8 мин.

Северная коррида. ЧМ-82. Испания 0 Северная Ирландия 1

(из мартовского номера журнала «Total Football»,  который теперь можно читать на айпэде)

Для многих главное воспоминание о чемпионате мира 1982 года — Марко Тарделли, бегущий по полю с выпученными глазами после гола в ворота сборной ФРГ в финале. Живущие же в том уголке Европы, где в конце марта предстоит сыграть сборной России, при словах «Испания-82» в первую очередь представляют знойный вечер в Валенсии и широко улыбающегося усача, во взгляде которого — смесь недоумения и счастья.

1

Омываемая ледяными волнами северной Атлантики, продуваемая океанскими ветрами и исторически раздираемая религиозными противоречиями Северная Ирландия никогда не была колыбелью футбола. На чемпионат мира 1982 года сборная этой страны пробилась лишь благодаря победе над Израилем в последнем матче отборочного турнира. Тем неожиданнее оказался успех североирландцев, ведомых героем ЧМ-1958 (тогда британцы пробились в четвертьфинал) Билли Бингхэмом.

НАПЕРЕКОСЯК

Мягко говоря, не самая сильная команда мира еще и сама подпортила себе подготовку к мундиалю. Игроков не устроили предложенные федерацией гонорары, информация просочилась наружу, разгорелся скандал. В итоге, несмотря на общественное мнение, осуждавшее футболистов, вознаграждения были увеличены. По 600 фунтов за матч было обещано игрокам стартового состава, по 400 — пятерым запасным и по 200 — шестерым, не попавшим в заявку на игру.

Были и другие проблемы. В начале января в кубковом дерби «Тоттенхэм» — «Арсенал» получил травму паха Пэт Дженнингс, лучший вратарь в истории Северной Ирландии. В конце февраля он смог сыграть против англичан (0:4), но через неделю вновь порвал паховые мышцы — на съемках для BBC… Лишь в конце мая, после сыгранного тайма в матче с Уэльсом, стало ясно: знаменитый ветеран сможет поехать в Испанию.

На другой половине поля старожилы не справлялись. В четырех матчах перед чемпионатом мира сборная забила всего один мяч. В таких условиях на риск был вынужден пойти даже столь консервативный тренер, как Бингхэм. Он пригласил в команду семнадцатилетнего Нормана Уайтсайда — подававшего огромные надежды, но уже страдавшего от регулярных травм. Крупный форвард, обладавший неплохой техникой и роскошным ударом с левой, дебютировал в «Манчестер Юнайтед» в 16 лет, выйдя на замену во встрече с «Брайтоном». А в своей следующей игре, уже отметив очередной день рождения, забил в ворота «Сток Сити» и стал самым молодым автором гола в истории «МЮ». К моменту поездки на чемпионат мира эти два матча составляли всю профессиональную карьеру Уайтсайда.

Впрочем, любые решения разнообразных проблем могли оказаться невостребованными. Великобритания в тот момент находилась в состоянии войны с Аргентиной, захватившей Фолклендские острова. Некоторые члены правительства были против участия британских команд (Англии, Шотландии и Северной Ирландии) в турнире, на который Аргентина приедет в ранге чемпиона мира. Добро на участие дала сама премьер-министр Маргарет Тэтчер. Война же завершилась капитуляцией аргентинцев 14 июня, на следующий день после поражения «альбиселесте» от Бельгии в матче-открытии.

РАСКАЧКА

Северная Ирландия попала в одну группу с Югославией, Гондурасом и Испанией и поселилась по соседству с хозяевами турнира в Валенсии, где должна была встретиться с ними в третьем туре.

Бингхэм стремился создать своим игрокам максимально комфортные условия. Футболистам разрешалось гулять по городу, ходить на пляж и даже немного выпивать после матчей. Сплотил команду и отказ от выплат по схеме «600/400/200» — деньги было решено поделить поровну между всеми игроками. В итоге к концу турнира вместе с премиальными североирландцы заработали по пять тысяч фунтов — немалые деньги по тем временам, особенно для попавших в сборную четырех полупрофессионалов, выступавших на родине.

Дебютный матч Сборной Ирландии на турнире запомнился в первую очередь выходом на поле Уайтсайда, ставшего в возрасте 17 лет и 41 день самым молодым футболистом в истории чемпионатов мира. Ранее этот рекорд принадлежал Пеле. Сама же игра с Югославией закончилась со счетом 0:0. Окончательно балканская команда разочаровала наблюдателей в следующем туре, без шансов уступив хозяевам — 1:2. Вот только североирландцы ситуацией не воспользовались, не сумев сохранить победный счет в матче с Гондурасом — 1:1.

Заключительные матчи первого группового этапа проводились в разные дни. Югославия, забив единственный гол с пенальти за две минуты до финального свистка, вымучила победу над Гондурасом. Это означало, что североирландцам для продолжения борьбы необходимо было обыгрывать Испанию. Сами хозяева проходили дальше и после минимального поражения, но в этом случае они попадали на Англию и Германию, а не на Австрию и Францию.

Бингхэм, как настоящий прагматик, в третий раз подряд выставил один и тот же состав. План был простой — действовать от обороны, не пропустить в дебюте, ловить испанцев на контратаках. Обладателю Кубка европейских чемпионов в составе «Ноттингем Фореста» Мартину О’Нилу поручалось доставлять мячи на фланги, а его напарнику по центру поля Дэвиду Маккрири были отведены сугубо защитные функции, включая опеку Мигеля Алонсо (отца будущего чемпиона мира и Европы Хаби Алонсо). Уайтсайду и Билли Гамильтону оставалось только по возможности цепляться за мяч у чужой штрафной. Не без помощи соперника, установку ирландцы выполнили отлично.

La Roja тех лет мало чем напоминала современную сборную Испании. Отвечая своему прозвищу — La Furia Española — команда демонстрировала незамысловатый, но яростный футбол, напоминая на поле стадо быков. Давление родных стен только добавляло им нервозности. В матчах против Гондураса и Югославии испанцы пропускали на первых минутах, но оба раза хозяев выручал судья, ставя сомнительные пенальти. Именно поэтому Бингхэм требовал от своих парней быть максимально аккуратными в пределах собственной штрафной.

Даже состав сборной Испании был в чем-то парадоксален. Чемпионом страны второй год подряд стал действовавший от обороны «Реал Сосьедад», но защитные ряды клуба в национальной команде представлял только вратарь Луис Арконада. Нападающие же баскского клуба далеко не всегда понимали свою роль в сборной, пытавшейся играть, как мадридский «Реал».

3

БЕЗ ПОНЯТИЯ

Игроки сборной Северной Ирландии на всю жизнь запомнили прием на стадионе «Луис Касанова» («Месталья»): стена шума, покрытые флагами трибуны, рубящиеся за каждый мяч хозяева. Британцы не поддались интимидации, но парагвайский арбитр свистел их фолы, забывая об испанских. На 42-й минуте Саура столкнулся с Сэмми Макилроем и распорол тому икру, но желтую карточку получил кельт. А на 62-й минуте, за легкий толчок в грудь Хосе Антонио Камачо, был удален Мэл Донахи. Вот только к тому моменту североирландцы уже вели в счете и знали, как играть дальше. Примерно так же, как в первом тайме, когда за 45 минут испанцам удалось создать лишь несколько неопасных моментов: рывок Уфарте в штрафную прервал своевременным броском в ноги нападающему Дженнингс, Сатрустеги и Алесанко неточно били головой, а тот же Уфарте неплохо приложился к мячу издали — вот и все.

В самом начале второго тайма Армстронг подхватил мяч на своей половине поля, пронесся 40 метров, отдал передачу на фланг Гамильтону и сместился в центр. Нападающий ушел от Тендильо и прострелил к линии вратарской. Мяч безобидно летел прямо на Алесанко и страховавшего его сзади Камачо. Однако долго стоявший без дела Арконада зачем-то вылетел из ворот, в прыжке дотянулся до мяча только одной рукой и… уронил его прямо в ноги Армстронгу. Через мгновение стадион в шоке замолчал, а пустынные улицы Северной Ирландии наполнились радостными воплями. Армстронг даже никуда не побежал. Он просто поднял руки и с ошалевшим видом принимал поздравления товарищей.

4

Еще до удаления Донахи у хозяев была прекрасная возможность отыграться, но Дженнингс парировал удар Уфарте в ближний угол. В последние же полчаса сбившиеся на навал испанцы не смогли создать ничего серьезного. Это, впрочем, не означает, что гостям не пришлось попотеть. За 20 минут до конца вместо Уайтсайда вышел Сэмми Нельсон, номинально левый защитник. Во время короткой передышки Томми Кэссиди спросил его: «Ну, что ты носишься? Ты на какой позиции должен играть?» — «Понятия не имею», — последовал ответ.

Они выстояли во многом благодаря безупречной игре Пэта Дженнингса, но великий вратарь успел поиграть с нервами миллионов людей. На 92-й минуте Алонсо по высокой траектории закинул мяч к вратарской. Дженнингс остался на линии и прямо над головой подбежавшего Хуанито одной рукой отмахнул отскочивший от земли мяч в сторону, прежде чем намертво его забрать. Он до сих пор утверждает, что полностью контролировал ситуацию и не выходил из ворот, чтобы не дай бог не сбить Хуанито, тем самым дав повод для назначения пенальти.

Убитые испанцы покидали поле, проиграв «этим… сидящим у бассейна, потягивающим пиво на солнышке», как описывала соперника перед матчем местная пресса. Североирландцы же не хотели уходить. На вопрос телевизионщиков: «Ну, что же дальше?» — О’Нил со смехом ответил: «Вероятно, мы выиграем чемпионат мира!» Позднее в отеле британцы устроили такой праздник, будто слова Мартина уже стали реальностью.

КОНЕЦ СКАЗКИ

Ирландская футбольная ассоциация (ИФА) оказалась совершенно не готова к успеху. Пришлось срочно заказывать дополнительные комплекты формы и искать гостиницу. Удалось найти только отель у аэропорта, а тренироваться североирландцам пришлось на поле любительского клуба, где под ногами путались сотни детей. Вдобавок в матче с австрийцами из-за травмы не смог сыграть Дженнингс. В итоге дубля Гамильтона хватило лишь для ничьи. Перед игрой с Францией Дженнингс вернулся, но «трехцветные» все равно победили — 4:1.

Несмотря на бесславное завершение турнира, Бингхэм и компания вернулись на родину героями. Через четыре года Северная Ирландия вновь пробилась на чемпионат мира, но не вышла из группы. С тех пор эта команда давала своим болельщикам немного поводов для радости, но ее нельзя было списывать со счетов. В конце 2006 года в Белфасте в этом убедились все те же испанцы. В отборочном матче к триумфальному для себя Евро-2008 пиренейцы были повержены — 3:2. На трибунах молодежь чествовала автора хет-трика Дэвида Хили, а старики смахивали скупую слезу, вспоминая Валенсию 1982-го. TF

2