12 мин.

Александр Великий: Легенда N8. Часть 25. It’s a Long Way to the Top

Это было давно, почти 30 лет тому назад. Мой лучший друг Серёга притащил кассетку с трибьютами АЦДЦ. Серёжа был ярым сторонником этой австралийской команды. Более всего запомнилась заглавная композиция It’s a Long Way to the Top (If You Wanna Rock 'n' Roll) . Тот редкий случай, когда, кавер мне показался лучше оригинала. При всём уважении к Бону Скотту, но Лемми это всё-таки Лемми.     

It’s a Long Way to the Top. Путь на вершину долог и тернист. И далеко не каждому суждено пройти этот путь до конца. Люди разные. Кто-то при первых же трудностях собрал свои манатки, слинял с родного клуба при действующем контракте и объявился в солнечной Флориде. Там тепло и яблоки. И нет налога штата. А ещё, как бонус, приятная Анна Курникова прямо под боком.

А кто-то прошёл свой путь от самого начала и до самого конца. В какой-то момент казалось, что шансов нет никаких. Толпа глумилась, сторонникам вроде бы и уже нечего было сказать в ответ, и только он сам зачем-то отчаянно трепыхался, как тот самый лягушонок в крынке со сливками. Случилось невероятное, он таки покорил заветную вершину. Именно о таких людях слагают легенды. 

В 2018 Овечкин стал спортсменом года по версии ESPY(Best Male Athlete ESPY Award). Так сразу и не поймёшь, что же это означает. Чтобы хоть как-то разобраться в этом вопросе, я нашёл в нерусской википедии статью о Леброне, из которой узнал, что он в разные годы становился спортсменом года по версиям Sports Illustrated, Associated Press, Sporting News и ESPY. Быть может, Леброн становился спортсменом года ещё и по каким-то другим версиям, например, по версии водителей трамвая из штата Мичиган. Но как я понял, именно эти 4 версии являются самыми авторитетными в СА. Далее я изучил список лауреатов за все годы. Из НХЛовцев спортсменами года становились Бобби Орр (Sports Illustrated,1970), Уэйн Гретцки (Sporting News1981, Sports Illustrated1982, Associated Press1982) и Александр Овечкин (ESPY,2018). Если верить рейтингам The Hockey News и TSN, то Уэйн Гретцки и Бобби Орр это 2 лучших игрока НХЛ всех времён. Причём как раз в сезонах 1969-70 и 1981-82  они совершили прорыв на немыслимые рубежи. Овечкин ничего подобного в 2018 не сделал.

Кстати, многие говорят, что Овечкин опередил Кузю в борьбе за Конн Смайт исключительно за счёт звёздного статуса и раскрученности в медийном пространстве (это ложь). Но смотрите. В опросе ESPY Овечкин опередил Тома Брэди, который занял третье место. По версии Associated Press лучшим спортсменом 2018 г. года стал Леброн. Т.е. в том году Бреди и Леброн были более чем   актуальны, но Овечкин обогнал их по версии ESPY. Это Кузю можно обставить за счёт статуса и пиара, с Леброном и Брэди подобный номер ну никак не проканает. А, значит, у Овечкина были на руках ещё какие-то козыри.

Премии ESPY были учреждены в 1993 г., Овечкин единственный НХЛовец, признанный спортсменом года. Ещё в трёх случаях хоккеисты вошли в число номинантов – Лемьё (1993, 1994) и Кросби (2017). Также ESPY ежегодно определяет лучшего игрока НХЛ. Казалось бы это чисто территория Сиднея Кросби. К 2018 он 8 раз становился игроком года, на тот момент самые известные русские хоккеисты в истории НХЛ (Федоров, Овечкин, Малкин) уже 5 раз успели взять Харт, но премию ESPY так ни разу и не получили. Полное впечатление, что лауреатов в своём узком кругу определяли Славдос, Ланкашир и Ромка Дыркин.

Хотелось бы отметить одну специфическую особенность призов ESPY. С 2007 г. только три форварда становились игроком года - Джонни Тейвз, дважды Овечкин (2018, 2019) и 8 раз Кросби. За этот период по 3 КС взяли Питтсбург и Чикаго. Тейвз стал лауреатом в 2015 году, когда в третий раз привёл Чикаго к победе в КС. Кросби добился максимального признания со стороны ESPY в 2017 г., когда он не только в восьмой раз стал лучшим хоккеистом, но и попал в число номинантом на звание спортсмен года. В том году он также в третий раз взял КС. Овечкин стал спортсменом года после долгожданной победы в КС.

Совершенно очевидно, что  во всех трёх случаях решающую роль сыграла не игра в конкретном сезоне, а предыстория, учитывалась вся карьера. Когда любители спорта голосовали за Овечкина, они держали в уме не только победный ПО, а, в первую очередь, весь многолетний путь на вершину. Гретцки и Орр стали спортсменами года как величайшие мастера в момент, когда впервые показали свой максимум. Овечкин стал спортсменом года как величайший франчайз в момент, когда довёл до конца свою историческую миссию. Беспрецедентный случай.

Впрочем, на нашем ресурсе люди нередко высказывают альтернативную точку зрения. По сложившейся традиции слово предоставляем главному персофану Паши Буре Касатику:

 

Vankouver     

12 августа, 2019, 23:44

-2

Ответ на комментарий пользователя v3

Если бы молодой Буре попал в Вашингтон 2006г. вместо Овечкина, то он бы всю свою карьеру провел в одном клубе, Леонсис носил бы его на руках, у Кэпс было бы уже несколько кубков, горожане поставили бы ему памятник, а фанаты Кросби плакали бы в углу из-за отсутствия весомых аргументов по поводу того, кто лучший игрок поколения

Vankouver     

2 февраля, 19:17

-2

Лично я считаю, что если бы на месте Овечкина в Вашингтоне играл более командный и разносторонний игрок (например, Зеттерберг, Маршанд, Хосса, Панарин), то у Кэпс шансов взять кубок раньше (и даже не единожды) было бы гораздо больше. 

Но больше всех меня порадовала одна местная блондинка. Чтобы  хоть как-то отмазать своего непутёвого некствана, она сказала примерно так: «Перед тем, как взять кубок, Овечкин лажал 10 лет подряд.» Т.е. всю заокеанскую карьеру Овечкина вплоть до 2018 г. можно охарактеризовать всего лишь одним словом из четырёх букв - «лажа». Гениально!

Мнения разделились. Стороны заняли диаметрально противоположные позиции. Долгий и тернистый путь Овечкина на вершину произвёл на СА болельщиков столь ошеломляющее впечатление, что они впервые за несколько десятилетий признали НХЛовца спортсменом года. Однако местная разношёрстная публика считает, что всё это лажа. Дескать, в лиге полным-полно игроков, которые в тех же самых условиях добились бы много большего. Вот у меня и возникла идея в деталях вспомнить, как вокруг Овечкина шаг за шагом выстраивалась чемпионская команда.

Овечкин был задрафтован в июне 2004 г. Что из себя представлял в тот момент состав Вашингтона? Я бы разделил его на две неравные части. С одной стороны, Колциг, который уже ехал с ярмарки, чёткий центр уровня второго звена Зубрус, несколько качественных ролевиков типа Кларка и Хэлперна, а по большей части натуральный сброд, которому самое место в АХЛ. Обсуждать всю эту публику нет никакого смысла. Заранее было понятно, что для Овечкина это всего лишь временные попутчики. Когда процесс перестройки закончится, и команда начнёт решать серьёзные задачи, лишь единицы из них останутся в команде, играя роли даже не второго, а третьего плана. Так оно и оказалось.

А вот лучшие молодые хоккеисты в системе Вашингтона вполне могли стать важными партнёрами Овечкина на много лет вперёд. Давайте вспомним, что это были за люди. Брайан Сатерби, Мэтт Петтинджер, Стив Эминджер, Александр Сёмин, Бойд Гордон, Эрик Фёр да, пожалуй, и всё. (Почему-то подумалось, что Петтинджер и Эминджер для Овечкина это прямо как Бенсон и Шмэнсон для МакДэвида лет 15 спустя. С такими кентами только КС и брать.) Итого, 5 ограниченных ролевиков и раздолбай (в хорошем смысле этого слова) Сёмин. Причём, насколько я помню, в то время вокруг Сёмина даже в России не было особого ажиотажа, его не рассматривали в роли потенциальной звезды НХЛ. Прорыв, состоявшийся несколько лет спустя, для большинства стал сюрпризом.

На момент появления Овечкина пул проспектов Вашингтона был откровенно скромным, вероятно, одним из худших в лиге. Драфтовая политика клуба оставляла желать много лучшего. Напомню всего лишь один из самых обидных моментов. Но только поймите правильно. Конечно, задним числом нетрудно быть крупным экспертом в области драфтов. Даже я, лёжа на диване, обставившись со всех сторон пивом, с позиций сегодняшнего дня раньше всех  выбрал бы Даца, Зетту, рукопожатного Панарина и много кого ещё. Хотите верьте, хотите нет, но я бы с лёгкостью обвёл вокруг пальца даже старого голландца Айзермана, причём не один раз, уведя у него самым циничным образом прямо из под носа Куча и Пойнта. Я бы взял их под самый конец первого раунда! Спустя много лет любой идиот скажет, кого надо было брать в тот конкретный момент. Это понятно. Но сейчас речь немного о другом.

В википедии публикуется ТОП10 лучших проспектов в различных категориях. В 2003 г. Райан Гетцлав в итоговом рейтинге занял 5-е место среди СА полевых игроков. С учётом европейцев и вратарей это примерно 8-9 позиция. Замечу, что никакого Эрика Фёра в этих рейтингах не было и быть не могло. Вашингтон выбирал 18-м. Гец оставался доступен, всех окружавших его игроков уже разобрали. Исходя из преддрафтовых рейтингов, Гец был явно лучшим из оставшихся проспектов. Если бы дятел Макфи сделал в сложившейся ситуации самый очевидный ход, то история Кэпс могла бы пойти совсем по другому сценарию. Просто представьте, что в 2007-10 гг. в Вашингтоне место Нюлы-мешка-старшего занимал бы Гец.

А может быть случился, как говорится, ложный шухер? По какой-либо причине прямо перед драфтом акции Геца резко рухнули? Такое бывает. Вот поэтому все команды, включая Вашингтон, не спешили брать Геца. Это только потом уже выяснится, что опасения  были напрасными, с Гецом всё нормуль. Да, вроде, как и нет. Следом за Кэпс под 19-м номером выбирал Анахайм, а там в руководстве не дураки сидят, в момент прибрали Геца. Анахайм получил многолетнего франчайза, вероятно, лучшего игрока в истории клуба, автора большинства главных карьерных рекордов. А Вашингтон с драфта, который считается одним из самых крутых и глубоких в истории, поимел Эрика Фёра плюс ещё 5 игроков,  которые провели в лиге 1 матч на всех. Жора Макфи в своём фирменном репертуаре! 

Это была абсолютно выжженная территория. Вокруг Овечкина команда строилась буквально с нуля. Кстати, лично я не вижу в этом обстоятельстве ничего особо трагического. В какой-то книге есть фраза: "И последние станут первыми". Это как раз про НХЛ сказано. НХЛ она именно так и устроена. Но это долгий и трудный процесс.

Величайший игрок в истории Питтсбурга Марио Лемьё оказался примерно в такой ситуации, и он долгих 6 лет вместе с командой обитал на самом дне, лишь раз пробившись в розыгрыш КС. Хотя в те времена только 5 самых днищенских команд пролетали мимо ПО. Когда появился Кросби, в системе Питтсбурга уже были Малкин, Флери, Орпик. Когда появился МакДэвид, в системе Эдмонтона уже были Драйз, Холл, РНХ, Нёрс. Когда появился Меттьюз, в системе Торонто уже были Марнер, Райли, Нюла-средний, Кадри. Так получилось, что большинство потенциальных суперзвёзд оказалось в куда более выгодной ситуации, они появились в лиге, когда их команды уже отлежались на дне, затарились проспектами под высокими номерами, и начиналась фаза всплытия.

В сезоне 2004-05 грянул полновесный локаут. Порядок выбора на драфте определялся по какой-то мутной схеме, в результате Вашингтону в первом раунде достались №14 (Саша Покулок) и №27 (Джо Финли). Если бы сезон всё-таки состоялся, пусть и в укороченном формате, то Вашингтон, без малейшего сомнения, выбирал бы одним из первых. В тот год это было особенно важно, ведь драфт был на редкость неглубоким.

При построении команды роль цетрфорварда первого звена переоценить сложно. С огромной долей вероятности, Вашингтон попытался бы закрыть именно эту позицию, ведь молодые игроки Гордон, Сатерби и Фёр явно не соответствовали уровню центра ТОП6. Если бы Вашингтон выиграл лотерею, то, без малейшего сомнения, взяли бы Кросби. А я даже рад, что этот вариант не реализовался. Противостояние Овечкина и Кросби намного интереснее, чем их игра в одной команде. В ином случае Вашингтон должен был обратить внимание на лидера европейского рейтинга Копитара, который в общем списке занимал примерно 6-7 позицию. А вышло почти как в анекдоте у Газзаева после игры с «Арсеналом»: виртуально Кросби или Копитар, реально Покулок и Финли, которые за Кэпс не сыграли ни одного матча. Как и остальные игроки, выбранные Вашингтоном в тот год. Очень даже вовремя случился локаут.

Следующий этап это сезоны 2005-06 и 2006-07. Вашингтон откровенно залёг на дно и не делал ни малейших попыток усилить состав. Всего лишь один пример. За 3.5 года с начала 2004 г. по лето 2007 г. самым весомым приобретением Кэпс стал шестой защитник Оттавы Брайн Потье. Оказавшись в Вашингтоне, он сразу превратился в лучшего защитника команды как по айстайму, так и по результативности. Наглядная характеристика Вашингтона той поры.

Отмечу ещё одно событие. 11.2.2006 Олаф Колциг подписал новый двухлетний контракт с Кэпс на общую сумму 10.9 млн. В процентах от потолка, который в тот момент составлял 39 млн., такая зп соответствует нынешним 11 млн. в год. Больше, чем у Прайса или Бобровского. Вероятно, руководство клуба решило отблагодарить Колцига за былые заслуги. Никаких других логических объяснений я не вижу.

Пару лет назад наша дорогая редакция "порадовала" заголовком: «Фёдоров вывел Овечкина в его первый плей-офф НХЛ». А чего мелочиться? Писали бы уж: «Овечкин в свой первый плей-офф попал в чемодане у Фёдорова», чтобы полностью соответствовать уровню местных шутов гороховых. На самом деле ключевым усилением на дедлайне стал отнюдь не Фёдоров, а вратарь Кристобаль Юэ. 11 побед в 13 играх с процентом 93.6. У Колцига в том сезоне всего лишь 89.2%. Вот и получается, что немалые деньги, потраченные на контракт Колцига, были выброшены на ветер с точки зрения командного результата.

В сезоне 2006-07 Вашингтон даже и не планировал выход в ПО, а когда началась настоящая заруба, через год 37-летний Колциг уступил место основного вратаря Юэ. А ведь эти деньги можно было потратить каким-то иным образом. Например, летом 2006 г. на рынок вышел не только Потье, но и его товарищ по команде Здено Хара, четвёртый в голосовании на Норрис.

Продолжение следует...