6 мин.

В 1982-м 8 футболистов «Бристоля» отказались от контракта, чтобы спасти клуб. Руководство давило через медиа, а капитан не нашел новый клуб

Грустная история, но веселый Ходжсон.

Бристоль – нечастый гость высшего дивизиона: «Роверс» вообще никогда не выбирался в элиту, «Сити» провел 9 лет, но пять из них с 1901 по 1906. Правда, во второй половине семидесятых ситуация наладилась: в 1976-м «Бристоль Сити» вышел в Первый дивизион.

В первый же год клуб едва не вернулся обратно, но спасся в последнем туре. В следующие два года команда постепенно развивалась, менеджер «Бристоля» Алан Дикс, тренировавший клуб с 1967 года, собирал по одному неплохих футболистов из «Ливерпуля» и «Лидса».

Одной из главных звезд команды был воспитанник Гари Колльер. Но центральный защитник в 1978 году не подписал новый контракт и ушел в «Ковентри».

«Мы слышали, что ему предложили 500 фунтов в неделю – это было гораздо больше наших зарплат. Поэтому я пошел к руководству и потребовал новых контрактов лидерам», – вспоминал Дикс.

Клайв Уайтхед подписал 11-летний контракт, Том Ритчи и Джерри Гоу – на семь. По новым сделкам футболисты получали 450 фунтов в неделю. У такой щедрости была обратная сторона: клуб брал финансовые обязательства на 10 лет вперед – руководству оставалось верить, что «Бристоль» останется в Первом дивизионе, а болельщики продолжат заполнять стадион. Конечно же, в конце сезона-1979/80 «Бристоль» вылетел.

Дикс продержался до сентября 1980 года и уволился, когда «Сити» скатился в зону вылета. Вместо него из греческого «Этникоса» пришел Боб Хафтон, который позвал помощником Роя Ходжсона – перспективного английского тренера, который сделал чемпионом шведский «Хальмстад», но еще не работал на родине.

Хафтону и Ходжсону описали перспективный проект – клуб, который 4 года держался в элите, но сейчас испытывает трудности. Правда, о настоящих трудностях – финансовых – дуэту никто не сказал. Через несколько недель в медиа появились слухи, что расходы клуба в 5 раз превышают доходы.

Ни о каком усилении речи не шло – клуб с трудом выплачивал зарплату, а в январе продал основного форварда Тома Ритчи (321 матч за «Бристоль») в «Сандерленд» за 180 тысяч фунтов. В конце сезона «Бристоль» вылетел в Третий дивизион. По оценкам, долг клуба составлял 400 тысяч.

Тем не менее, летом руководство на вырученные от продажи Ритчи деньги (как будто они были физически) купило Мика Харфорда из «Ньюкасла» за 150 тысяч фунтов. Он должен был составить связку с Кевином Малбуттом, но в октябре Малбутта уже не было в команде – его пришлось продать.

Каждую неделю «Бристоль» терял 3-4 тысячи фунтов – долгосрочные контракты футболистов и финансовые гарантии тренеру работали и в Третьем дивизионе.

Самых высокооплачиваемых игроков заставили разорвать контракты – среди них воспитанник и капитан

2 января 1982 года «Сити» проиграл «Уимблдону» дома (1:3) – после этого матча Хафтон уволился, а главным стал Рой Ходжсон. Вслед за тренером сменилось и руководство – но не помогло ни то, ни другое: «Бристоль» продолжил падение.

В конце месяца команда сыграла вничью на выезде с «Ньюпортом». Когда команда вернулась домой, полузащитнику Джимми Манну вручили записку от совета директоров. Его и еще 7 игроков пригласили на встречу. К этому моменту долги клуба достигли 1 млн фунтов, из них половина – зарплата игрокам.

«Результаты независимого финансового аудита подтвердили наши опасения. Прошлое руководство замалчивало реальную сумму долга, он оказался намного больше заявленного изначально. Первым делом мы продали футболистов, на которых был спрос: Терри Бойла, Яна Меллера и Мика Харфорда. Но этого было мало», – вспоминает директор Дерин Коллимер.

Манна, а также Джулиана Маршалла, Криса Гарланда, Питера Эйткена, Джеффа Меррика, Дэвида Роджерса, Джерри Суини и Тревора Тейнтона – тех самых игроков с многолетними сделками – попросили расторгнуть контракты с клубом. Суммарно «Бристоль» задолжал им 290 тысяч.

Реклама 18+

Джефф Меррик

За разрыв договоренностей футболистам предложили 58 тысяч. Они отказались.

«У нас есть семьи и ипотеки, и мы не хотим отказываться от наших контрактов, хотя осознаем серьезность бедственного положения «Сити», – говорил капитан команды Джефф Меррик, который провел в клубе 17 лет.

После отказа футболистов в медиа появились фотографии домов игроков – журналисты подавали ситуацию как нежелание богачей ограничивать себя в роскоши.

«На нас повесили всех собак, словно мы виноваты в том, что «Сити» оказался на грани банкротства. На самом деле мы стали получать хорошие деньги только в 1978 году. До этого мы зарабатывали совсем немного», – рассказывал Меррик, а Тейнтон признавался, что его семье поступали угрозы.

Футболисты отказались и от второго предложения – 80 тысяч на всех. Руководство продолжало давлению через прессу: новый член правления Кен Сэйдж заявлял, что 3 февраля – крайний срок принятия решения.

«Кажется, все считают, что мы шутим, но это не так. Это последнее предложение. Если игроки не примут его к полудню в среду (3 февраля), клуб прекратит свое существование», – сказал Сэйдж.

Совет директоров получил поддержку PFA (профсоюза игроков) и Футбольной ассоциации: обе организации обещали помочь футболистам быстро найти новый клуб.

Тревор Тейнтон

Игроки, которых впоследствии назвали «Восьмеркой «Эштон Гейт» (так называется стадион «Бристоля»), согласились на улучшенную компенсацию. Каждый игрок получил по 10 тысяч фунтов на руки и доходы с матча «Ипсвич» – «Саутгемптон», который должен был состояться через месяц на «Эштон Гейт».

«Это может стать началом новой эры. Последние несколько недель были очень тяжелыми... Но в 12 часов дня 3 февраля игроки пошли навстречу и дали этому великому клубу реальный шанс на выживание.

Мы смотрим в будущее с надеждой, но клуб надеется на вас», – писали программке к матчу против «Фулхэма» руководители «Бристоля».

Клуб запустил кампанию «Поддержи «Сити», сейчас или никогда» – на игру с «Фулхэмом» пришли 9228 человек, хотя обычно набиралось минимум в 2 раза меньше. Фанаты увидели безголевую ничью.

По итогам сезона «Бристоль» вылетел в четвертый дивизион, Ходжсона уволили, но опасность банкротства прошла: клуб продал всех игроков, на которых можно было заработать, взял молодежь с небольшими контрактами и постепенно вернулся в Чемпионшип.

Меррик больше не играл в футбол, Тейнтон потерял бизнес

PFA действительно помогла с поиском новых клубов, но не всем. Услуги капитана не пригодились никому – Джефф Меррик еще год поиграл в полупрофессиональном клубе и закончил карьеру в 32 года.

«Мне сказали, что я безработный. Это изменило мою жизнь», – вспоминал Меррик.

Тревору Тейнтону нашли новый клуб – «Торки Юнайтед» из Четвертого дивизиона, но вне футбола он пострадал гораздо сильнее. Получив новый контракт в 1978 году, Тревор стал вкладывать в собственный бизнес.

«Он постоянно нуждался в новых инвестициях. К тому же, у меня была жена, двое детей и ипотека. Я готовился к завершению карьеры, но оно пришло неожиданно. Мое дело обанкротилось», – с грустью рассказывает Тейнтон.

***

В 2016 году открылся реконструированный «Эштон Гейт» – его украшает памятная доска, посвященная восьмерке.

«Они были героями, но с ними не обращались как с героями. К относились как злодеям – это позорно», – вспоминает Джонатан Пирс, который работал на BBC Radio Bristol в 1982 году.

Признали через 35 лет.

«Мы не можем участвовать в фарсе». 20 лет назад «Барса» прямо на поле отказалась играть с «Атлетико» в полуфинале Кубка Испании

Голландский клуб назвали в честь донских казаков – «Козаккен Бойз». Это благодарность за свободу от войск Наполеона