14 мин.

Оказывается, у футбола большие проблемы с экологией. За Евро-2020 сборные сгенерировали 420 тонн углекислого газа

Для начала две немного неожиданные новости в разделе «Футбол».

Первая: УЕФА после Евро-2020 пообещал посадить по 50 тысяч деревьев в каждом из городов чемпионата.

Вторая: «Челси» и «Тоттенхэм» в эти выходные провели «дерби с нулевым углеродным следом» – просили фанатов приехать на великах и продавали растительную пищу, а игроки использовали картонные контейнеры с водой вместо пластиковых.

Стоп, что происходит? Как футбол связали еще и с экологией?

Теперь бренды заботятся об окружающей среде

Мир большого бизнеса изменился. Парадигма ведения бизнес-процессов все дальше от принципов «деньги не пахнут» – теперь бизнесмены обязаны заботиться о репутации и делать что-то полезное.

Одна из важных новых метрик для оценки бизнеса – индекс ESG (environmental – экология, social – социальное развитие, governance – корпоративное управление). Список направлений очень широкий: от заботы об окружающей среде и защиты дискриминируемых групп до прозрачности бизнес-процессов. Экология точно сюда входит. 

«Целый ряд экологических проблем на планете вызывает серьезное беспокойство, – рассказала Sports.ru экологический журналист и наблюдатель переговоров ООН в области изменения климата Ангелина Давыдова. – Из самых критических и глобальных – изменение климата и сокращение биоразнообразия (наряду с разрушением экосистем). Все более серьезными становятся и локальные региональные проблемы – загрязнение пластиком, локальное загрязнение воздуха, водных ресурсов, истощение почв, вырубки лесов.  

Во многом причина возникновения этих проблем – социально-экономическая модель мира, построенная на быстром и неэкологичном потреблении ресурсов, многие из которых не успевают возобновиться или переработать наши отходы. А еще – экологически недружественное потребление (очень быстрое потребление всего одноразового, навязанное рекламой или агрессивным маркетингом)».  

Ежемесячно составляются рейтинги компаний по ESG, и на вершине можно заметить знакомые бренды: Nike, Armani, Balenciaga. Важный нюанс: компании не просто декларируют намерения или совершают символические жесты – они пересобирают технологические процессы, чтобы сделать бизнес экологичным. Nike перерабатывает старую обувь в игровые покрытия, adidas делает кроссовки из переработанного мусора и устраивает образовательные лекции на берегу океана. Известны случаи, когда недовольные акционеры давили на менеджмент, принуждая компанию к ответственному поведению.

Игнорировать стандарты ESG для бизнеса все более непрактично. По данным британской аудиторско-консалтинговой компании EY, сегодня 97% инвесторов ориентируются на индекс ESG. Поэтому каждый раз, когда вы замечаете кружочек BMW в цветах ЛГБТ-флага или читаете, как Nivea отказывается от чемпионата мира по хоккею в Минске – это не подыгрывание повестке, а стандартная деловая практика, без которой невозможно представить современную компанию. 

Футбол такой же бизнес, и мы давно привыкли к социальным акциям вроде борьбы с расизмом, но экология и футбол – это что-то новое.

При Чеферине УЕФА = забота об экологии. Обещают изменить поведение фанатов и провести экологичный Евро-2024 (с помощью Лама)

Спорт, сюрприз-сюрприз, одна из самых токсичных сфер. Да, клубы не загрязняют природу напрямую, но рекламируют тех, кто этим занимается.

Реклама 18+

В марте 2021-го аналитический центр New Weather Institute опубликовал доклад Sweat not Oil («Пот, а не масло»): авторы изучили 13 разных видов спорта и обнаружили больше 250 спонсорских соглашений между клубами и компаниями из высокоуглеродных областей. Худшим оказался футбол (57 клубов из 250 связаны с токсичными рекламодателями). «Вольфсбург» и Volkswagen, Qatar Airways (углеродный след от авиаперелетов) и «Барселона» с «ПСЖ», а самый яркий пример – «Газпром» и Лига чемпионов (о них расскажем ниже). Логично, что в современных реалиях спорту приходится менять подход.

«Роль спорта [в защите окружающей среды] так же велика, – уточняет Давыдова. – Во-первых, растет запрос на проведение более экологичных мероприятий, с меньшей нагрузкой на окружающую среду, с более низким экологичным и углеродным следом. Во-вторых, появляются все больше практик в «зеленом» строительстве и архитектуре спортивных сооружений. В-третьих, важна роль самих спортсменов как медийных людей, которые бы рассказывали об эко-практиках и практиках осознанного потребления в своей жизни». 

Если при Платини начались кампании УЕФА против расизма и гомофобии, то Александер Чеферин (босс организации с 2016 года) добавил еще и экологию. 

В декабре 2020-го УЕФА присоединился к европейскому «Зеленому пакту»: он ставит цель к 2050-му добиться нулевых выбросов парниковых газов и перейти к возобновляемым источникам энергии. У себя на сайте УЕФА пишет о «хет-трике задач в области экологии»: определить новые метрики отслеживания изменений окружающей среды, пропагандировать зеленый курс с помощью телевизионной рекламы (ее показывают во время трансляций турниров под эгидой УЕФА), провести экологичный Евро-2024 в Германии (тут пока без деталей, но за проект отвечает Филип Лам). 

«Популярность среди миллионов европейцев обеспечивает футболу серьезный потенциал в деле изменения отношения к климатическим проблемам, – объясняет Чеферин. – Это важнейший первый шаг к реализации климатически нейтральной экономики».  

Звучит круто, но в реальности УЕФА часто отклоняется от этих намерений. 

Евро-2020 – мощный вред для климата. Из-за перелетов игроки сгенерировали больше 400 тонн выбросов

Футбол сам по себе не вредит экологии, но движуха вокруг него не очень полезна. Прежде всего проблема в постоянных авиаперелетах, которые очень вредны для природы – они генерируют выбросы углеродного следа. Подробно об этом явлении Sports.ru рассказал руководитель направления «Климат и энергетика» российского отделения Гринпис Василий Яблоков: 

«Углеродный след – это совокупность парниковых газов, которые поступают в атмосферу в результате человеческой деятельности. В случае с авиаперелетами выбросы связаны со сжиганием топлива и примерно соответствуют 100 граммам СО2 на километр для одного пассажира. Выбросы от авиаперелетов составляют порядка 2,8% глобальных выбросов и с каждым годом только увеличиваются (за исключением 2020-го, когда из-за закрытия границ перелеты сильно сократились). 

Парниковые газы, составляющие углеродный след, являются главной причиной быстрого изменения климата, по сути речь идет о климатическом кризисе. Избыточное количество парниковых газов приводит к увеличению количества и интенсивности опасных природных явлений (наводнений и засух). Эти явления уже наносят колоссальный ущерб экономике, уносят жизни людей и с каждым годом таких явлений будет все больше». 

Окей, но какие претензии к футболу? Летают все, а не только спортивные команды. «Аэрофлот» даже придумал калькулятор, который позволяет подсчитать, сколько выбросов CO2 произведет ваш полет.

Все так, и обычно к футболу нет вопросов, но за последний год УЕФА несколько раз был пойман на демонстративном вреде окружающей среде.

Сначала вопросы к джентльменам в пиджаках появились в мае. В финал ЛЧ пробились «Ман Сити» и «Челси» – логично было бы сыграть его в Англии. УЕФА перенесла матч из Стамбула, но не в Лондон, а в Лиссабон (мотивировали коронавирусной безопасностью). Экологи моментально назвали это убийством климата. Во время необязательного полета из Англии в Лиссабон английские фанаты сгенерировали выбросы около 7 тысяч тонн углекислого газа (по подсчетам BBC) – это равносильно сжиганию 84 цистерн бензина.

BBC подсчитала, что за последние девять финалов ЛЧ фанаты во время авиаперелетов выбросили в атмосферу примерно 133 миллиона кубометров углекислого газа. Представим, что когда в финал проходят команды одной страны (такое было пять раз), матч играется внутри этой страны. Выбросы в таком случае сократились бы до 27,7 миллионов кг (равно годовому энергопотреблению 12 600 домов). 

Проблема обострилась во время Евро-2020: 11 городов и очень-очень много перелетов. За месяц 24 команды налетали (по подсчетам The Athletic) 118 156 километров. Больше всех пролетела Швейцария – 13 396 километров: они играли в Баку (дважды), Риме, Бухаресте и Санкт-Петербурге. Венгрия преодолела меньше всего – 561 километр. Первые два матча венгры провели на «Пушкаш Арене», а против Германии сыграли в Мюнхене. 

Реклама 18+

BBC Sport выкатила аналогичное исследование, и там примерно такие же цифры. По подсчетам УЕФА, команды сгенерировали больше 420 тонн выбросов углекислого газа. И это только футболисты – полеты болельщиков просчитать сложнее. 

«Выбросы парниковых газов влияют в долгосрочной перспективе, – резюмирует Василий Яблоков. – Сильных изменений от этих 420 тонн прямо сейчас мы не увидим (за исключением шумового загрязнения, которое негативно влияет на жителей вблизи аэропортов). Тем не менее этих выбросов можно было бы избежать или выбрать стратегию, ведущую к их минимизации, так как с каждым годом декарбониация (отказ от вредного потребления – Sports.ru) будет обходиться все дороже». 

Экологов беспокоит маниакальное желание УЕФА расширять турниры. Евро увеличили с 16 команд до 24, чемпионат мира – с 32 до 48 (и еще хотят его проводить каждые два года), женский ЧМ – с 24 до 32, Кубок африканских наций с 12 до 16, Кубок Азии с 16 до 24 и даже короткий клубный ЧМ с 7 до 24. Плюс изобретение Лиги конференций – самого длинного еврокубка, который растянется на 286 матчей. Все это дополнительные чартеры для команд и перелеты болельщиков, а значит еще больше вреда для природы (только не показывайте экологам совместную заявку на ЧМ Саудовской Аравии и Италии). 

В УЕФА и сами понимали двоякость ситуации и старались сгладить негативный эффект. В день матчей болельщикам организовывали бесплатный общественный транспорт (возможно, такое случалось и на прошлых турнирах, но теперь стимулировали отказаться от личного транспорта из-за экологии).

О самой главной акции УЕФА объявил еще в 2019-м – Чеферин пообещал посадить по 50 тысяч деревьев в каждом городе-хозяйне Евро. Скорее всего, УЕФА подсмотрела идею у больших углеродных компаний – они часто сажают деревья, чтобы компенсировать эффект от парниковых газов (и повысить рейтинг ESG). Sports.ru сделал запрос в пресс-службу УЕФА, чтобы узнать, когда и где в России посадят деревья, но УЕФА сослался на конфиденциальность (зато рассказал, что деревья уже посадили в Амстердаме и Баку).  

Реклама 18+

Кажется, пиар-решение провалилось: о проблеме перелетов писали The Athletic, The Guardian и BBC, а о посаженных деревьях – только пресс-служба УЕФА и садовый вестник. К тому же есть вопросы и к эффективности такого способа борьбы с выбросами.

«Посадки не приживаются, деревьям требуется время, чтобы вырасти, – объясняет Яблоков. – И за это время они могут сгореть, в том числе из-за пожаров, которые развиваются на фоне климатического кризиса. Лесоразведение очень важно для стабилизации климата, но оно не должно компенсировать технологическую трансформацию и переход на безуглеродные технологии». 

Претензии есть и к спонсорам УЕФА (особенно к «Газпрому»)

Вторая проблема: выступающий за экологию УЕФА связался с не самыми экологичными спонсорами. 

«Газпром» с 2015-го титульный спонсор Лиги чемпионов, а с 2021-го – чемпионатов Европы. Не будем поднимать тему политического влияния и мягкой силы, но сделка УЕФА с российском гигантском сомнительна с точки зрения экологии. Объясняет Ангелина Давыдова:

«Как правило, газ – это метан плюс примеси. Поэтому деятельность по добыче и транспортировке газа приводит к выбросам и утечкам метана (сильнодействующего парникового газа) и углекислого газа. Кроме того, последующее сжигание метана для производства электроэнергии и тепла также вносит вклад в глобальное изменение климата. «Газпром» как крупная энергетическая компания часто называется в числе тех, кто вносит существенный вклад в глобальное изменение климата. Есть отчет, в котором говорится, что всего 100 компаний ответственны за 70% глобальных эмиссий».

Формально «Газпром» заботится об окружающей среде, на официальном сайте есть раздел, где компания рассказывает об успехах: от установок систем обезвреживания вредных веществ до безопасного перехода оленей через Бованенковское водохранилище. Но добыча газа в любом случае не экологичный процесс, так что «Газпром» прочно ассоциируется с загрязнением окружающей среды. Ощущение дополняют яркие акции Greenpeace на футбольных матчах и косяки самого «Газпрома»: во время Евро-2020 Bloomberg обнаружил крупную утечку метана на трубопроводе в Татарстане. Утекло 2,7 млн кубических метров метана – это как эксплуатация 40 тыс. автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в США в течение года. 

Реклама 18+

И если изначально контракт с «Газпромом» подписывал Мишель Платини (который больше думал о шейхах, чем об экологии), то два последних продления (в 2018-м и 2021-м) на совести Чеферина.  Когда УЕФА ловят на таких противоречиях, исходный посыл меркнет. «УЕФА напоминает человека, который сидит на диете и внимательно подсчитывает калории, но перед сном решает съесть ведерко крылышек из KFC», – язвит Blizzard. 

Но есть и другой ракурс.

УЕФА в вопросах экологии продвинулся дальше многих

Благодаря индексу ESG большие компании становятся экологичнее, но вот убедить обычных людей перейти на новый режим потребления (раздельный сбор мусора, отказ от личного транспорта) намного сложнее. Даже в иерархии ценностей ESG экология скорее аутсайдер. Здесь нет угнетенной группы, как в случае с гомофобией или расизмом, а фотографии тающих ледников не так виральны в соцсетях, как кадры убийства Джорджа Флойда. Поэтому любые инициативы УЕФА приобретают двойную ценность. 

Летом 2021-го в крупных медиа вышли сразу несколько текстов об УЕФА и экологии, и если журналисты высчитывали налетанные километры и углеродный след, то спикеры из «зеленых» организаций часто впрягались за УЕФА. 

«Мы критикуем УЕФА, но давайте признаем, что они первопроходцы, – рассказал The Athletic председатель Football for Future (организация, которая учит болельщиков и клубы экологичности) Дэвид Голдблатт. – Когда остальные догонят УЕФА, они продвинутся намного дальше. Сейчас они полностью переписывают свою политику в отношении выбросов углерода.  

Что касается Евро в нескольких городах, то это был романтический жест Платини. Он не думал о вреде для окружающей среды. Решение было принято в 2012 году, какое учреждение за последние 30 или 40 лет не принимало плохих решений по выбросам углерода?»

Реклама 18+

Похожее мнение у босса Pledgeball (тоже убеждают фанатов перейти на экологичную модель потребления) Кэти Кросс: 

«Если футболисты и УЕФА говорят: «Да, мы неидеальны, но мы вместе на этом пути», и постепенно вносят изменения, то люди начнут этому верить. Два или три года назад об этом вообще никто не говорил. Люди критиковали «Газпром», но не в связи с климатическим кризисом. За последний год ситуация изменилась, разговор начался. Нам нужно, чтобы люди делали такие заявления, иначе мы скатимся к катастрофе». 

Экология изменит будущее футбола

Мир меняется, и это неизбежно.

Личный автомобиль заменяют электрокары и общественный транспорт (а его – велосипеды и самокаты). Пластик утекает в прошлое, как и перелеты на короткие расстояния. 10 апреля 2021-го парламент Франции проголосовал за отмену некоторых внутренних рейсов между Парижем и Нантом, Лионом и Бордо, которые можно заменить поездкой на поезде продолжительностью не более 2,5 часа.

Футбол обязательно станет частью этих изменений. Уже сейчас можно пофантазировать, каким он будет через 20-30 лет. Крупные турниры все реже станут отдавать нефутбольным странам вроде Катара (строительство = масштабные выбросы вредных веществ), турниры станут короче, а финалы все реже будут отдавать местам вроде Баку или Киева – в них нет футбольной логики, зато фанатам придется совершать длинный перелет. Мощнее остальных новое будущее описал колумнист Blizzard Тим Уолтерс:

«Мы приближаемся к пределу, и последствия будут жесткими. К 2026 году миллионы фанатов потеряют возможность летать в Северную Америку, они не смогут пролететь несколько тысяч километров между городами-хозяйками ЧМ – такие полеты будут нарушать коэффициент углеродного следа. Никто не хочет, чтобы потребительский праздник подошел к концу, но мы также не хотим видеть кровь планеты на наших руках. Никто не хочет стать поколением, которое навсегда разрушило нашу планету, а мы испугались решительных шагов, потому что они сделают наши жизни немного скучнее или труднее».

Разумеется, нельзя отказаться сразу от всего, это постепенный процесс который растянется на десятилетия. Кое-что уже происходит: дерби «Челси» и «Тоттенхэма» с нулевым углеродным следом – один из первых примеров. 

Реклама 18+

Так что готовьтесь – и начинайте выбрасывать мусор в урны.

Фото: globallookpress.com/Domenic Aquilina via imago-images.de; East News/AFP PHOTO / ARIS MESSINIS; РИА Новости/Александр Вильф; Gettyimages.ru/Laurence Griffiths, Catherine Ivill, Harold Cunningham, Claudio Villa, Dan Kitwood, Yawar Nazir