8 мин.

Раздражение это тщетная эмоция

Пятая игра серии против Оттавы стала разочарованием и для игроков, и для болельщиков. Если поражение в четвертом матче было ожидаемым, то в пятом Хабс должны были побеждать, но не смогли. Даже обычно спокойный Кэри Прайс дал волю эмоциям, сподобившись на целый “фак” после общения с медиа (можно было бы отметить, что он не называл журналистов болельщиками ЦСКА, но не буду пинать мертвого пони). Недовольство Кэри можно понять - пропустить пять шайб в матче плей-офф всегда досадно, особенно когда на кону стоит победа в серии.

Перед пятым матчем я предположил, что победитель этой игры выиграет всю серию, но я недооценил Прайса. Там, где любой другой человек сломался бы от стресса (что случилось, например, с Эндрю Хэммондом), Кэри выпустил пар и переключился на следующую игру. В шестой игре Канадиенс не стали играть лучше. В шестой игре Кэри включил Олимпийский уровень, и Сенаторз просто не могли что-либо этому противопоставить.

Весь сезон Хабс играли по принципу “дайте Кэри один гол”, и в чем-то иронично, что последняя игра серии прошла под тем же лозунгом. То, что этот гол ему дал Брендан Галлагер является форменным кармическим воздаянием. И, естественно, Брендан забил очередной “самый галлагерный гол”, что я когда-либо видел.

После этого произошло невероятное, но привычное - Канадиенс стали играть на удержание счета. Сенаторз постепенно брали инициативу в свои руки, пока не стали безраздельно хозяйничать на льду где-то с середины второго периода. Монреаль периодически огрызался контратаками, часть из которых могла закончиться голом, но удача в этот вечер была изменчивой и подыгрывала обеим командам. Сначала Томаш Плеканец не смог реализовать пас Макса Пачиоретти:

 

А затем произошел “не гол”, который наверняка будут вспоминать не меньше, чем незасчитанный гол Торресена в серии СКА-Динамо. До этого вечера я был уверен, что Крис Ли ненавидит Канадиенс. Да, в лиге хватает сомнительных судей (Тим Пил), но иногда судьи бывают просто-напросто предвзяты. Уверен, в любой команде есть свой нелюбимый судья и игроки, к которым проявляется незаслуженное внимание (или невнимание). У Монреаля это Крис Ли и Галлагер, Суббан, а также Плеканец, из-за которого лига ввела правило против симуляций. Из 12 игр, которые Крис Ли судил до этого вечера Канадиенс выиграли четыре, включая первую игру в серии против Тампы годом ранее. Представить себе, что эта судейская бригада ошибется в пользу Хабс, было просто невозможно, но именно это и произошло.

В начале второго периода Оттава атаковала ворота, Прайс зафиксировал шайбу после броска - по крайней мере, он думал, что зафиксировал, тогда как на самом деле шайба упала на лед рядом с его щитком, и Габриэль Пажо отправил ее в ворота. Трибуны взревели сначала от радости, а затем от разочарования, так как судья показал, что гола нет - Пажо забросил шайбу через секунду после свистка, остановившего игру.

Как это произошло? Во время атаки на ворота судья смещается на линию пятачка, чтобы лучше видеть момент, когда/если шайба попадет в сетку. Чтобы не мешать игре, судья смещается в сторону, ближе к борту - таким образом, он не рискует получить шайбой в лоб или помешать борьбе. Согласно этим инструкциям, Крис Ли занял единственно верную позицию - ближе к борту, под небольшим углом к воротам. К сожалению для него, атака шла с противоположной стороны и после броска судья потерял шайбу из виду. Как и Прайс, он не видел, что шайба свободна. Он видел, что, пардон, больше не видит шайбы, и что вратарь сместился так, будто принял бросок. В этот момент согласно правилам лиги Крис Ли дал свисток. Мог он помедлить пару секунд? Безусловно, мог. Но в этой и прошлой играх полевые игроки стало часто атаковать вратарей команд, в том числе бить их клюшками после бросков, и судьи получили инструкцию прекращать подобное непотребство. Вряд ли кто-то из судей хотел, чтобы будущего обладателя Харт трофи травмировали из-за потасовки в воротах после вовремя не остановленной игры.

Получилось, что судьи поступили совершенно правильно, совершив ошибку. То, что это была именно ошибка, они поняли мгновенно, выражение лиц арбитров говорит само за себя:

Один из лайнсменов находился у синей линии и видел бросок, но никак не мог передать это знание Крису Ли, а по правилам, опять же, такой эпизод не подлежит пересмотру. Возможно, этот инцидент станет дополнительным поводом экипировать арбитров переговорными устройствами, чтобы они могли обменивать информацией во время матча, как уже сделано в некоторых других лигах.

К чести Оттавы в целом и Дейва Кемерона в частности, они не стали зацикливаться на этом эпизоде и клеймить судей, а отнеслись к эпизоду философски - не повезло. Также, как не повезло игрокам, которые несколько раз на протяжении вечера попадали в штанги.

Тем более, что шансов забить у Сенаторз было предостаточно. За весь вечер они нанесли по воротам Монреаля 43 броска, включая эту атаку Кайла Турриса:

На последних секундах мачта хозяева устроили форменный приступ ворот Прайса и могли забить минимум трижды, но всякий раз Кэри оказывался быстрее соперников.

Наконец, после очередного вбрасывания, Пачиоретти попытался выбросить шайбу из зоны и она, отскочив от борта, залетела прямо в пустые ворота Оттавы, поставив точку в этой серии - хотя к этому моменту на табло еще оставалось три десятых секунды, судьи не стали проводить вбрасывание, позволив таймеру обнулиться, ознаменовав выход Монреаля во второй раунд.

Во время интервью в первом перерыве у Галлагера спросили, почему он никогда не унывает и всегда готов лезть вперед, несмотря ни на что. Брендан ответил словами, которые стали заголовком этой статьи и, во многом, девизом этого матча и серии. После пятого матча мне было сложно справиться с фрустрацией, и я не могу представить, каково было игрокам. Каково самому Галлагеру каждый матч бороться с этими чувствами, когда ему приходится выгрызать себе каждый сантиметр льда. Но он делает это и продолжает улыбаться. Он лезет вперед, не обращая внимания на зацепы, удары и безразличие судей. Девять раз из десяти его бросают на лед, но на десятый раз он забивает победный гол в серии. Смог бы он сделать это, если бы циклился на раздражении и разочаровании? Смог бы Прайс провести такой матч после пяти пропущенных шайб, если бы циклился на них? Смогла бы команда собраться, найти силы и закончить эту серию, если позволила бы себе зациклиться на двух поражениях, на непробиваемом Андерссоне и призрака серии 2013 года? Ответ на все эти вопросы очевиден. Раздражение - тщетная эмоция. К этому можно добавить только то, что Галлагеру всего 22 года. Если бы я в его возрасте понимал это и мог бы выразить это словами, то много бы у меня в жизни сложилось иначе, но мудрость приходит только с ошибками.

Финальная игра серии была первой единоличной игрой Прайса, но он был не единственным героем первого раунда. Если награждать самого ценного игрока серии, то им должен стать Ларс Эллер. С началом плей-офф Ларс окончательно стал первым защитным центром команды, за все шесть игр он получил только 20% стартов зоне противника, все остальное время начиная игру в обороне. При этом он второй в команде по проценту владения шайбой (лучше показатель только у Брендана Праста, который играл то в звене Эллера, то в четвертом звене). Говоря другими словами, игра в обороне против самых сильных соперников (Ларс выходил на лед против первого и второго звена Оттавы), звено Эллера не только защищало ворота Прайса от главных форвардов Сенаторз, но и само создавало моменты, а также давало возможность атакующим звеньям чаще начинать игру в зоне соперника. Да, Эллер набрал всего два очка в шести играх, но благодаря ему у Пачиоретти, Плеканеца и Алекса Гальченюка были все шансы забить, какие только возможны.

Удивительно, но роль Эллера в команде наконеч признал и Мишель Террьен, который, прямо скажем, недолюбливает Ларса. На протяжении всей серии датчанин получал все больше игрового времени, пока в шестой игре не обогнал по этому показателю Давида Деарнэ, что уже давно должно было произойти. Теперь Террьену остается только начать выпускать Эллера в большинстве, и можно будет сказать, что использование Ларса идеально.

Конечно, это не единственное слабое место в команде. Хабс нужно работать над многими аспектами игры, но говорить об этом я буду не сегодня. Сегодня Канадиенс празднуют победу над Оттавой и выход во второй раунд. Сегодня все они заслужили минуту радости и хвалу от болельщиков. Даже Террьен.