорами и раздражали европейских гонщиков.

С 1991 по 1996 года гонку спонсировал химический концерн DuPont, переименовавший ее в Tour DuPont. Екимов победил в общем зачете в 1994 году, уже как профессионал (выступал за Wordperfect – ныне это Team Jumbo – Visma). А в 1995 и 1996 году настала пора Лэнса Армстронга.

В 1996 году UCI повысил рейтинг гонки до 2.1, что сделало гонку ключевым мероприятием за пределами Европы. Планы были грандиозные – Пакер и президент Федерации велосипедного спорта США Майк Плант задумали провести аналогичную гонку в Китае. «Моя идея заключалась в том, чтобы иметь три великих тура - один в Азии, второй в Америке и Тур де Франс в Европе», - говорит Пакер.

К сожалению в том же году турнир стал предметом юридических споров Пакером и Плантом, в результате чего они подали в суд друг на друга. В итоге DuPont отказалась от спонсорства, что привело к завершению истории.

Многие американские спортсмены и журналисты отмечают, что многодневка серьезно повлияла на отношение к велоспорту в США. Спонсоры стали обращать внимание на велотурниры, через некоторое время в календаре появились другие гонки по дорогам США – «Тур Джорджии», «Тур Калифорнии», US Pro Cycling Challenge и другие.

Если хотите погрузиться в атмосферу 1989 года – вот большой репортаж NBC с первого Тура:

А тут история, как юристы Трампа пытались засудить организаторов любительской гонки Tour De Rump (он кстати проходит и поныне).