21 мин.

Александр Великий: Легенда N8. Часть 23

Александр Овечкин в девятый раз выиграл Морис Ришар Трофи. Символично, что по ходу оборванного короновирусом сезона величайший игрок эпохи отыграл отставание в 9-шайб. Таким был список снайперов сезона на 10 января

А таким оказался на момент досрочного окончания 12 марта

Вместе с этим Овечкин успел подняться с 14-ого на 8-е место в списке голеадоров всех времён 

Победив спустя 12 лет после первого Ришар Трофи, Овечкин повторил рекордное достижение Горди Хоу, ранee становившимся лидером снайперской гонки с этим же интервалом. 

В который уже раз, обсуждая очередное достижение Овечкина, мы вынуждены в первую очередь упоминать кого-то из "линейки" Хоу, Гретцки или Лемье, трёх из четырёх (вместе с Орром) величайших игроков всех времён.

Не уверен, что в ближайшие десятилетия ещё хотя бы один игрок сможет похвастаться чем-либо подобным.

.

Овечкин это, безусловно, лучший игрок мирового хоккея из тех кто появился на свет после 1965-ого, но, к большому сожалению, недалёкие особи нередко пытаются представить Овечкина одноплановым хоккеистом, единственным достоинством которого является бросок из левого круга.

Разумеется, это не так. На протяжении карьеры у Овечкина многократно наблюдалась замечательная «химия» с партнёрами по звену. Для большинства хоккеистов играть в одном звене с Овечкиным это огромная удача. Кто-то установил карьерный максимум результативности.

Кто-то обрёл вторую молодость.

Кто-то смог внезапно достойно смог проявить себя игрока первого звена.

Кто-то заработал на жирный контракт. 

Вокруг Овечкина выстроены два важнейших юнита, а именно ударное звено и спецбригада большинства. В части 21 мы убедились, что "якобы заточенное чисто под броски из левого круга" большинство является лучшим в лиге по сумме последних 15 сезонов. Игра в большинстве стала одним из ключевых факторов победы в кубке Стэнли. На разных этапах карьеры вокруг Овечкина были выстроены едва ли не самые горячие тройки лиги. Как только появилось ударное звено Овечкин – Бекстрем (Фёдоров) – Козлов, Вашингтон в самые короткие сроки превратился из заядлого аутсайдера в реальный контендер.

В розыгрыше плей-офф 2018, завершивгегося триумфом, мы увидели мощнейшее сочетание Овечкин-Кузнецов-Уилсон.  

Можно вспомнить, что главная победа сборной России за последние четверть века, а именно ЧМ в Квебеке, не случилась бы без тройки "capital punishment" Овечкин-Фёдоров-Сёмин

Овечкин это один из величайших франчайзов в истории НХЛ. Вокруг него с нуля оказалась выстроена чемпионская команда. Овечкин это тот стержень, который более 10 лет удерживает Вашингтон в статусе контендера, не позволяя на каком-то этапе уйти в стадию глубокой перестройки.

Далеко не все понимают исключительную важность многолетнего контедерства. В современной НХЛ победа в кубке в значительной мере носит вероятностный характер, огромную роль играет фактор удачи. Многолетнее контендерство позволяет отловить тот самый момент, когда звёзды на небе сойдутся нужным образом, и выиграть заветный титул.

В этом выпуске мы также будем говорить про Павла Буре, временами даже больше, чем про Александра Овечкина.

Если взять последние несколько поколений, то Овечкин и Буре это, пожалуй, два главных снайпера мирового хоккея. В этом плане они кажутся вполне сопоставимы, но в целом ряде аспектов Овечкин и Буре являются едва ли не антиподами. 

При этом за всю карьеру Буре его партнеры только 2 раза попадали в ТОП-30 ассистентов сезона: Могильный еле-еле зацепился за 30-е (!) месте в сезоне 1996/1997, Уитни и Козлов сезон 1999/2000) (по мотивам комментариев местных персофанов Буре далее касатиков).

 

Павел Буре провёл в Ванкувере 7 сезонов с 1991 по 1998 гг. Примерно 8 партнёров Буре по Ванкуверу, которым было вполне по силам войти в тридцатку лучших ассистентов, но только в одном единственном случае игрок провёл полновесный сезон в одной команде с Буре (Могильный 1996-97).

Интересная картина вырисовывается. Игроки сами по себе регулярно входили в тридцатку лучших распасовщиков лиги, вот только почему-то не в связке с суперснайпером Павлом Буре.

Пройдёмся по некоторым персоналиям. Выступая за Рейнджерс, Мессье стабильно демонстрировал высочайший уровень игры (в первый заход).

Статистика в сезоне 1996-97: 71, 36+48(17 место в лиге) = 84(15 место в лиге). По показателю PPG=1.18 он разделил седьмое место со своим ровесником и одноклубником Уэйном Гретцки. После чего перешёл в Ванкувер. Показатели Мессье в сезоне 1997-98: 82, 22+38(41-е место)=60(40-е место) PPG=0.73. 

Сравним две ситуации. Федоров находился в состоянии затяжного и глубокого кризиса, но после перехода в Вашингтон явно воспрянул духом. Несколько фрагментов игры в одном звене с Овечкиным стали настоящим украшением второй половины карьеры Фёдорова. Это и победный гол в самом конце седьмой игры с Рейнджерс и годом ЧМ в Квебеке в составе вашингтонской тройки. Мессье, наоборот, пребывал в полном порядке, но оказавшись рядом с Буре резко сдал.

Самое время вспомнить о таком игроке, как Мюррей Крейвен. 

 

В сезоне 1993 1994 он (Буре) в последней 51-й игре забросил 49 шайб (почти 50 за 50!), играя большую часть времени с тафом Джино Оджиком и Мюрреем Крэйвеном, 3-м центром команды.

В сезоне 1989/90 вошёл в пресловутую тридцатку лучших ассистентов. Почти весь сезон 1992/93 Крэйвен провёл в Хартфорде и установил карьерные максимумы по очкам (77) и ассистам (52).

После чего оказался в одном звене с Буре, где его результативность рухнула до 55 очков. Ситуация один в один как с Мессье. Буре был в ударе, в обоих случаях выбил 50. А его новоявленные партнёры по звену резко сдали. Крейвен годом ранее в Хартфорде набирал очков в среднем на 42% больше, Мессье в Рейнджерс на 62% больше.

Ещё один момент. Пресловутые "касатики" постоянно прибедняется, занижая уровень партнёров Буре. Вот и сейчас они пожаловались, что Буре играл всего лишь с третьим центром команды, но смотрите:у Вашингтона вот уже несколько лет третье звено центрит Ларс Эллер. О датчанине очень хорошего мнения. Чёткий игрок. Как говорится, человек на своём месте. Но он так ни разу и не набрал хотя бы 40 очков за сезон. А ведь ему уже за тридцать. Да и вообще из партнёров Овечкина только трое смогли добраться до отметки в 77 очков: Бекстрем (5 раз), Кузнецов и Сёмин по 2 раза. А в Ванкувере свежекупленный Крэйвен с 77 очками оказался всего лишь третьим центром команды! Красиво жить не запретишь! Такой "роскоши" не мог себе позволить даже Детройт 2002! Короче говоря, касатики пойманы на лжи и манипуляции в попытках возвысить своего любимчика.

И в догонку, если взять и сравнить Крэйвена и например Зубруса, игравшего с Овечкиным 2 неполных сезона во времена максимально слабого Вашингтона, то выясниться Зубрус за остальных 17 сезонов Овечкина четырежды набирал максимум 40-44 очка. С Овечкиным 57 и 60 очков.

Напомним, что Крэйвен трижды набирал 75-77 очков, но оказавшись с Буре, скатился с карьерного максимума до 55 очков. Вот в этом и заключается фундаментальная разница между Буре и Овечкиным.

Несколько слов о защитнике Джеффе Брауне, который в сезоне 1992-93, играя за Сент-Луис, имел показатели 71, 25 +53=78. 

Хвалённые и где-то переоценённые Майк Грин (особенно этого персонажа касается) и Джон Карлсон так ни разу и не добрались до отметки в 78 очков. Браун в том сезоне пропустил 13 игр. По показателю очко за игр среди защитников он уступил только Филу Хаусли. Вслед за ними на 3-11 местах по этому показателю расположились Коффи, Макиннис, Бурк, Мерфи и другие очень известные игроки.

По ходу следующего сезона он стал одноклубником Буре. Касатики не устают повторять, что Грин и Карлсон это номинанты на Норрис, входили в ТОП30 ассистентов. О том, что рядом с Буре играл Джефф Браун в своём прайме он вспоминать почему-то не любит. Ничего страшного в этом нет. Мы напомним. Нам не трудно. Лицeмeры нe пройдут!

Наконец, нельзя не сказать о Треворе Линдене. На драфте 1988 он был выбран под общим вторым номером вслед за Майком Модано. 

В десятку также попали Джереми Реник, Род Бриндамор, Теему Селянне. В 18 лет он дебютировал в НХЛ и стал единственным реальным конкурентом Брайана Лича в борьбе за Колдер Трофи. 

В сезоне 1991/92 в голосовании на Харт Трофи 21-летний Линден занял девятое место. Буре за 7 лет в Ванкувере ни разу не вошёл в десятку на Харт, а Линден вошёл! Вы только на посмотрите на очeрeдного "плохого партнёра" Буре. 

До поры до времени всё шло как по маслу. Но мы с вами уже успели подметить, как непросто проявить себя в команде, заточенной под Буре. Вот и в карьере Линдена началась стагнация. Правда, в сезоне 1995-96 он установил личные рекорды результативности 33+47=80. Буре тот сезон пропустил почти полностью. Затем случился резкий спад, и после 25 лет Линден выглядел бледной тенью самого себя (хотя даже в таком состоянии заслужил поехать на ОИ 1998 в составе сборной Канады). Вот такая невесёлая история. В обновлённой виртуальной версии драфта 1988 2-й номер Линден стал 10-м. 

Был только один случай, когда Буре провёл относительно полноценный сезон, а его партнёр по Ванкуверу вошёл в тридцатку ассистентов. Это Александр Могильный в сезоне 1996-97. Но это событие отнюдь не помогло Буре, тот забил лишь 23 шайбы в 63 играх, пожалуй, самый слабый результат за всю карьеру. С другой стороны сам Могильный тоже не извлёк особой выгоды от игры в одной команде с Буре. Сезон 1995 он провёл в Баффало, 1995-96 в Ванкувере в отсутствие Буре, 1996-97 в Ванкувере с Буре. И все три раза в списке распасовщиков он располагался почти на одной и той же позиции в конце третьего десятка.

А что остальные пресловутые "ассистенты уровня топ 30"?

Клиффф Роннинг после перехода в Финикс смог попасть в тридцатку ассистентов. 

Игорь Ларионов в составе «крыльев». 

Петр Недвед входил в число 30 лучших ассистентов сезона в Питтсбурге...

 

 

... и в Рейнджерс. 

Как видите рядом с Буре в Ванкувере было более чем достаточно толковых распасовщиков. На любой вкус. Но никто из них, играя с Буре, так и не смог в полной мере раскрыть свои таланты? Пожалуй, только в связке с Витей Козловым уже во Флориде в сезоне 1999-2000 возникла «химия». Но это единственное исключение, которое только похоже только подтверждает правило. Когда смотришь на карьеру Павла Буре, в глаза бросаются некоторые странности.

Например, приобретают Могильного и ставят в одно звено с Буре на позицию, которую ещё недавно занимал Оджик. Казалось бы, должно стать лучше, а лучше почему-то не становится. И ведь это не частный случай, а стандартная ситуация. Даже после сезонов, в которых Буре был блистателен, руководство не пытается удержать его ключевых партнёров по звену и без особых сожалений отпускает их из клуба (Ларионов, Семёнов).

Кто вообще смог надолго закрепиться в одном звене с Буре? В сезоне 1999-2000 в кои-то веки сформировалась реальная тройка Уитни-Козлов-Буре. Недавно её признали лучшей в истории Флориды. 

И что бы вы думали? Уже по ходу следующего сезона Флорида обменяла Уитни, получив взамен игрока классом ниже. 

Всё это выглядит, как театр абсурда. Конструкция «кто-то играет на рояле, а кто-то его таскает» многое объясняет. Представим великолепную пятёрку: гениальный маэстро и четверо грузчиков, которые притащили рояль. Могут ли они составить некий единый организм, дополняя и улучшая друг друга? Вероятнее всего нет. Маэстро не может так исполнить произведение, что зрители обратят внимание на грузчиков и придут в восторг от их работы. И, наоборот, грузчики своей работой не в состоянии придать исполнению некую оригинальность, поднять на более высокий уровень. Грузчики могут оказаться в центре внимания одним единственным способом. Если связаться с такими хануриками, как Юрий Никулин в фильме «Когда деревья были большими», то они вполне могут расхерачить уникальный инструмент. Вот и всё. Это напоминает хоккей Павла Буре. Взаимное влияние Павла и его партнёров по звену минимально, насколько это вообще возможно в хоккее.

Буре забивал 60 шайб даже играя с Оджиком. Это факт. С другой стороны, разве приобретение таких серьёзных мастеров, как Могильный, Мессье, Джефф Браун на крайняк брат Валерий Буре хоть как-то повлияло положительным образом на игру Павла Буре? Никак нет. Оно и неудивительно. Когда надо тащить пианино, Оджик вполне может оказаться более крутым «тащером», чем Могильный. Разве нет? 

Буйно помешанные касатики любят повторять слова Потвена относительно Буре, которые звучат примерно так: «Никогда не видел, чтобы игрок забивал так много при минимальной поддержке партнёров». Он считает это высшей доблестью. Но почему Буре постоянно играл без помощи партнёров? Просто вокруг Буре безумно сложно было построить сбалансированную тройку, в которой игроки дополняют и прокачивают друг друга. Вот поэтому Буре и играл один.

Ещё цитируются слова Лидстрема, дескать, ему сложнее всего было играть как раз против Буре. Но когда ты играешь против Буре, то ты играешь именно против Буре. А когда играешь против Овечкина, то тебе обычно противостоит сплочённый юнит. Как не вспомнить притчу о прутиках и веники. Прутик сломать легко, веник намного сложнее. Особенно, если в нём попадаются такие прутики, как Том Уилсон. С другой стороны всё может быть проще и слова оборонительных столпов прошлого не более чем дежурный комплимент ложная вежливость, которая совсем не редкость для заявлений в североамериканских СМИ.

Перейдём к игре Павла Буре в составе спецбригад большинства и меньшинства. Два эпизода мы уже обсудили. Невыразительная игра при реализации лишнего не позволила Буре выиграть КС и Конн Смайт в 1994 г., а также Арт Росс, Харт и Тед в сезоне 1999/2000. А теперь суммарные показатели. Ванкувер во времена Буре имел среднюю реализацию на уровне 17.4%. Это 16-й результат среди 26 команд при том, что 5 новых клубов дружно заняли 5 последних мест по этому показателю. Максимум 19.8% в укороченном сезоне 1995, седьмое место в лиге. Во Флориде, когда там играл Буре, дела с реализацией обстояли ещё хуже.

За карьеру Буре забил в меньшинстве 34 шайбы и набрал 49 очков. Серьёзные цифры. Из действующих игроков никто пока так и не добрался до этих показателей. За период с 1991-92 по 2002-03 Буре лидирует по голам в меньшинстве, занимает третье место по очкам в меньшинстве вслед за Мессье и Фёдоровым, но в тоже время только 12-е место по голам в большинстве и унизительное 46-е место по очкам в большинстве.

Оно и понятно. Убегать на первой космической скорости на ворота соперника сподручнее в меньшинстве, а не в большинстве.

И всё-таки главное в меньшинстве это сохранить свои ворота в неприкосновенности. А вот с этим у команд Павла Буре были большие проблемы - 81% и 21-е место у Ванкувера, 83.2% и 20-е место у Флориды. Игра в меньшинстве это и есть квинтэссенция хоккея Павла Буре. Сам по себе он вроде уникален и блистателен, но система не работает.

В плей-офф 1994 чуда не произошло. Спецбригады Ванкувера сыграли на своём обычном не самом высоком уровне. Среди четырёх финалистов конференций Ванкувер показал худший результат как в большинстве, так и в меньшинстве. Есть базис, а есть надстройка. Это ещё в школе проходят. Мог ли Буре служить базисом для команды в целом или какого-либо юнита в частности? Ответ очевиден. Буре это никакой не базис, а скорее вишенка на торте, то есть та самая надстройка. 

В современном хоккее игрок исторического масштаба, как правило, изначально попадает в не самую сильную команду, он должен служить фундаментом при построении мощного контендера. Представим, что намечается грандиозное строительство, а фундамент хлипкий или его вовсе нет. Строящаяся конструкция с каждым днём всё более будет напоминать Пизанскую башню и в какой-то момент рухнет. Смотрим, как выстраивались команды вокруг Буре.

Ванкувер 1991-92, 96 очков в 80 играх, 4-е место в лиге, второе в конфе, первое в дивизионе с отрывом в 12 очков;

1992/93, 101 очко в 84 играх, 7-е место в лиге, третье в конфе, первое в дивизионе с отрывом в 4 очков;

1993/94, 85 очков в 84 играх, 7-е место в конфе, второе место в дивизионе

1994/95 48 очков в 48 играх, 6-е место в конфе, второе место в дивизионе

1995/96, 79 очков в 82 играх, 7-е место в конфе, третье место в дивизионе (без Буре достойно бились с будущим чемпионом лиги, а с ним после уже в плей-офф не могли попасть)

1996/97, 77 очков в 82 играх, 9-е место в конфе, четвёртое место в дивизионе, не вышли в ПО

1997/98, 64 очка в 82 играх, третье с конца место в лиге, ниже только Флорида и Тампа Флорида

1998/99 потерянный сезон из-за склок по контракту, обмена и травмы.

1999/2000, 98 очков в 82 играх, второе место в дивизионе

2000/01, 66 очков в 82 играх, третье место в дивизионе, не вышли в ПО 

2001/02, 60 очков в 82 играх, третье с конца место в лиге, ниже только новоделы клубы Коламбус и Атланта.

Сам Буре в дэдлайн обменян в Рейджерс, где также ничем не помог и фактически завершил карьеру после новой травмы в 2002/03.

Что в "кэнакс", что в "пантерс" наблюдается монотонное снижение результатов. Итог один и тот же. А откуда взяться прогрессу? В самом деле ни большинства, ни меньшинства, ни ударного звена. Зато Павел Буре, как всегда, исполняет соло и ни в чём оказывается не виноват.

В историческом плане Овечкина и Буре разделяет целая бесконечность. В этом выпуске вы узнали почему так происходит. Реальность такова, что Павел Буре как франчайз абсолютно несостоятелен. Игрок завершил карьеру менее 20 лет назад и уже успел лишиться целого ряда клубных рекордов. 

Инопланетянин стал самым результативным новичком "Кэнакс" в истории, обойдя Русскую Ракету

Тем временем Овечкин сохраняет реальный шанс завоевать юбилейный десятый Ришар Трофи. Задача сложнейшая, но если дело выгорит, то картина получится поистине завораживающей: Уэйн Гретцки 10 Арт Росс Трофи, Александр Овечкин 10 Ришар Трофи. Вероятно, вечные рекорды величайшего бомбардира и величайшего снайпера в истории хоккея.

 

До встречи в новых выпусках