13 мин.

Кубок африканских наций – 2017. Сборная Марокко. Узники Атласских гор

Год назад сборная Марокко попрощалась с шансами выступить на двух ближайших Кубках Африки. Причиной этому стал скандал, вызванный отказом «страны золотых песков» принимать континентальный турнир 2015 года. Окованные страхом распространения Эболы, марокканцы были жестоко наказаны Федерацией футбола Африки и оказались на положении узников своей собственной изоляции. Однако футбольный арбитраж милосерден и куда более гибок, чем международный. Отсудить право страны быть частью мировой футбольной семьи удалось, а обновленная сборная должна показать, что эти усилия не были напрасны.

Где это?

     

Марокко
Марокко

Самая западная оконечность Магриба была известна еще древним финикийцам, народу-мореплавателям, основавших на территории будущего Марокко целый ряд поселений. Пережив эпоху карфагенского ренессанса и римского доминирования, земли подверглись бурной и насильственной исламизации в конце VII века. При могущественной династии Альморавидов арабское государство в Западном Средиземноморье расцвело: сюда стекались богатства захваченных Пиреней, а местные правители строили роскошные дворцы. Все начало рушиться с упадком арабской культуры, вызванным османской экспансией. Земли нынешнего Марокко по несколько раз переходили из рук в руки. За 12 веков у власти здесь побывали и испанцы, и португальцы, и французы, и даже существовала единственная в мире пиратская республика.

Бурный XX век хоть и не уничтожил культурное разнообразие, все же его упорядочил. Большая часть Марокко, принадлежавшая французским властям, получила суверенитет в 1956 году, после чего, присоединив небольшую испанскую территорию на севере, начала строить свою независимость. В отличие от своих соседей по Магрибу, Туниса, Алжира и Ливии, марокканцы не знали радикального ислама, а официальным главой государства продолжает оставаться король. Болевой точкой отношений Марокко с международными организациями вот уже несколько десятков лет продолжает оставаться проблема Западной Сахары, берберской территории, не желающей входить под юрисдикцию более крупного соседа.

Рабат

Столица Марокко – Рабат (на фото), как и сама страна, продолжает оставаться одним из самых европеизированных и комфортных для жизни городов континента. Крупный туристический центр делит первое место по числу иностранных гостей с египетским Каиром и поражает своей современной инфраструктурой, замысловато смешанной с древними кварталами и средневековыми мечетями.

Футбол на территориях, где в гармонии сожительствуют арабы и берберы, появился давно. В отличие от многих лидеров африканского футбола, марокканцы о себе заявили еще в 1970-е, когда впервые вышли на чемпионат мира в Мексике. Первый (и, как показало время, последний) континентальный успех настиг «атласских львов» в 1976 году, когда сборная Марокко, ведомая Ахмедом Фарасом и Мустафой Фетоуи, стала победителем. Едва ли слабее было поколение конца 1980-х, где выделялись Азиз Будербала и Тийани Эль Матаоуи. До конца века марокканцам трижды удалось попасть на ЧМ и даже однажды выйти в плэй-офф. А к триумфу на КАН присоединить еще бронзу и два четвертых места.

XXI век сборная Марокко встретила кризисно. Ни легендарный Роже Лемерр, ни множество местных специалистов не сумели помочь «львам» добиться хоть каких-то успехов. Трудности, через которые в последнее время проходит сборная, вполне могут выработать в игроках бойцовский характер, а главная звезда футбольной Африки в тренерском штабе – ликвидировать традиционные для всех арабских сборных проблемы с дисциплиной.

Как вышли

Марокко

После жеребьевки отборочного этапа представители Марокко вряд ли были рады своим соперникам. Если проблем с уступающими в классе сборными Сан-Томе и Принсипи и Ливии не предвиделось, то вот схватка с посланцами Кабо-Верде выглядела как главное украшение квалификации. На деле реальной борьбы практически не получилось. Нокаутировав 7-1 в первом же матче «островитян» с Сан-Томе и Принсипи, кабо-вердианцы всерьез расслабились и сумели проиграть оба матча марокканцам. Злым гением островов Зеленого мыса стал Юссеф Эль-Араби, трижды поразивший ворота «акул». Марокко же потерял очки лишь однажды. В сложном выезде в Триполи «львам» не удалось победить ливийцев.

Группа, в которую марокканцы попали уже на групповом этапе финального турнира, не стоит переоценивать, равно как и недооценивать.

16 января – Ойем. Стад д’Ойем. ДР Конго – Марокко.

20 января – Ойем. Стад д’Ойем. Марокко – Того

24 января – Ойем. Стад д’Ойем. Марокко – Кот-д’Ивуар

  • первый же матч на турнире грозит стать для Марокко игрой жизни и смерти. Пребывающие в некотором кризисе конголезцы, особенно после потери своей главной звезды Янника Болази, будут из-за всех сил стараться вырвать хотя бы очко в матче с подопечными Ренара. Победа же марокканцев практически гарантируют выход одних и вылет других.

  • к последнему туру обе команды, которые сойдутся на полях города Ойем, могут иметь в своем запасе максимально возможное количество очков. Следовательно, вопрос, чего ожидать от очного матча главных фаворитов квартета, ожесточенной борьбы или показательного футбольного пацифизма, риторичен как никогда.

Тренер 

Ренар

Если бы вы не знали, что Эрве Ренар футбольный тренер, вы бы все равно могли связать его с Африкой. Аристократ, с внешностью кругосветного путешественника-авантюриста, как будто создан для этого первозданного континента. Герой со страниц книг Жюль Верна впервые заявил о себе, будучи помощником Клода Ле Руа, известнейшего французского специалиста, поработавшего с 11-ю (!) сборными. Многому научившись у своего наставника, а главное, умению адаптироваться в незнакомом менталитете, Эрве Ренар приступил к самостоятельной работе. В клубном футболе дела не пошли сразу. Ренар не любил проводить трансферные кампании, а мотивацию игры за клуб он, по собственному признанию, не видел подходящей для полного раскрытия игроков.

Первым местом работы со сборными стала Замбия, еще не подозревавшая, что станет второй родиной Ренара. Первый заход в джунгли Лусаки не получился чересчур уж успешным, хотя и принес не самой футбольной стране ¼ финала Кубка африканских наций 2010 года. После вояжа в Анголу и возвращения в Замбию имя Ренара узнал весь мир. Предсказать успех замбийцев на КАНе-2012 не взялся бы никто, да и сами «медные пули» едва ли в это верили. Выжав максимум из абсолютно средних футболистов, Ренар приглашается в Лигу 1, в «Сошо». Но клубный футбол вновь не принял наставника и отправил того на Берег Слоновой Кости. Лучшее в истории Кот-д‘Ивуара поколение не имело за своими плечами титулов, что обесценивало все их успехи. Ситуацию изменил Ренар. Приняв несколько неоднозначных, как казалось, решений, французский специалист принес Яя Туре и партнерам долгожданное континентальное золото, а сам стал двукратным обладателем Кубка Африки. И снова попытка работать с клубом, в этот раз с «Лиллем», и вновь фиаско. Долго без работы Ренар, конечно же, не сидел. В новый африканский цикл он вступил уже со сборной Марокко, с которой попытается установить рекорд Африки, выиграв третий в своей карьере Кубок Африки. Получится ли что-то из этого сотрудничества, мы узнаем совсем скоро, но имя того, к кому в Габоне будет приковано наибольшее внимание, мы с вами уже знаем.

Три звезды

Бенатия

Несмотря на успехи сборных Марокко в 1970-е и 1980-е, лучшим игроком в ее истории является Нуреддин Найбет, защитник конца 1990-начала 2000-х, ставший единственным африканцем вместе с тунисцем Хатемом Трабелси, вошедшим в сборную мира на выставочный матч против чемпионов мира из Бразилии. Наследником Найбета сегодня весь Марокко поголовно считает Медхи Бенатию. Центральный защитник, родившийся в пригороде Парижа, очень долго выбирал, какой же стране отдавать свой долг. Третья страна в жизни Медхи появилась чуть позже, но именно она дала ему имя и статус. Конечно же, это Италия. В 23 года оказавшись в «Удинезе», Бенатия уже через год вошел в символическую сборную Серии А по итогам сезона. Через 2,5 года во Фриулии к нему уже выстраивалась очередь из грандов. Конкурс за талантливого марокканца выиграла «Рома», в составе которой Бенатия отработал каждый миллион евро, что за него заплатили. Годы на «Стадио Олимпико», возможно, пик игровых возможностей защитника, казавшегося тогда безгрешным столпом обороны римских «волков». Уже через сезон Бенатия поехал выигрывать Бундеслигу в Мюнхен, где все же чуть сдал. Возможно, дело в не ставшей гостеприимной для южанина стране, а, может быть, просто Медхи не справлялся с методами Гвардиолы. Летом Бенатия вернулся в Италию, в состав ее действующего чемпиона «Ювентуса». На туринской земле марокканец снова воскрес. Он уже не подмена культовой связки в центре, шутливо называемой BBC, а ее неотъемлемая часть. В сборной Бенатия – главный лидер обороны и ее самый известный игрок, опыт которого точно не будет лишним.

Буссуфа

Смешанные семьи – не редкое явление среди марокканцев. В одной из таких родился будущий лидер полузащиты сборной Марокко – Мбарк Буссуфа. Уроженец Амстердама с 12 лет воспитывался в легендарной школе «Аякса». Переезд семьи в соседнюю Бельгию помешал дебюту полузащитника на «Амстердам-Арене». Однако перехватить Мбарка у бельгийских клубов смог лондонский «Челси», где марокканец успел поработать с Клаудио Раньери. Смена вех в стане «аристократов» вернула Мбарка в Бельгию к родителям, где он в 20 лет дебютировал в составе «Гента». За два года в составе «буйволов» Буссуфа стал лучшим игроком Лиги Жюпиле и за рекордные деньги в истории клуба перешел в брюссельский «Андерлехт», где вновь стал лучшим на просторах Бельгии.

Большое будущее, которое прочили талантливому левоногому плэймейкеру, было отправлено марокканцем на второй план. Погнавшись за большим кушем, Мбарк оказался в Дагестане, где принял участие в мега-проекте Сулеймана Керимова по превращению местного «Анжи» в топ-клуб. После начавшегося в кавказском клубе кризиса Буссуфа идет на незначительное понижение зарплаты в стан московских «железнодорожников». Честно отыграв за «Локомотив» полсезона, Буссуфа загрустил в холодной Москве, раз за разом выражая свое недовольство методами работы тренерского штаба и отсутствием в столице России «качественных парикмахерских». Сложное расставание с Россией завершилось возвращением в «Гент», где Буссуфа преобразился и начал вновь показывать качественную игру, став лучшим игроком чемпионата Бельгии второй половины сезона 2015/16. Сегодня Буссуфа, опять рванув за большими деньгами, выступает в клубе не самой футбольной страны – ОАЭ. Никакие кризисы не влияли ни на йоту на положение Мбарка в сборной. Тут он главная звезда и практически идол для местных фанатов. И надежды на грядущем КАНе для Марокко связаны, прежде всего, с его диспетчерскими навыками.

Буфаль

Как и многие партнеры по команде, Софьян Буфаль связан с Марокко лишь корнями. Родным городом для будущего игрока группы атаки стал контрастный Париж, где Софьян и стал постигать азы футбола. В 17 лет семья Буфаля переезжает из уютного Иль-де-Франса на запад, в город Анже, в одноименном клубе которого полузащитник дебютирует во взрослом футболе. На заре карьеры тренеры видели в не самом рослом юноше игрока центра поля. Первый сезон за «Анже», который тогда был крепким середняком Лиги 2, Буфаль провел на позиции близкой к классическому box-to-box. Все изменилось в сезоне 2014/15, когда марокканец был переведен на правый фланг, где из-за травм команда испытывала кадровый дефицит. Результат тренерского маневра превзошел все возможные ожидания. Быстроногий 20-летний паренек оказался неплохим дриблером и стал главной звездой команды, значительно поспособствовав ее выходу в Лигу 1.

За полгода до триумфального дебюта с «Анже» в Лиге 1 Софьян перебрался в «Лилль». В футболке «догов» марокканец вырос в одного из лучших футболистов чемпионата и даже вошел в символическую сборную прошлого сезона. Довольно быстро становилось понятным, что футболист перерос «Лилль» и впереди замаячили новые вызовы. От предложения «ПСЖ» Буфаль отказался сразу же, даже, как признается он сам позже, не взглянув на сумму в контракте. Футболист хотел играть, а возможность быть третьим выбором у гегемона Лиги 1 автоматически сокращало потенциальное игровое время. Следующей остановкой Буфаля стал Туманный Альбион, куда он перебрался этим летом. Стоит сказать, что дела в составе «Саутгэмптона» у Софьяна идут не так гладко: все больше дают о себе знать старые болячки, а игрового времени не всегда хватает. 2016 же год войдет в судьбу Буфаля и как год дебюта в национальной сборной. Долгие раздумья о сборной Франции завершились вызовом игрока со стороны Ренара прошлой весной. А значит, на ближайшем КАНе мы увидим Буфаля в ранге одной из главных звезд всего турнира.

Состав

Марокко

Ренар сумел перепробовать за последний год сразу три игровые схемы. Базовой стоит считать расстановку 4-1-2-3, где особая роль отведена сосредоточенному лишь на оборонительных действиях опорнику и активным фланговым футболистам. В случае, если матч потребует более зрелой игры в защите, то весьма вероятно увидеть в исполнении коллектива Ренара 4-2-3-1. В то же время популярным маневром остается переход на 4-1-4-1, если наставнику требуются затяжные позиционные атаки.

Марокко

Мунир (Боно) – Амрабат (Дирар), Бенатия, да Кошта (Саисс), Мендиль – Эль Ахмади (Оббади) – Буссуфа, Карсела-Гонсалес (Фажр) – Буфаль, Эль-Араби (Эн-Несери), Таннане

  • нет единого хозяина у марокканских ворот. В отборе к КАН друг друга постоянно сменяли два кипера: Мунир из испанской «Нумансии» и его коллега по чемпионату Боно из «Жироны».

  • на правом фланге конкурентоспособного игрока у марокканцев нет. Чаще других непривычно для себя самого там оказывается номинальный игрок группы атаки Нордин Амрабат, ныне выступающий за «Уотфорд». Вторым выбором Ренара на проблемную позицию остается вингер Набиль Дирар из «Монако».

  • пару Медхи Бенатия в центре составит либо игрок греческого «Олимпиакоса» Мануэл да Кошта, которого еще наверняка помнят самые преданные болельщики «Локомотива», либо фактический опорник Ромен Саисс из английского Чемпионшипа.

  • левый фланг в отличие от правого не страдает от кадрового дефицита. Весь отбор там отыграл юный, но жутко талантливый Хамза Мендиль, еще не дебютировавший в этом сезоне в Лиге 1 за «Лилль»

  • роль того самого ключевого игрока в опорной зоне обычно исполняет Карим Эль Ахмади из «Фейеноорда». Однако зачастившие травмы помешали ему провести весь отбор в основе, и посланца Эредивизи подменял не менее опытный Мунир Оббади.

  • двойка выше опорной зоны – это креативный центр команды. Тут вместе с Мбарком Буссуфа из-за травмы Юнеса Бельханда и невызова Хакима Зиеша свои шансы могут получить люди, не столь часто выходившие при Ренаре. В частности, вероятной кажется возможность появления Мехди Карселы-Гонсалеса, продолжающего блуждать по клубам Европы. Не стоит забывать и об одном из лидеров «Депортиво» Файсале Фажре. Ну и по-прежнему не очень понятным остается решение тренерского штаба отказаться от услуг Зиеша, набравшего сумасшедшую форму в «Аяксе».

  • на правом фланге нападения мы 100 % будем наслаждаться финтами Софьяна Буфаля. Слева же монолитны позиции Уссамы Таннане, уехавшего в «Сент-Этьен»  покорять бомбардирские рекорды Лиги 1.

  • роль центрфорварда должна принадлежать лучшему бомбардиру отборочного турнира в составе сборной Марокко Юссефу Эль-Араби, когда-то основной угрозы соперников «Кана» и «Гранады», а сегодня главной звезды катарской «Лехвии». На пятки ему наступает открытие нынешнего сезона в Испании 19-летний Юссеф Эн-Несири из «Малаги».

Прогноз - ½ финала.

Сборная Марокко уже давно ждет прорыва. Неплохое и небеззвездное, в целом, поколение нуждалось в грамотном тренерском подходе. Сегодня, когда «львов Атласа» курирует один из лучших тренеров континента последних 5 лет,  их шансы на медаль кажутся как никогда высокими. Уступающие по классу тоголезцы, переживающие смену поколений ивуарийцы и сильно сдавшие в последний год конголезцы вполне по зубам подопечным Ренара, а при условии проходимого соперника из группы  D, каким может стать, к примеру, Египет, шансы марокканцев на ½ финала выглядят довольно реальными.

Текст: Дмитрий Кузьмин

До новых встреч! Не забывайте ставить плюсы и подписываться, если Вам нравится материал!