6 мин.

1/4 финала. ГХБ. Stigmata - Хитли. «А он у вас паутину показывает». Почему хоккейное ТВ должно стать лучше

Пойдём по небезопасному и извилистому пути решения этой проблемы: зайдём на ютуб и забьём в поиске «КХЛ-тв». В глаза сразу бросается мужественный Андрей Назаров, разводящий руки в стороны и словно вопрошающий: «Доколе?». «Эксклюзивные видео и актуальные программы» длиной в 43 минуты не насобирали и двух тысяч просмотров. Подождите-ка, что это за гениальный разбор, что за блестящая аналитика от лучших экспертов российского хоккея тронула умы почти 160 тысяч зрителей?

Уже один этот глубокий анализ позволяет понять, что никакая студия, никакие «пиджаки» не будут так востребованы, как очередной отжиг Радулова или Назарова. И это – невесело, а потому не стоит, наверное, задавать официальному каналу вопрос, почему в плейлистах есть вечер закрытия только сезона «2011-12» и межсезонье исключительно 2013 года. Не то чтобы возможно смоделировать ситуацию, когда вам вдруг понадобится межсезонье 2012 года или закрытие ещё какого-нибудь сезона (вот действительно, на кой чёрт оно нам бы сдалось). Просто сборник «КХЛ – лучшее» обновлялся последний раз в октябре (а ведь правда было, на что посмотреть). Просто невнятное и безыдейное «Континентальное чтиво» редко перебирается за 600 просмотров, для такой Лиги, как КХЛ, это не просто какое-то «мало», это вообще ничто.

Зачем уповать на количество просмотров в интернете, скажите вы, когда есть пульт от телевизора и диван, на котором можно с полным комфортом посмотреть все эти спортивные программы? Окей. Как много человек видели новый проект «Inside»? Вот прямо сели к экрану, включили и прониклись от и до?

Больше половины обывателей, имеющих в телевизоре телеканал КХЛ, используют его довольно беспардонно: посмотрел матч – переключил. Вряд ли «КХЛ. Подробно» набирает в интернете около тысячи просмотров только потому, что десятки тысяч крайне заинтересованных граждан уже увидели программу по ТВ. Уровень этих получасовых обзоров стал гораздо выше, чем был ещё несколько лет назад, но всё равно ещё недостаточно вкусный, чтобы продаваться повсеместно, чтобы широкий зритель спешил с работы и не заходил в ларёк за хлебом, дабы успеть к началу какой-нибудь программы. Сейчас сложно представить, что среднестатистический любитель хоккея, назовём его X, трясясь в автобусе или чувствуя, как ему пересчитывают локтями рёбра в метро, поглядывает на часы и закатывает глаза в пробке, торопясь к «КХЛ. Подробно».

И ведь хорошо, но "не орёл!" 

А между тем такое действительно возможно. В обозримом будущем условный Х может и должен, усаживаясь с семьёй за ужин, предпочитать ситкомам и новостям яркие и мощные спортивные, в том числе и хоккейные программы.

У российского хоккейного медиапространства есть по крайней мере одно отличие от североамериканского. Это само национальное осознания хоккея как вида спорта. Пусть к клубам это относится в меньшей степени, но хоккей пока и всё ещё является для многих не только развлечением. Для существенного процента болельщиков, не увлечённых идеей капитализации спорта, он по-прежнему несёт нравственную, в чём-то единящую нагрузку. Часть такого ортодоксального пласта зрителей в здравом уме ставит Чемпионаты мира выше клубного хоккея, и это не плохо, а скорее наоборот.

Потому что это – резервы, это поле для развития, это люди, которые любят хоккей, но не понимают прелести хоккея, присутсвующего в жизни на постоянной основе. Их достаточно только повести за собой – красивой картинкой, качественным внешним видом, доходчивыми словами. Для нашего зрителя очень важно не чувствовать себя идиотом, но ощущать вовлеченность, принадлежность к тому, что происходит на экране. Визуального должно быть больше, больше элементов шоу, больше забойной музыки, больше улыбок (да-да). Если условный товарищ Х не знает Александра Кожевникова (ну а вдруг), он никогда не остановится на России-2, чтобы послушать, о чём говорит этот хмурый и плюющийся мужчина в серой студии.

То же касается и КХЛ-тв. Если увлекшийся лигой пользователь приобретёт себе трансляции этого телеканала, он не увидит ничего блестящего, ничего манящего. Вы помните унылые заставки и оформление, серое, как лёд на Татнефть-арене? Обыватель видел всё это тоже, как увидел – так сразу и переключил. Студии – это хорошо, обзоры, разборы, подборы и все другие «оры» тоже, но изнутри. Снаружи это пока напоминает региональные выпуски новостей, где симпатичные и не очень ведущие старательно читают с телесуфлёра, а палитра цветов на экране в этот момент колеблется от светло-серого до тёмно-серого и очень серого.

А ведь если говорить о внутреннем содержании спортивного российского контента, то оно почти перестало подводить. Ничуть не хуже североамериканцев наши журналисты умеют рассказывать истории трогательно или пафосно. Проблема в количестве – да, в доступности – тоже да. В перерыве матча «Йокерит – Ак Барс» зритель мог посмотреть шикарный сюжет о детском лагере, организованном Торпедо. Корреспонденты очень чётко уловили эмоции детей, их восторженные глаза, поговорили с детскими тренерами. Отдельно было сказано об Алексее Потапове из самого Торпедо, который приехал для нескольких мастер-классов. Невозможно не умилиться при виде взрослого хоккеиста, который аккуратно пасует ребятёнку, разъясняет, показывает, направляет. Кто такой был Алексей Потапов для большинства зрителей до этого репортажа? Игровой номер и фамилия на свитере. А оказалось, что это очень душевный и приятный человек. И можно было бы поделиться здесь этим сюжетом в доказательство всех восторженностей, но..

Ну, вы поняли. Его просто нет в Интернете.

Так что будущее хоккейного телевидения в умелом совмещении, в совпадении всего лучшего, что там должно быть, да уже есть в той же Северной Америке. Доступность + элементы шоу + много хорошей, качественной картинки. Много лет россиянам было просто не до такого глубоко погружения в спорт, и сложно сказать, что всё вокруг вдруг стало таким лёгким и приятным, что можно с головой погружаться в спорт. Но массовая любовь к спорту – лучшее, что может случиться с населением, из всего существующего массового. Если люди любят смотреть, как отжигает Радулов, вполне возможно разъяснить им, что Радулов, и весь ЦСКА, и вся лига умеют кое-что покруче.

Нельзя забывать и о возможности заработать на таком хоккейном телевидении. На ESPN просто не существует чего-то, что не приносит прибыль. Больше трети всех мировых доходов от транслирования спортивных мероприятий принадлежит Северной Америке. Да, пока российский зритель не готов выкладывать больше деньги за спортивное телевидение, за всю эту индустрию в целом. Но время идёт вперёд, и вот уже есть зрелище на стадионах, а сами стадионы постепенно одеваются в цвета любимых клубов. Дело за малым - запихнуть всё это в телевизор.