13 мин.

Новая роль Расселла Уэстбрука

Про Расселла Уэстбрука и его сезон сейчас не пишет только ленивый. Что там говорить, я лично попытался перевести 3 заметки о нем в последний месяц. Как бы вам объяснить, я далек от мысли «Расселл Уэстбрук самое крутое, что было в НБА в этом году» или «Ты лох, если тебе не нравиться Расселл Уэстбрук в сезоне 2016-2017». Мало того я совсем не уверен в успешности нынешней модели «Тандер».

Примерно 3 раза в неделю за последние два месяца появляется очередная статья про Расселла Уэстбрука на ESPN, СBS sport, Yahoo, Sports.ru в конце концов. Открою вам секрет - каждое утро я читаю http://dailythunder.com это примерно еще 4-5 статей в неделю и ежедневный обзор об «Оклахоме» из всей американской прессы. Ребята, без обид, никто не пишет лучше об «Тандер» чем Ройс Янг. Бывает, так что не можешь собрать весь этот ком информации в что-то единое и цельное, а потом Ройс выдает шедевр, и ты такой – откуда он знает, что у меня в голове? Очередной достаточно вольный перевод его заметки для ESPN.

Для большинства людей, которые провели много время с Расселом Уэстбруком, становится понятно, что ему не нравится быть в центре внимания.

Он «фрик» аккуратности, который презирает беспорядок, поэтому, когда дело доходит до личного пространства, Уэстбрук ищет возможности уединения. Он стоит на шаг позади всей команды во время исполнения гимна, избегая любых потенциальных контактов плечом к плечу. Во время замен садится на самый дальний стул скамейки. После утренней тренировки он остается бросать трехочковые из угла в полном одиночестве. Прибывает на арену за 3 часа до домашней игры, так что его разминка проходит без товарищей по команде.

В этом сезоне «Тандер» и Уэстбрук решили перенести его послематчевое общение с прессой подальше от его шкафчика (он находится отдельно от шкафчиков других игроков, у Расселла в раздевалке нет соседей). Общение проходит в середине раздевалки перед ширмой с логотипами команды. Каждый раз, когда Расселл идет общаться с журналистами, директор «Тандер» по связям с медиа Мэтт Тамблесон объявляет: «Пожалуйста, освободите дорогу Расселлу».

И Уэстбрук будет стоять на месте, иногда создавая неловкую паузу, пока не образуется коридор в кольце журналистов, достаточный для того чтобы пройти никого не касаясь.

4 июля, когда Кевин Дюрэнт решил присоединиться к «Уорриорз», Уэстбрук поговорил с генеральным менеджером «Оклахомы» Сэмом Прести, и сразу спросил: «Что дальше?». Ответ Сэма был следующим – подписать продление контракта с Расселлом, стабилизировать организацию и создать план действий и развития команды без Дюрэнта.

Прежде чем дать ответ, Уэстбруку нужно было немного личного пространства.

Официально, через месяц после того, как Дюрэнт покинул Оклахому, Уэстбрук подписал продление контракта с «Тандер», но на самом деле решение было принято за пару недель до этого. Расселлу пришлось рассмотреть отказ от возможности быть свободным агентом летом 2017 года, и принять решение сразу. Он не стал рассказывать журналистам о решении Дюрэнта, не «бил в колокола» в социальных сетях (кроме широко известного «поста» с кексами). Ему нужно было время. Он отбыл в Лос-Анджелес со своей семьей и взвесил ситуацию.

Перед отъездом Дюрэнта, «Тандер» отправили еще одного «отца-основателя» франшизы Сержа Ибаку в «Орландо», получив взамен молодого защитника Виктора Оладипо и новичка Домантаса Сабониса. Они оказались на перепутье: либо они подписывают новый контракт с Уэстбруком, или меняют его и уходят в глубокую перестройку. Руководители некоторых команд лиги говорили о доступности звезды для обмена, «Оклахома» действительно изучала рынок, но никогда в серьез не рассматривала эту возможность. Для начала им был нужен ответ. Они знали, что он будет твердым и окончательным.

Без закулисных игр и недосказанности. Это не стиль Уэстбрука.

«Ему просто нужно было немного времени, чтобы подумать, потому что он должен был принять решение на год раньше, чем планировал», - сказал помощник генерального менеджера Трой Уивер. «Это было примерно так: «Ну, теперь я должен принять решение. Я не планировал думать об этом, потому что не знал, что это случится сейчас». Мы просто дали ему немного времени, и во время этого «небольшого окна» он почувствовал себя комфортно с тем как развивается его карьера, жизнь, то кем он является. «Хорошо, давайте сделаем это и будем двигаться вперед», - был вердикт Расселла», - заканчивает рассказ Трой.  

Большим фактором, который должен был рассмотреть Уэстбрук перед своим решением, была его новая роль в команде.

Мало того, что он взял на себя бремя игры в качестве единственной звезды команды, но и все детали, которые были делегированы Дюрэнту в качестве лица франшизы, также должны были отойти Расселлу. То, что когда-то ложилось на плечи двоих, теперь было заботой одного Уэстбрука - молодой суперзвезды, которой поручили вести молодой состав «Оклахомы».

Это станет очевидным во время «плей-офф» на трибуне для послематчевых интервью - места, ранее традиционно установленного для Дюрэнта и Уэстбрука, чтобы работать в тандеме. Сейчас оно превратится в место, где Расселл столкнется со всеми вопросами в одиночку, вне зависимости будет это победа или поражение.

Это все часть «подгонки» новой роли для Уэстбрука. Одиночка по натуре, с неизменным тесным кругом общения - мама, папа, брат, жена, собака, скоро в нем появится сын, предпочитающий вечер с женой, одинокому приключению в городе. Дюрэнт всегда был более общительным, с отдельной комнатой в своем бывшем ресторане, предназначенной для сбора одноклубников после игр.

Изменение его роли в команде не повлияли на его отношения с командой генерального менеджера. Он никогда не задавал вопросов Сэму Прести о текущем составе команды или приоритетных целях для усиления в будущем. Уэстбруку нравилась команда, и он доверял «фронт-офису». Стивен Адамс и Виктор Оладипо должны были, стать ограничено свободными агентами следующим летом, все лучшие свободные агенты этого сезона подписали контракты месяц назад. Уэстбрук не высказывал обеспокоенности. Это все было заботой «Тандер».

Уэстбрук отыграл весь прошлый сезон, с огненным ирокезом, прической подходящей к его стилю игры. Но когда он появился, чтобы подписать продление контракта, у него была новая короткая стрижка, как во времена игры за UCLA. Опрятная стрижка, строгий наряд.

Сотрудники команды обратили внимание на новый облик, но послание Уэстбрука было иным: Вещи здесь изменились, но не волнуйтесь, я с этим разберусь.

Начальник по экипировке  Марк Сэнт Ив, ветеран НБА с почти 40-летним опытом, был одним из тех, кого не нужно было убеждать в прошлом августе: «Мы будем в порядке с этим парнем».

Самым заметным изменением был сам Уэстбрук. Он организовал недельную тренировку в межсезонье с новичком Виктором Оладипо в Лос-Анджелесе и провёл бесчисленное количество командных обедов до начала тренировочного лагеря.

Во время ежегодного сентябрьского «медиа дня» в Оклахоме перед миром предстал новый поразительный Уэстбрук: веселый, энергичный, дружелюбный со СМИ игрок, который хотел сказать «да» всему миру.

За весь прошлый сезон Уэстбрук не дал ни одного согласия на индивидуальное интервью, во время «медиа дня» в этом сезоне он дал их сразу пять. Его энергия била через край, он болтал, шутил со своими новыми товарищами по команде, отвлекая от напряжения связанного с отсутствием Дюрэнта впервые за много лет. Это было преднамеренно, чтобы задать тон этого сезона.

«Когда Кевин уезжал, все искали направление. Мы не уверены, каким будет этот год, - говорит Ник Коллисон. «И он пришел в первый день, и такой - поехали! Никто больше этого не обсуждал, никто не говорил о том, какой сезон у нас будет, или о том, какой командой мы собираемся быть. Это было примерно «Ладно, давайте приступим к работе». И все говорили: «Хорошо, давайте приступим к работе». Это было очень важно для нас, я думаю, что вся наша организация нуждалась в таком толчке».

Сезон должен был стать испытанием, как физических, так и психологических сил для Расселла. Ник Коллисон, который был товарищем по команде Уэстбрука дольше, чем кто-либо другой, сомневался, что Уэстбрук потянет эту роль в течение всего сезона, в частности ответственность быть единственной суперзвездой команды.

«Я не был уверен, хватит ли его, но у него получилось», - сказал Коллисон. «Он выдержал весь сезон. Теперь вы увидели, кем он является. Он чувствует себя по-настоящему непринужденно, он чувствует себя уверенно на месте, которое он занимает в данной организации, и ему комфортно в этой лидирующей роли».

Уэстбрук все тот же парень, со своими рутинными ритуалами перед игрой, тем же местом на парковке, все с таким же критикуемым стилем игры. Он подходит к каждой игре с все той же бравадой и жаждой соперничества, которые были у него всегда. Что изменилось, так это обстоятельства и обстановка вокруг Уэстбрука, к которым он приспособился.

Например, Уэстбрук всегда рано появлялся на тренировочной базе, с 8:30 утра он мог тренироваться и бросать. После спадов игры в начале сезона у Домантаса Сабониса, 20-летнего новичка «Оклахомы», Уэстбрук дал указание литовцу присоединиться к нему. Они работали над бросками, «химией» при пик-эн-роллах, подстраховками в защите, позиционированием на площадке. Это было одно из тех изменений рутинных дел Расселла. В восьми предыдущих сезонах, в 8:30 утра, другая сторона площадки была занята Кевином Дюрэнтом. Теперь это был новичок, которого Уэстбрук взял под свою опеку.

Когда он видит детали на площадке во время игр, которые нам нужно исправить, он делает это»,- продолжает Коллисон. «Он подстегивает ребят, если они не сосредоточены. У него хорошее представление о том какая мы команда, о нашем уровне игры или уровне самоотдачи. Он все замечает на тренировках и во время матчей. Расселл все еще расстраивается, но раньше он просто уходил в сторону. Теперь он может отсесть, выкинуть это из головы, вернуться, чтобы вселить уверенность в окружающих и помочь команде»

Это существенное изменение для Уэстбрука. Всего лишь пару лет назад у него была бурная ссора на площадке с тогдашним партнёром  по команде Табо Сефолошей. Всю третью четверть Расселл провел в туннеле ведущим в раздевалку, чтобы остыть. Появился он на скамейке только в четвертой четверти, после того как Моррис Чикс буквально привел его за руку. Как говорит Ник Коллисон, изменения в поведении Уэстбрука в этом сезоне были своего рода «созреванием», но он отмечает, что Расселл так же начал осознавать свою новую роль. Его дух соперничества иногда является его величайшим изъяном, мешающий в принятии правильных решений.

Для некоторых Уэстбрук - это «приобретенный вкус».

«Я думаю, что ему не просто было, справится с той критикой, которую он получал в СМИ в начале его карьеры, но он понял, что это не имеет никакого значения»,- говорит Коллисон. «Он прошел путь от парня, который пытается новичком доказать свое право находится в этой лиге, до парня который просто пытается победить».

В этом сезоне было несколько основополагающих моментов для «Оклахомы» и Уэстбрука. Первый из них случился на первой неделе. «Тандер» стартовали с 4-0 в сезоне, и на удивление обыграли «Клипперс» в Лос-Анджелесе, ведомые Расселлом Уэстбруком, продемонстрировавшим идеальную «клатчевую» концовку.

После игры репортер из Лос-Анджелеса задал вопрос о неожиданности беспроигрышного старта «Оклахомы».

«Вот где вы ошиблись!»,- вызывающе ответил Уэстбрук.

На следующий день «Тандер» провели свою первую встречу с Дюрэнтом и неудобными «Уорриорз» в Окленде, которая закончилась разгромным поражением. Казалось, сказка начала сезона вот-вот исчезнет, и «Оклахому» вернут с небес на землю. Было абсолютно необходимо отвечать в следующем домашнем матче против молодых «Тимбервулвз». Они обыграли «Миннесоту» с разницей в 20 очков.

«Я сказал после этого – у нас все будет хорошо»,- говорит Уивер. «Уэстбрук просто стал … другим».

Люди близкие к команде непреклонны в том, что исторический сезон Уэстбрука не был предметом каждодневного разговора в стенах организации. Они не так впечатлены этими цифрами, как тем заявлением, которое он сделал 4 августа, и сезоном «прайма» которым он пожертвовал, чтобы поддержать команду. Нет никаких сомнений его «трипл-дабл» сезон уже в книге рекордов лиги. Станет ли он МВП или нет, это ярчайшее индивидуальное выступление сезона 2016-2017, которое запомнят надолго.

«Расселл сочетает принципы старой школы и игры будущего»,- говорит Сэм Прести. «Он обновил требования к позиции разыгрывающего»

Уэстбрук заслужил лесных слов не только от его ровесников в НБА, но и от легенд прошлого, таких как Майкл Джордан, который приехал в Оклахому, чтобы ввести его в местный «Зал Славы Баскетбола». Фанаты на гостевой арене начали скандировать МВП, после того как он собрал рекордный 42 «трипл-дабл». Люди стали ценить парня, которого они так критиковали. Многие вещи и различные ситуации происходили для Уэстбрука впервые в карьере, и, возможно, мы вправе ожидать большего.

«Расс станет в следующем году намного лучше»,- говорит Уивер. «Он был хорош, был просто великолепен, но в следующем сезоне ему будет еще комфортнее. Это первый год, когда он примерял эту роль. В следующем сезоне ему будет гораздо привычнее в этих ситуациях. Это просто смешно, он провел феноменальный сезон, я не знаю, вырастут ли его цифры, но я ожидаю, что он сделает большой шаг вперед в следующем году».

Возможно, мы увидим этого Уэстбрука уже в нынешнем «плей-офф», поскольку погоня за «трипл-даблами» окончена. Ему на руку может сыграть решение менеджмента и тренерского штаба по ограничению минут в регулярном сезоне. Расселл занимает 18 место в лиге по минутам в среднем за матч (34,8), и он не сыграл более 40 минут не в одной встрече регулярного чемпионата.

Все это было сделано с прицелом на «плей-офф», чтобы Уэстбрук был как можно более свежим и готовым в играх на вылет.

«Расселл имеет репутацию бесстрашного игрока, но одной вещи он все же боится. Не сыграть в полную силу или что бы люди допустили мысль, что он не выложился полностью»,- говорит Сэм Прести.

Со ставками поднятыми в «плей-офф», Уэстбрук не боится того как играет «Оклахома». Он знает то, кем он является, думает, что они достаточно хороши, чтобы выиграть титул (лично мне, не Ройсу Янгу, кажется, что все же лукавит), но если он сделает все, а команда не потянет (у них самый молодой состав в «плей-офф» если что), Расселл сможет с этим жить. Он сделал все что мог.

Прошло всего несколько минут после того, как Уэстбрук «убил» «Денвер» сумасшедшим трехочковым с 11 метров, игре в которой он сделал сделал рекордный 42 «трипл-дабл» и набрал 50 очков. Он вошел в раздевалку и остановился перед своей командой.

«Тренер, прежде чем вы будете говорить, я хочу кое-что сказать», - сказал Уэстбрук. Он хотел поблагодарить своих товарищей по команде, тренеров, видео-координаторов, стажеров, работников медицинского штаба. Выйдя в центр комнаты, он поблагодарил всех присутствующих. Он сказал им, что любит их.

«Вы все к этому причастны»,- сказал он. «И я очень вам благодарен».

Нет больше скованности для Уэстбрука. Он испытывает свободу, которую никогда не видел раньше, и он находит в ней свой «голос». Ему комфортно и он доволен, как лично, так и профессионально. Он станет отцом в мае. Каким он будет отцом?

Трой Уивер думает секунду и начинает, смеется.

«Властный», - говорит он, повторяя это еще три раза.