35 мин.

Что в имени тебе моем. Откуда пошли названия клубов НБА, часть вторая

alt

Первая часть материала располагается по ссылке.

alt

Майами Хит

Лого:

alt

Флорида долгое время оставалась одним из немногих густонаселенных и перспективных (с финансовой точки зрения) штатов, которые НБА старательно обходила стороной. Причина столь осторожного отношения крылась в неоднозначной репутации штата: песчаная позолота местных пляжей являлась неважной ширмой настоящей Флориды, негласной мировой столицы наркотрафика. В 1987 г. Дэвид Стерн, убедившись, что у руля потенциальных команд Апельсинового Штата не станет очередной Тони Монтана, одобрил создание сразу двух клубов НБА – в Майами и Орландо.

alt

По доброй традиции в Майами уже некогда базировался профессиональный баскетбольный клуб: в 1968 г. сюда перебрались «Миннесота Маскис», которые вскоре были переименованы в «Майами Флоридианс». В 1970 г., в надежде придать команде масштабы штата, новые владельцы команды избавились от географического префикса, сократив наименование до «Флоридианс». Команда вышла в плей-офф АБА в 1972 г., где потерпела поражение в четырех встречах и приказала долго жить.

Неудивительно, что «Флоридианс» стали одним из вариантов, определенных по итогам голосования среди болельщиков будущего клуба НБА. Помимо отсылок к прошлому, среди названий фигурировали все более-менее значимые символы Флориды: солнце, пальмы, торнадо и «бичез» (вероятно, имелись в виду пляжи). В качестве финалистов была определена психоделическая тройка: «Сантэн» («Загар Майами»), «Вайс» («Порок Майами» – отсылка к культовому сериалу 80-х) и «Хит» («Жара Майами»); победа осталась за последним вариантом.

Остается только гадать, как выглядел бы маскот команды, согласуй владельцы наименование «Майами Сантэн» (вероятно, как-то так).

alt

Милуоки Бакс

Лого:

alt

Современное человечество, хотя и значительно превзошло пращуров в научно-техническом плане, в ряде бытовых вопросов сохраняет привычки и традиции далекого прошлого. Неудивительно, что в девяти случаях из десяти процесс подбора названия спортивного коллектива являет собой проявление банального тотемизма оджибве: в стремлении наделить будущих атлетов небывалыми ментальными и физическими качествами последних старательно ассоциируют с животными или природными явлениями.

Ярким примером является процесс имянаречения команд в НБА: в 1968 г. было получено одобрение НБА на создание профессиональной баскетбольной команды в штате Висконсин. Обрадованные знаменательным событием респонденты принялись наперебой предлагать названия будущего коллектива, львиную долю которых составляли всякие диковинные звери – бобры, пони, шершни и даже скунсы. В результате выбор решено было остановить на животных представителях высшего порядка, и вскоре команда была официально наречена «Милуоки Бакс». Ар ди Требликокс, житель Висконсина, первым предложивший подобное наименование, не только навеки вписал свое имя в историю франчайза, но и стал обладателем нового автомобиля.

alt

Стоит отметить, что белохвостый олень, в изобилии представленный в Северной Америке, является одним из официальных символов штата Висконсин. Довольно противоречивый символ будущих победителей: с одной стороны, каждый болельщик хотел бы наблюдать в игроках своей команды проявления хрестоматийного оленьего благородства и их же природного атлетизма; с другой – эти рогатые создания абсолютно безобидны, даже трусливы, проживают в одиночестве, а потому напрочь лишены командного духа.

alt

Американский сленг предлагает куда более подходящую трактовку термина buck – молодой, уверенный в собственных силах индивид мужского пола (на фото выше).

alt

Миннесота Тимбервулвс

Лого:

alt

Вопреки предрассудкам относительно сложности быта в условиях северных земель, Миннесота является одним из самых развитых и благоприятных для проживания штатов страны. Машиностроение и добыча полезных ископаемых здесь соседствует с продуктивным сельским хозяйством. Не самый подходящий для игр на воздухе климат не помешал плодовитости штата и в чуждом ему баскетболе: именно Миннесота стала колыбелью легендарных «Лейкерс» Майкана и двух менее успешных побратимов из АБА – «Маскис» и «Пайперс» (последние были созданы в Питтсбурге, однако некоторое время квартировали в Северном Штате).

Спустя почти 30 лет после переезда «Лейкерс» было анонсировано официальное возвращение НБА на просторы Миннесоты. Энтузиазм изголодавшихся болельщиков вылился аж в 1284 предложения имени будущей команды, среди которых фигурировали «Тимбервулвс», «Полар», «Ган Флинтс» и наиболее популярный вариант – «Миннесота Близзард». Несмотря на поддержку со стороны населения, от последнего названия было решено отказаться, т.к., по мнению руководства, снежная буря в должной мере не отражала индивидуальность родного штата.

alt

По итогам голосования 842 муниципалитетов штата новорожденный клуб был назван в честь владельца команды Марва Вульфенсона главного представителя местной фауны – крупной разновидности волков, именуемых timberwolves. В Миннесоте водится более 1200 особей этих удивительных хищников, которые занесены в локальную Красную книгу и находятся под особой охраной со стороны региональных властей. С 1974 г. по законам штата за убийство волка полагается наказание в виде штрафа в $ 20 тыс. или до года лишения свободы. В Миннесоте также располагается уникальный Международный центр волка.

Нельзя не отметить поразительное внешнее и внутреннее сходство северного хищника с лучшим игроком в истории «Тимубервулвс».

alt

Нью-Орлинс Пеликанс

Лого:

alt

Как было сказано в первой части материала, ряд причин финансового и личного характера обусловил переезд «Хорнетс» из Северной Каролины. Новым пристанищем коллектива стал – ни много, ни мало – Рай для спортсменов (одно из прозвищ штата Луизиана). Репутация негласной столицы сторонников расового неравноправия не помешала Луизиане стать одним из главных баскетбольных регионов США: именно здесь располагается альма-матер Маравича, Шака (а теперь и Бена Симмонса); позже Пистол Пит провел здесь и пик своей карьеры.

После релокации в 2002 г. команда на протяжении 11 сезонов выступала под слегка подретушированным именем «Нью-Орлеанс Хорнетс». В 2012 г. франчайз был приобретен Томом Бенсоном, крупным локальным инвестором, на тот момент владевшим местным футбольным клубом New Orleans Saints. Новый рулевой был убежден в необходимости переименования.

alt

Первой опцией стала попытка возвращения к корням: Бенсон обратился к руководству «Юты Джаз» с просьбой вернуть прежнее название команде их Нового Орлеана. «Джаз» базировались в Юте уже более 30 лет, потому на предложение о передаче имени, за три десятилетия успевшего обрасти собственным историческим бэкграундом, ответили отказом. Бенсон был тверд в своем намерении и начал предлагать собственные варианты названий: достоверно известно о «Брасс» (в честь ныне почившей хоккейной команды) и «Крю» (krewe – так в Луизиане называют семьи, чьи члены поколениями принимают участие в костюмированных шествиях – в том числе, Марди Гра).

alt

Окончательное название – «Нью-Орлинс Пеликанс» – было навеяно прозвищем самого штата, что неудивительно: в Луизиане действительно проживает колоссальная популяция бурых пеликанов. Более того: на протяжении века в штате то исчезала, то возрождалась одноименная бейсбольная команда. Однако у этого наименования есть и определенный сакральный смысл: пеликаны считаются мировым символом мудрого самопожертвования – одного из основополагающих элементов эффективной командной химии.

alt

Нью-Йорк Никс

Лого:

alt

Законы времени таковы, что любые вещи или события, на момент создания казавшиеся в лучшем случае непримечательными, а в худшем – глупыми, с течением веков приобретают колоссальное значение. Причем зависимость одного фактора от другого самая что ни на есть прямая: чем древнее оная вещь или событие, тем выше его историческая значимость.

Ярким примером тому служит наименование легендарного баскетбольного франчайза – «Нью-Йорк Никс». Шутка ли – название команды пошло не от имени героев прошлого, не от названия области, а от… мужских брюк. Хотя, если копнуть поглубже, найдутся и герои, и места, и даже целая эпоха.

alt

Изначально термин knickerbockers обозначал панталоны, первоначально просторные, а после более облегающие, но неизменно собранные в районе колен. Данный предмет гардероба был достаточно распространен среди европейских держав, однако в контексте истории США ассоциируется прежде всего с колонизаторами из Голландии.

В 17 веке на территории нынешнего штата Нью-Йорк хозяйничали переселенцы именно этой европейской державы, которые основали несколько крупных фортов, головным из которых являлся Новый Амстердам. Население фортов, верное трендам своего времени, активно щеголяло в упомянутых «никербокерах», и вскоре так стали назвать уже самих поселенцев. Вскоре эти территории были заняты англичанами и переименованы в Провинцию Новый Йорк. Однако название «никербокер» плотно прижилось и поныне обозначает всех местных жителей, вне зависимости от фасона их брюк. Особую популярность термин приобрел после выхода в свет романа «История Нью-Йорка от сотворения мира до конца голландской династии» – сборник сатирических рассказов о голландском периоде в истории города, написанный вымышленным историком Дидрихом Никербокером (псевдоним Вашингтона Ирвинга).

Вскоре «никербокерами» стали именоваться все без исключения жители Большого Яблока: те, кто вели свою родословную от первых голландских переселенцев, и те, кто приплыл в Нью-Йорк пару недель назад из родной Ирландии. Популярность термина обусловила появление одноименного журнала, отеля, пива и спортивной команды.

alt

В 1845 г. в Нью-Йорке был создан один из первых спортивных клубов – New York Knickerbockers, игравшие в так называемый town ball, прототип современного бейсбола. В 1857 г. правила, придуманные основателем клуба Джоем Картрайтом, легли в основу свода правил Национальной Ассоциации Бейсболистов США.

Почти век спустя, в 1946 г. в Нью-Йорке была основана Баскетбольная Ассоциация Америки (БАА). Владельцем местной команды стал президент Madison Square Garden Нэд Айриш. Название клубу из Большого Яблока подбирали дедовским методом: сотрудники клуба, включая самого Айриша, бросили в кепку бумажки с предложениями. Победителем экспресс-плебисцита стали те самые «Никербокерс», со временем сокращенные до «Никс».

alt

Оклахома-Сити Тандер

Лого:

alt

Согласно закону сохранения энергии, ничто не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда. Иные люди, вещи или явления – сродни Лиле Брик или курсам личностного роста – хотя и не имеют определенного практического назначения, служат одной неизменной цели: вдохновлять.

Ярким подтверждением сему стал один из проектов авиастроительного гиганта Boeing: в 1963 г. покойный президент Кеннеди объявил о начале разработки первого американского сверхзвукового пассажирского самолета (supersonic). В качестве первопроходца была выбрана компания «Боинг», которая вскоре анонсировала модель Boeing 2707-300. Разработка будущего чуда человеческой мысли велась преимущественно на производстве, расположенном в Сиэтле.

alt

Вскоре проект натолкнулся на ожесточенное сопротивление со стороны экологов: по мнению радетелей природы, сверхзвуковые самолеты становились причиной разрушения озонового слоя, а мощные звуковые волны, возникающие после их пролетов, наносят значительный вред здоровью и имуществу населения. Упомянутое противостояние, вкупе со сложной экономической ситуацией в стране и конкуренцией со стороны европейских и советских самолетов, привело к сворачиванию государственного финансирования в 1971 г. Закрытие проекта привело к сокращению 60 000 сотрудников в Сиэттле, где модель 2707 вскоре получила собственное народное наименование – «Самолет, который почти съел Сиэтл».

alt

Тем не менее, истерия вокруг проекта обусловила название местного клуба НБА, и в 1966 г. владельцы Сэм Шульман и Юджин Кляйн явили миру «Сиэтл Суперсоникс». За 40 лет пребывания команды в штате Вашингтон команда больше 20 раз выходила в плей-офф и даже успела завоевать чемпионство в 1979 г.

Однако из-за малой вместимости домашней Key Arena (чуть более 17 000 человек – в 2000 г. наименьшая из всех арен НБА) клуб терпел внушительные убытки. В 2006 г. клуб был продан группе инвесторов из Оклахома-Сити, во главе которой стоял Клэйтон Беннетт. Новый владелец предпринимал неоднократные попытки сохранить франчайз в Сиэтле. После многочисленных, но безуспешных разбирательств с функционерами разных уровней – от округа до штата – было принято решение о релокации «Суперсоникс» в Оклахому.

alt

Несмотря на массовые протесты баскетбольной общественности, команда-таки перебралась в самый трудолюбивый штат США. Происхождение нового названия – «Тандер» – настолько же незамысловато, как и быт самого штата: Оклахома входит в так называемую Аллею торнадо (территории, наиболее подверженные торнадо – порядка 54 в год). Также на территории штата располагалась 45-ая пехотная дивизия Thunderbird (Громовые птицы), принимавшая активное участие в операциях в ходе Второй Мировой Войны, а позднее – и на Корейском полуострове.

К слову, намедни городской совет Сиэтла проголосовал против строительства новой арены, вопреки продолжающимся акциям со стороны баскетбольных болельщиков города. Наиболее инициативные из них выложили перечень чиновников, проголосовавших «против», призывая истинных «суперсоников» черкнуть народным избранникам пару ласковых посредством соцсетей.

alt

Орландо Мэджик

Лого:

alt

В 1985 г. болельщики Флориды лишь грезили о собственной команде НБА. Год спустя НБА одобрило создание сразу двух локальных клубов, что ознаменовало начало принципиального, хотя и не самого примечательного противостояния.

И в Майами, и в Орландо названия будущим клубам было предложено выбирать болельщикам. Неудивительно, что в обоих случаях фигурировали абсолютно идентичные наименования вроде «Хит», «Флоридианс». Отличительной чертой голосования в Орландо, организованного местной газетой Sentinel, стало разнообразие названий, связанных с космической тематикой. Причиной тому стала намедни произошедшая трагедия национального масштаба: легендарный шаттл Challenger в ходе своего юбилейного запуска потерпел крушение близ Флориды в январе 1986 г. Катастрофа унесла жизни всех семи астронавтов и серьезно ударила по всей космической программе США в целом.

alt

Лучшим средством от скорби является память, посему очень скоро фаворитом в гонке имен будущего клуба НБА стали «Орландо Челленджерс»; среди менее предпочтительных вариантов, связанных с космосом, замечены «Астроноутс» и «Орбитс». Наиболее популярными названиями вне звездной тематики стали «Джус», Тропикс», «Сентинелс», почему-то «Аквамен» и «Мэджик».

Как и в истории с «Чикаго Буллс», окончательный вариант названия был подсказан малолетним чадом генерального менеджера клуба. Семилетняя дочь Пэта Уильямса, находящая под впечатлением от местных парков развлечений, окрестила город «магическим», чем побудила своего отца транслировать эпитет на подведомственную ему команду.

alt

Стоит отметить, что парки развлечений Орландо действительно способны вызвать восторг и у людей более солидного возраста: местный «Диснейленд» является основным тематическим парком компании Disney, однако, по мнению очевидцев, значительно уступает конкурентам из местного же Universal Studios в зрелищности и детальности проработки.

alt

Филадельфия СевентиСиксерс

Лого:

alt

Несмотря на сомнительную репутацию нынешней версии «Сиксерс», франчайз имеет за плечами богатую и продолжительную историю, берущую начало в 1946 г. Первоначально команда именовалась «Нэйшеналс» и базировалась на территории богатого на баскетбольные коллективы штата Нью-Йорк, в городке Сиракьюз, где выступала в составе НБЛ вплоть до образования единой Национальной Баскетбольной Ассоциации в 1949 г.

alt

Дебютный сезон в НБА получился знаковым: по результатам регулярного сезона показатели команды 51-13 лишь немного уступали «Лейкерс». По ходу плей-офф «Сиракьюз Нэйшеналс» катком прошлись по принципиальным соперникам из Филадельфии и Нью-Йорка (да, было время, когда предки «Сиксерс» доминировали над пращурами «Уорриорз»), однако в Финале уступили Майкану и его дружине.

После переезда «Уорриорз» в 1962 г. Филадельфия на протяжении года – непостижимого для местных болельщиков срока – оставалась без профессионального баскетбола. В 1963 г. владелец «Нэйшеналс» согласился продать клуб группе инвесторов во главе с Ирвом Кослофф, ярым сторонникам возвращения лучшей игры с мячом в первую столицу США.

alt

После релокации дело стало за названием коллектива: по результатам недолгих обсуждений прежнее наименование было упразднено в пользу «Филадельфия СевентиСиксерс». Название клуба и поныне считается одним из лучших в НБА по нескольким причинам:

– во-первых, имя команды очевидно перекликается с самой значимой датой в истории Соединенных Штатов – 1776 г., годом подписания Декларации независимости североамериканских колоний от Великобритании. С историческим масштабом обозначения не способны тягаться даже именитые визави из Большого Яблока. Стартовая пятерка «Филадельфии», состоящая из игроков с фамилиями Джефферсон – Адамс – Ливингстон – Франклин – Шерман, стала бы апофеозом символизма. К слову, название команды вскоре стали проецировать на жителей города: сродни Нью-Йорку, граждане, проживающие в Филадельфии, именуют друг друга не иначе как «сиксерс»;

– во-вторых, название было крайне привлекательным с маркетинговой точки зрения (куда уж без нее): емкое и звучное сокращение «Сиксерс» стало идеальным для рекламных компаний и газетных заголовков.

alt

Финикс Санс

Лого:

alt

1968 г. навсегда останется самой знаковой датой для всех аризонских любителей спорта. Именно тогда группа местных бизнесменов под предводительством Карла Эллера достигла соглашения с НБА о создании нового баскетбольного франчайза. Для городов вроде Нью-Йорка или Филадельфии, избалованных разнообразием доступных зрелищ, подобное событие едва ли получило бы тот эмоциональный отклик, который явил Штат Каньонов.

Шутка ли: несмотря на высочайшие темпы экономического развития и демографического роста, Аризона доселе не имела собственной профессиональной спортивной команды. Стоит ли удивляться, что голосование, запущенное локальным изданием Arizona Republic, стало объектом максимального интереса со стороны неравнодушной общественности, на зависть пухнущим от изобилия мегаполисам.

alt
alt

По факту завершения процедуры подсчета голосов выяснилось, что в адрес газеты поступило 28 000 (!) заявок. Масштаб волеизъявления обусловил разнообразие предлагаемых вариантов: от стандартных проявлений анимализма (скорпионы, пумы, гремучие змеи) до привычных для Запада ковбойских наименований («Маверикс», «Ранглерс»). Степень символизма наименований варьировалась колоссально: команду предлагали назвать в честь гигантских кактусов, перекати-поле, вихрей и даже прыгающих бобов (!!). Местные хиппи наперебой предлагали, на их взгляд, наиболее органичные имена для будущего коллектива: «Чуваки», «Голуби мира», «Дети солнца», «Важные персоны».

alt

До последнего момента фаворитом считались «Финикс Файябердс», т.е. огненные птицы, однако Джерри Коланжело, генеральный менеджер образованного клуба, сделал выбор в пользу сугубо одноклеточного, хотя и символичного наименования – «Санс».

alt

Портленд Трэйл Блэйзерс

Лого:

alt

Долгое время основными способами времяпрепровождения жителей штата Орегон оставались труд и любование пейзажами родного края (пейзажи здесь, надо отметить, действительно завораживают).

Дабы как-то разнообразить досуг местного населения и сорвать куш, пользуясь отсутствием конкуренции как таковой, местный спортивный промоутер Гэрри Гликман в 1955 г. обратился в НБА с предложением о создании местного клуба. Спустя 5 лет в Портленде была открыта арена Memorial Coliseum, а еще спустя 10 лет – в 1970 г. – Гликман вместе с группой единомышленников получил одобрение НБА на старт первого и по сей день единственного в штате баскетбольного клуба. Воодушевлению жителей не было границ, хотя оно и не приняло масштабов аналогичного события, произошедшего двумя годами ранее в далекой Аризоне. На призыв придумать имя будущему коллективу откликнулось более 10 000 орегонцев.

alt

Предложения местных энтузиастов в той или иной степени были связаны с историей штата, краеугольным камнем которой является Орегонский маршрут – дорога, связывавшая долину реки Миссури с долинами, располагающимися на нынешних территориях Орегона. Проложенная в середине XIX века дорога стала важной частью заселения Северо-Западных территорий и формирования страны как таковой. Наиболее активно освоением этих диких земель занимались торговцы пушниной; синопсис этого обширного процесса был воплощен в недавнем блокбастере «Выживший» (в киноленте действо разворачивается в Дакоте).

alt

Дань уважения первопроходцам вылилась в варианты имен будущего клуба, среди которых особую популярность снискали два наименования – «Пайонирс» (пионеры, первопроходцы) и «Трэйл Блэйзерс» (первооткрыватели). Первоначально Гликман склонялся к «пионерам», однако подобное название уже использовалось спортивными командами местного колледжа Lewis and Clark. По мнению владельца, итоговый вариант – «Трэйл Блэйзерс» – отлично характеризует историческую роль штата и высокую степень приспосабливаемости местного населения к климатическим и бытовым невзгодам.

alt

Сакраменто Кингз

Лого:

alt

Несмотря на географическую удаленность, «Кингз», базирующиеся в столице Калифорнии, берут свое начало в диаметрально противоположном конце страны. Не секрет, что наиболее богатым (в том числе, и на баскетбольные клубы) штатом Восточного побережья является Нью-Йорк, на территории которого и зародились нынешние «Кингз». Правда, называлась команда иначе, но не менее благородно – «Ройалс», базировалась в Рочестере и в течение трех первых сезонов выступала в составе НБЛ.

alt

В 1948 г. четыре команды НБЛ, в числе которых оказались и «Ройалс», присоединились к БАА. Год спустя свершилось знаменательное слияние баскетбольных лиг, и команда оказалась уже в НБА. К несчастью, соседями «Роайлс» по дивизиону оказались будущие многократные чемпионы из «Лейкерс», что ограничило наследие талантливого коллектива единственным чемпионским званием в 1951 г.

В 1955 г. состав команды претерпел значительные изменения: звездный разыгрывающий Боб Дэвис завершил карьеру; ветеранов чемпионского состава по большей части сменили безусые юнцы, а родная арена команды безнадежно устарела. Под давлением НБА владельцы «Ройалс», братья Харрисоны, инициируют переезд команды в Цинциннати. Выбор в пользу Огайо был вполне объясним: большие масштабы рынка, на порядок более современная и вместительная арена, богатые баскетбольные традиции и приемлемый уровень конкуренции (лишь со стороны бейсбола).

Стараниями американского поэта Генри Лонгфелло Цинциннати был прозван ни много, ни мало Queen City, посему команда с наименование «Роайлс» пришлась в городе ко двору. Вскоре клубу удалось заполучить в свои ряды легендарного защитника Оскара Робертсона, а чуть позднее – и Джерри Лукаса, которым довелось стать активными участниками наиболее яркого периода в истории коллектива.

alt

Несмотря на обилие индивидуальных наград и успешные показатели по итогам регулярных сезонов, «Роайлс» не удалось достичь желанного чемпионства. В период 1965 – 1970 гг. максимальным достижением коллектива стало попадание в плей-офф, однако первый же раунд игр на вылет становился для «Ройалс» последним. Снижение интереса к команде стало настолько очевидным, что 41-летнему Бобу Кузи пришлось сдуть пыль с кроссовок и вновь выйти на паркет, дабы хотя бы временно повысить привлекательность коллектива.

После громкого обмена Робертсона в 1970 г. «Ройалс» вновь сменили прописку: в течение трех лет клуб представлял одновременно два города – Канзас-Сити и Омаха. От «Ройалс» в наименовании пришлось отказаться, т.к. в Канзас Сити уже имелась одноименная бейсбольная команда. Впрочем, коллективу со столь богатой историей было негоже отказываться от благородного имени: по результатам зрительского голосования неопределенных «членов королевской семьи» сменили полноценные «короли». В 1975 г. «Кингз» окончательно перебрались в Миссури, где и провели последующие 10 лет.

Вскоре на команду в прямом смысле обрушилась череда неудач: в 1979 г. сильнейший ветер сорвал крышу домашней Kemper Arena, вынудив коллектив выступать в куда менее вместительном Municipal Auditorium; в 1981 г. в погоне за длинным рублем команду покинули ведущие исполнители в лице Бирдсонга и Уэдмана; был уличен в повторном использовании почтовых марок и со скандалом выдворен генеральный менеджер команды. Вскоре команда была продана в Сакраменто, куда и была перебазирована в 1985 г.

alt

В начале XXI века команда вновь оказалась в шаге от очередной релокации: на призыв владельцев «Книгз» откликнулось немало потенциальных покупателей. В числе потенциальных точек базирования назывались Вирджиния-Бич, Анахайм и Сиэтл. Последний вариант чуть было не воплотился в жизнь, однако усилиями функционеров города Сакраменто клуб удалось сохранить на его прежнем месте. Новым владельцем «Кингз» стал одиозный Вивек Ранадиве, который в кратчайшие сроки заставил болельщиков команды пожалеть о неудавшемся переезде в Сиэтл.

alt

Сан-Антонио Сперс

Лого:

alt

Животный мир символов НБА ярок и многолик, однако едва ли в нем найдется представитель более оригинальный, чем первый символ клуба «Даллас Шаппарэлс» – калифорнийская земляная кукушка, в народе более известная как roadrunner. Всемирную известность этому виду принес одноименный персонаж из вселенной не чуждых баскетболу Looney Tunes.

В 1967 г. владельцы далласского клуба АБА собрались для обсуждения организационных вопросов – в частности, названия будущего франчайза. Источником вдохновения послужил клуб Chaparral Club, в котором, собственно, и проходило собрание. Один из участников дискуссии обратил внимание на символ птицы, изображенный на салфетке, и предложил оную в качестве будущего маскота. Коллеги инициатора решили пойти дальше, и вскоре местным болельщикам были представлены «Даллас Шаппарэлс».

alt

Несмотря на нелепый внешний вид, калифорнийская земляная кукушка обладает качествами, ценными для любого баскетболиста: высокой скоростью (до 42 км/ч), способностью взлетать на короткий промежуток времени и беспощадностью к более мелким созданиям (от мышей до гадюк).

Впрочем, броское наименование не помогло команде привлечь внимания любителей баскетбола: редкий домашний матч коллектива собирал несколько сотен человек. В надежде привлечь болельщиков со всего штата команда была переименована в «Техас Шаппарэлс» и в течение сезона 1970-71 гг. выступала сразу на двух аренах – в Форт-Уорте и Лаббоке. Расширение географии не принесло ожидаемых результатов, и по истечении сезона «Шаппарэлс» вновь возвратились в родные пенаты Далласа.

Стоит ли удивляться тому, что после первого в истории франчайза непопадания в плей-офф в 1972 г. клуб был выставлен на продажу. Непопулярный, а теперь еще и терпящий поражения коллектив не вызывал активного спроса, и владельцам с огромным трудом удалось всучить коллектив группе из 36 (!) бизнесменов из Сан-Антонио.

alt

Новые владельцы, возглавляемые Рэдом МакКомбсом, немедленно перевезли новоприобретенный клуб в Сан-Антонио. Интуиция подсказала владельцам, что на стягах будущих чемпионов нет места угорелой кукушке. В качестве нового имени были приняты «Сан-Антонио Ганслингерс», то бишь стрелки. В условиях толерантной современности подобное наименование едва ли получило одобрение комиссионера; неоднозначно предложенное название было воспринято и в 1970-х в Техасе, самом реакционном и вооруженном штате США.

В конечном счете было принято решение о проведении конкурса среди болельщиков, по результатам которого команда получила вполне патриотичное название без признаков агрессивного настроя – «Сперс». По стечению обстоятельств сам Рэд МакКомбс происходил родом из небольшого техасского городка под названием Спер. Так или иначе, «Шпоры» были встречены публикой с колоссальным восторгом: количество посетителей первых 16 матчей команды превзошли аналогичный показатель всего прошлого сезона.

alt

Торонто Рэпторс

Лого:

alt

Одним из немногочисленных положительных моментов, которыми мог запомниться 1993 г., стал выход одной из самых популярных и кассовых кинолент в истории – «Парк Юрского периода». Фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы: увлечение динозаврами стал повально-повсеместным, а Тираннозавр Рекс стал поистине культовым персонажем.

В том же году, спустя почти полвека было торжественно объявлено о возвращении профессионального баскетбола в Канаду. В рамках очередного раунда экспансии было одобрено создание сразу двух новых канадских франчайзов – в Торонто и Ванкувере.

alt

Одной из первостепенных задач был подбор подходящего названия, в связи с чем в Торонто был объявлен соответствующий конкурс, собравший более 2 000 заявок. Наиболее предпочтительным вариантом виделся возврат к корням: в 1946-47 гг. в составе БАА успел засветиться коллектив «Торонто Хаскис». Однако, вариант с «Хаскис» скоро отошел на второй план по причине сходства хаски с эмблемой коллег из «Миннесота Тимбервулвс».

В отсутствие мохнатых конкурентов фаворитом голосования стали «Торонто Рэпторс», навеянные тем самым голливудским блокбастером. В целом подборка наименований стала натуральными именинами сердца анималиста: предприимчивые канадцы предлагали назвать команду в честь бобров и терьеров, тарантулов и скорпионов, рысей, свиней (!) и драконов (вариант, без которого не обходится ни одно голосование).

alt

Юта Джаз

Лого:

alt

По причинам, не требующим отдельного пояснения, баскетбол прочно ассоциируется с рэп-музыкой: современную НБА тяжело представить без струящейся лирики Common в роликах к Уикэнду Всех Звезд, без псевдо-гангстерского поведения Дрейка, без сомнительных персонажей вроде Dj Khaled и Рика Росса, восседающих на VIP-местах домашних матчей «Хит».

Однако нарезки любого матча золотой эпохи НБА (речь, разумеется, о 1970-х) категорически невозможно воспринимать вкупе с любым музыкальным сопровождением, отличным от джаза и соула. Все эти унылые, но милые сердцу «быстрые» отрывы, постоянное движение мяча и редкие вкрапления данков словно влитые ложатся на органные партии Джимми Смита и фьюжн Майлса Дэвиса. В конце концов, и баскетболу, и джазу, как глобальным явлениям без привязки ко времени, свойственна импровизация.

alt

В 1974 г., в свете создания клуба НБА, в Новом Орлеане проводилась уже ставшая привычной процедура волеизъявления касательно названия будущей команды. Не будет преувеличением заявить, что в конкретном случае подобное мероприятие было лишено всякого смысла, ибо спортивный коллектив, располагающийся в болотистых краях Луизианы, не имеет морального права называть иначе как jazz.

По итогам голосования именно этот вариант выбран в качестве приоритетного, одержав победу над такими достойными кандидатами, как «Каджунс» (в честь местного субэтноса), «Блюз» (в честь еще одного достойного жанра, исторически тяготеющего к Джорджии), «Найтс» и «Дьюкс» (рыцари и герцоги – неотъемлемые составляющие французского прошлого).

alt

Обстоятельства распорядились таким образом, что игровой стиль лидера «Нью-Орлеанс» Пита Маравича – сказочные пируэты, эффектные передачи, театральные броски – стал воплощенным джазовым звучанием своего времени. Впрочем, эффектность индивидуальных выступлений никак не сказывалась на эффективности команды: лучшим результатом пятилетнего пребывания «Джаз» в Новом Орлеане стали 39 побед при 43 поражениях; о попадании в плей-офф не могло быть и речи.

Перфомансы Пистоля Пита поддерживали зрительский интерес на достаточно высоком уровне, однако финансовая нагрузка, требующаяся для поддержания клуба, вскоре стала непосильной: в Луизиане на тот момент был наибольший в стране налог на развлечения (11%), а поддержка локальных инвесторов фактически отсутствовала.

alt

Упомянутые причины обусловили переезд команды в Солт-Лейк Сити в 1979 г. В истории Юты на тот момент уже имелся яркий, но краткосрочный баскетбольный период: начиная с 1970 г. здесь выступала команда «Юта Старс», которая в течение дебютного года смогла завоевать чемпионство АБА. Однако, по финансовым причинам клуб был аннулирован в 1976 г. Возвращение большого спорта было воспринято жителями Юты с завидной теплотой. Отсутствие джазовых традиций компенсировалось уважением местного населения к исторической составляющей; в результате прежнее название клуба было решено сохранить.

alt

Вашингтон Уизардз

Лого:

alt

Если верить Аристотелю, толерантность является одной из двух последних добродетелей умирающего общества. Толерантность, лишенная меры, превращается в настоящую гуманитарную катастрофу: желание найти виновных вступает в конфронтацию с нежеланием называть вещи своими именами, что в конечном счете не позволяет продвигаться в решении фундаментальных проблем, заставляя довольствоваться пошлыми полумерами.

Аналогичная судьба постигла «Вашингтон Буллетс» – команду с одним из самых знатных наименований в истории НБА. Созданная в 1961 г. команда «Чикаго Пэкерс» тщетно пыталась прижиться в Иллинойсе. В поисках большей символичности спустя сезон коллектив сменил название на «Чикаго Зефирс» (зефир – разновидность ветра, предвестник как теплой ясной погоды, так и приближение дождей и бурь – в зависимости от направления). Несмотря на непостоянный характер собственного символа, «Зефирс» были стабильны в собственном убожестве, по итогам сезона 1962-63 гг. заняв последнее место в турнирной таблице.

alt

Летом 1963 г. команда была перебазирована в Балтимор и наречена в честь местной баскетбольной легенды – «Балтимор Буллетс», за 10 лет существования (1944-54 гг.) успевших выступить в составе АБА, БАА и НБА. Название оригинальной команды было навеяно местным производством военной амуниции. Возрожденные «Буллетс» ступили на паркет в 1963 г. и в течение будущих десяти сезонов 7 раз отбирались в плей-офф и даже раз поучаствовали в Финале НБА, где были сметены будущим мессией Льюисом Алсиндором.

alt

В феврале 1973 г. руководство команды провозгласило переезд на новую арену, располагающуюся в Лендовере, юго-западной части Мэриленда, неподалеку от столицы США. Новая локация обусловила помпезность нового имени клуба – «Кэпитал Буллетс». Отыграв сезон в новом качестве, команда полностью капитулировала перед политической притягательностью Округа Колумбия, вновь сменив название – на этот раз на более определенное «Вашингтон Буллетс». Период пребывания «Буллетс» в Вашингтоне стал самым успешным в истории команды: 5 побед в дивизионе, 3 – в Восточной конференции и единственное по сей день чемпионское звание франчайза в 1978 г..

Вне зависимости от успешности выступлений команды, жители Вашингтона, далекие от баскетбола, не прекращали обсуждать «сомнительное» название коллектива, которое, по мнению активистов, являлось одной из главных причин эскалации вооруженного насилия в регионе. Необходимо заметить, что и по сей день Округ Колумбия удерживает уверенное преимущество по данному показателю (почти 17% всех убийств совершается с применением огнестрельного оружия, на одну жертву в среднем приходится двое убийц; у ближайшего преследователя – Луизианы – аналогичный показатель составляет около 8%).

Криминогенная обстановка, а также сопровождающие ее пересуды, побудили владельца команды Эйба Поллина задуматься о смене названия. По некоторым данным, последней каплей терпения стало убийство Ицхака Рабина, премьера Израиля и одного из близких друзей владельца «Буллетс». В 1997 г. было запущено голосование на предмет выбор нового командного наименования. Предложения можно было условно поделить на 2 группы: величественно-патриотические (монументы, генералы, сенаторы) и осознанно аполитичные (морские псы, жеребцы, драконы и волшебники – wizards).

alt

Было решено остановить выбор на последнем варианте, и вскоре команда была официально переименована в «Вашингтон Уизардс», что стало причиной очередного скандала. Видите ли, wizard – одно из званий в структуре печально известного Ку-клукс-клана – весьма опрометчивое название для города, в котором проживает около 49% афроамериканцев.

Процедура переименования была холодно воспринята значительной частью фанатской аудитории. По мнению болельщиков, в угоду толерантности и собственным фобиям владелец буквально вышвырнул на помойку больше 30 лет истории клуба. В то же время квартирующие здесь футбольные «Рэдскинс» сохраняют свое название с 1932 г., несмотря на постоянные протесты коренных американцев. Стоит ли говорить, что смена названия никоим образом не повлияла на уровень преступности в Округе (который в 2015 г. увеличился на 54% по сравнению с предыдущим годом) и не помешала игрокам самого клуба бряцать оружием в раздевалке.