24 мин.

Блистательный бал

   Всем здравствуйте!

   Королём Вальсов считается Иоганн Штраус. Но так как мы говорить будем о фигурном катании, то Королева Вальсов для меня - Марина Зуева. Этому постановщику, как никакому другому, удаются вальсы. Такие разные и такие прекрасные...

   Пара Танит Белбин-Бенджамин Агосто стала первым большим успехом Марины Зуевой в качестве хореграфа и первым большим успехом американских танцев на льду. Молодые (21 и 23 года партнёрам), свежие и задорные. Своим безошибочным катанием на Играх в Турине Танит и Бен завоевали серебро. И начало было положено в обязательном танце - вальсе.

   Классический танец в неплохом исполнении и с позитивными эмоциями. Вальс у американцев получился очень воздушным. Танит и Бен прекрасно сморятся на льду и дополняют друг друга. Хоть обязательные танцы чаще всего при просмотре навевали грусть-тоску, но этот тур вальса пролетает за секунду! Даже жаль, что у пары не было произвольного танца, основанного на классическом вальсе. Очень им подходят эти лаконичные образы!

 

 

   Новый постолимпийский сезон 2006-07 зажёг новых звёзд мирового фигурного катания, которые смогли стать целой вселенной. Речь идёт, конечно же, о Тессе Виртью и Скотте Мойре. Комментатор говорит, что пара многообещающая. Да не то слово! Действующие чемпионы мира среди юниоров (17 и 19 лет) не просто заняли сходу шестое место на мировом первенстве, но и смогли показать невероятную технику и какой-то новый, доселе невиданный уровень танцев на льду. Чистейшая работа ног. Про поддержку в кораблике по диагонали (??) я вообще молчу... Техническая оценка была на грани фантастики. И это при компонентах от 7 до 7.21! Да, вот такое отношение ко вчерашним юниорам всегда было и всегда будет.

   Но запомнилась пара не только отличной техникой, но и своей программой под "Вальс Триесте" финского композитора Яна Сибелиуса. Утончённая и изысканная хореография, в программе просто нет пустого места, каждый элемент плавно перетекает в новый.

   При просмотре этой постановки мне представляется бал, но уже завершившийся. Гости неспешно расходятся, слуги убирают со столов бокалы с недопитым шампанским... И где-то в уголке или на балконе танцуют девушка и юноша. Они молоды, даже юны, и они влюбились. Они неопытны, они не знают, как себя в этом новом чувстве вести. И преодолевая свою скромность, они танцуют. Просто танцуют.

   Тесса и Скотт вместе с Мариной стали настоящими трендсеттерами. Марина (своей постановкой) и пара (своей интерпретацией классического вальса) задали новый вектор в танцевальных постановках на много лет вперёд.

   Перед тем, как позволить вам насладиться этим танцем, вот ещё несколько мыслей. Мне нравится, как Зуева преподносила Тессу в своих программах. Смотрите: Тессе 17 лет, и у них "Вальс Триесте" и первая влюблённость; Тессе 18 лет, и у них "Шербургские зонтики" и первая любовь; Тессе 20 лет, и Скотт делает ей предложение руки и сердца в "Малере"; потом просто танцы в "Латине" и в "Забавной мордашке"; и уже страстная "Кармен" для взрослой Тессы. Каждая программа подходит возрасту спортсменов. Нет ни специального состаривания, ни специального омоложения. Вроде, просто и даже элементарно. 

   А как у нас? Давайте посмотрим. Боброва: в 17 лет печальный Бах; в 19 лет трагичное "Адажио"; в 20 лет вроде бы уравняли возраст в паспорте и образ на льду в "Мелодии белой ночи"; но, нет, - в 20 лет пришло время "Фауста". Ильиных: 14 лет и сразу "Сарабанда"; в 15 лет её расстреливают на льду в "Списке Шиндлера"; в 17 лет "Аве Мария" и что-то неопределённое с наличием трагедии и страданий на льду; в 18 лет на её глазах убивают возлюбленного в "Сэме"; и, наконец, в 20 лет Елена с 22летним Русланом переживают на льду драму, связанную с расставанием взрослой женщины и взрослого мужчины. Идём дальше. Синицина: до 19ти лет успела побывать и библейской героиней, и образом из трагической оперы. Степанова: в 17 лет бесполое "Болеро"; в 18 лет спортсменка примеряет образ ведьмы (макияж и наряд соответствующий); слава богу, к 19тилетию девушки Ирина Жук очнулась. Монько: а у Монько вообще ни в юниорах, ни во взрослых не было пока ни одной программы, с которой пара могла заявить о себе (не было таких программ ни по содержанию, ни по исполнению). Ещё у нас есть юниоры. Попова и Яновская. Девчонок поздравляю с тридцахой. Потому что по программам и трагедям на лицах им стукнуло тридцать. Одна - солистка погорелого ̶т̶е̶а̶т̶р̶а̶ балета, другая второй сезон не снимает чОрных бархатов (про контрастное мелирование времён молодой Белбин лучше и не упоминать...).

   Зачем наши (и тренеры, и спортсменки, и легендарный тренерский августовский совет) пытаются мудрить - непонятно. Нужно, как в картах ("Тёмный дурак"), заходить с действующих козырей. А наши держат их на руках до самого конца. А потом козырь меняется, и наши с королевским набором остаются в дураках... Обидно же!

ПС а танец Тессы и Скотта практически в лучших русских танцевальных традициях: шпагат Степановой, поддержка Бобровой и волосы партнёрши климовско-бестемьяновского цвета))  

 

 

 

 

   После Игр в Ванкувере в российских танцах на льду появилась одна из самых неожиданных пар - Яна Хохлова-Фёдор Андреев. Титулованная танцовщица и одиночник с успехами по юниорам. Не знаю, как вам, а мне результаты их совместной работы очень понравились. Я помню тот чемпионат России. Яна и Фёдор смотрелись очень зрело на фоне остальных молодых российских пар. И дело даже не в том, что они были значительно старше (25 и 28 лет), а в том, что программы были подобраны очень удачные: красивые движения, никакой суеты. А как близко партнёры работают друг к другу!

   Для короткого танца была выбрана тема "Первого бала Наташи Ростовой" из оперы Сергея Прокофьего "Война и мир". Яне и Фёдору очень подошли образы русской аристократии. Яна меня удивила. Как ей красиво в таком женственном платье (очень красивый цвет)! Как ей красиво в таком образе. И никаких тебе лохмотьев и демонических рваных движений. Фёдор вообще выглядит сказочно.

   Очень эффектно выглядит вращательная поддержка в шпагате с заходом через твист. И ещё мне очень понравилась дорожка по прямой! Каждый музыкальный акцент отыгран. В сезоне 2012-13 очень похожая дорожка будет у Виртью-Мойра в вальсовой части короткого танца.

 

 

   Программу на музыку Иоганна Штрауса из оперетты "Летучая мышь" Марина, по её признанию. вынашивала десять лет. Она ждала тех исполнителей, которые смогут воплотить все её идеи, связанные с этой музыкой. Даже не знаю, кто ещё, кроме Мэрил Дэвис и Чарли Уайта, справились бы с поставленной задачей? Спортсменам было уже по 25 и 24 года, и они созрели не только технически, но и артистически для такой программы.

   Если обозначить итог их совместной работы в произвольном танце сезона 2011-12, то подойдёт только одно слово. И это слово "виртуозно". Программа невероятно музыкальная! И это при том, что в музыке столько нюансов, что за ней можно и не успеть и быть отдельными от музыки. Мэрил и Чарли действительно большие мастера. В программе отточен каждый жест, нет ни болтающихся рук, ни движений ногами "на усмотрение спортсменов". Но всей этой работы не видно, о ней просто не задумываешься - настолько всё смотрится легко и органично. Сколько находок! Во вращении, во входах и выходах из поддержек.

   Жанр оперетты очень подходит Мэрил и Чарли. Красивые уместные костюмы. Какая интересная находка - небольшая маска с перьями в причёске партнёрши. Всё это и создаёт атмосферу чего-то театрального, артистического, аристократического и блистательного.

   После такой постановки и такого исполнения волей-неволей хочется поднятся с места и подключиться к многотысячной овации зала!

 

   Майя и Алекс Шибутани - мастера высочайшего уровня по части скольжения и аккуратной работы ног. И танцы из классической программы всегда удаются им просто потрясающе. В этом сезоне произвольный танец этой пары сопровождали вальсы Иоганна Штрауса "Розы с юга" и "На прекрасном голубом Дунае". Эти музыкальные произведеия были написаны ближе к концу 19 века, но танец американцев выглядит современным. Нет никаких тяжеловесностей в постановке и в сюжете. Молодые люди прекрасно танцуют под прекрасную музыку.

   Мне нравится, как команде удалось облегчить танец за счёт: а) смены цвета на платье партнёрши (помните, на первых стартах сезона Майя выступала в тёмно-синем платье) - вальс стал более летящим; б) Алекс "снял" фрак и галстук-"бабочку" - и тем самым добавил образу непринуждённости; в) ребята сменили причёски (Майя высокий пучок на низкий хвост, а Алекс залаченные волосы на слегка взлохмаченные к концу танца). Всё это пошло на пользу! Ведь пара-то ещё молодая (20 и 23 года спортсменам), хоть и давно находится в мировой элите.

   Впечатляет выверенность каждого движения в танце. Плавность рук Майи - просто загляденье! Очень удачно подобраны поддержки - абсолютно вальсовая тема. Одна из позиций (когда партнёрша на плечах у партнёра) похожа на Мэрил и Чарли в "Летучей мыши". И (обратите внимание!) очень интересная смена позиций во вращении. Даже в этом незначительном для многих постановщиков моменте Марина смогла сохранить ощущение и вальса, и бала.

   Очень красивое платье у Майи - нет излишней напыщенности в виде перьев-бархата-шёлковых перчаток по локоть-большого количества украшений. Хотя тема вальса, бала, да ещё и под Штрауса всё это, в принципе, предполагает. Хотя это платье очень праздничное. На замедленном повторе видно, что лиф расшит и бисером, и стразами, и даже маленькими тканевыми цветами. 

   Мне даже немного жаль, что на чемпионате мира во время первой поддержки по прямой Алекс не посмотрел на арбитров, как делал это раньше... Было в этом что-то такое ироничное и дерзкое одновременно. И мне сразу вспоминался хулиган Максима Шабалина из вальса Шостаковича.

   Я являюсь поклонницей творчества Марины Зуевой. Для меня её имя в графе "хореография" равняется знаку качества. И неважно для какого вида фигурного катания эта постановка будет. Я заранее знаю, что все программы будут очень музыкальными, очень современными и будут сделаны с большим вкусом и чувством стиля.

   Всё её вальсы, о которых я рассказала сегодня, прекрасны. Каждый по-своему. И, что самое главное, они неповторимы. В них чувствуется рука Марины Зуевой, но в них нет чувства вторичности. А авторский стиль и вторичность - это разные вещи.

   Все поддержки переделаны так, что нельзя сказать: "О! Это же из Ивановой-Петрова потырено!". В каждой программе есть изюминка. И это здорово!

   И здорово, что наши спортсмены стали обращаться за постановками к Марине. И обратились именно те, кому необходимо что-то новое для раскрытия своего таланта. 

   Я с нетерпением жду нового сезона! И я не сомневаюсь, что постановки Марины Зуевой будут великолепны. Как всегда великолепны. И они не только сами будут выделаться на остальном фоне, но и представят их исполнителей в лучшем свете. В самом лучшем свете!

* * *

   Ну, и напоследок небольшой подарок от меня для всех вас)) Ещё две замечательные программы!

   Вальс и бал - это что-то такое родное для русского человека. Как ни странно...

   Русские композиторы - авторы потрясающе красивых вальсов, в классической русской литературе немало сюжетов, действие которых разворачивается именно на балах, а сколько шедевров советского кинематографа посвящено той эпохе!  

   И каким разным может предстать бальный вальс в постановках российских хореографов и российских спортсменов.

   Обязательный танец янки-полька в сочетании с вальсом сезона 2012-13 прекрасно подошёл нашей паре Екатерина Боброва-Дмитрий Соловьёв. Этот танец стал новой ступенью в карьере спортсменов. Многие болельщики охарактеризовали его как "хрустальный". И это правда, лучше и не придумаешь!

   Образы узнаваемы: молодая благородная девица и юнкер (?? Я не служила в царской армии и не очень разбираюсь в форме)). Очень озорное начало с поцелуем в щёку от осмелевшего юнца и стремительной кадрилью. Спортсмены то тут, то там - есть ощущение охвата всего катка и переполненности радостью (не уверена, что моя мысль понятна, но всё же). Игривое настроение сменяется вальсом. Хрустальным вальсом, в котором каждое движение направлено в каждый музыкальный акцент. Замечательная параллельная дорожка шагов!

    В российских танцах, когда надо использовать более одного музыкального фрагмента, чаще всего получается нечто невиданное и неслыханное. Ну, не могут наши это почему-то сделать со вкусом. Александр Жулин и его команда в особенности. Тут же всё получилось идеально. Весёлая мелодия Андрея Петрова из кинофильма "О бедном гусаре замолвите слово" неожиданно идеально дополнила музыку Альфреда Шнитке из драмы  "Экипаж". Хотя фильмы абсолютно разные... Результат получился отличным. Танец стал нежным, а финал с боем часов добавил трогательности.

   Я не знаю, какое впечатление этот танец производил на зарубежных любителей фигурного катания, был ли он им понятен? Но для нашего зрителя и для нашего менталитета - это попадание в яблочко. Ведь все любят искромётные советские комедии про гусаров, про поручиков, про графинь. Все любят Пушкина и Толстого и знают их произведения наизусть. Это наша культура и наша история.

   Мне понравилось, что на чемпионате мира Катя изменила причёску. Кудряшки добавили динамики каждому её движению. И хочу обратить внимание на хореографию: столько разных фишечек и неожиданных движений, которые так подходят идее танца и его хореографии! Для меня это стало приятным сюрпризом. Я хоть и люблю пары Александра Жулина, но не могу не видеть, что чаще всего хореография у его учеников немного топорная.

   Да, все знают, что я очень люблю Катю с Димой и всегда желаю им удачи. Но по-моему глупо спорить с тем, что Боброва-Соловьёв в нормальном состоянии (как на этом видео) способны бороться за самые высокие места. И ни с каких низов им начинать не придётся. Пара высочайшего уровня с равноценными по мастерству партнёрами. Самое главное - крепкое здоровье!

 

   Если и есть пары, которые можно назвать классическими, то Оксана Домнина с Максимом Шабалиным именно такая пара. Шикарные внешне и мастера конька. Все их постановки были как небольшие спектакли: музыка, костюмы, даже причёски - всё было цельным. Эта пара была рождена для вальса!

   Одной из самых запоминающихся программ пары стал произвольный танец на музыку Арама Хачатуряна из кинофильма "Маскарад". Программа получилась очень торжественной. Широкое размашистое катание под потрясающее музыкальное сопровождение. Немногие монотемы можно смело ставить на все 4 минуты произвольной программы. Чего греха таить - надоедает. Но только не "Маскарад"! При создании поста с удовольствием пересмотрела танец и послушала эту мелодию. Мне нравится музыкальная нарезка, она получилась очень разнообразной. Музыка развивается параллельно с сюжетом. Она отражает характер истории, происходящей на льду.

   При просмотре я поймала себя на мысли, что весь танец я смотрю именно на Шабалина. На мой взгляд, Максим один из самых артистичных танцоров и прошлого, и настоящего. Он разный в каждом танце: любящий, жёсткий, страстный, весёлый, отстранённый. Но он всегда разный! И его эмоции всегда подходящи и всегда уместны. А как он подавал Оксану! Он словно говорил:"Вы тут любуйтесь ею, смотрите. Но она моя." Чего и говорить, пара была нереальная. Я много раз видела их выступления, сидя на трибуне. Когда они выезжали на разминку, я следила только за ними, потому что Оксана и Максим были стопроцентно моей парой.

   В этой программе мне нравится то, что действие начинается с первых секунд с первого поцелуя руки и приглашения на танец. Нравятся, как пара передаёт образы: тихая нерешительная Нина и ревнивец Арбенин. Характеры своих героев Оксана и Максим демонстрируют сразу же в первых взглядах. Потом эти характеры отражены в каждой позе и в каждом движении рук и корпуса. Сергей Петухов и Алексей Горшков поставили немало вальсов, но "Маскарад", мне кажется, стал самым ярким и самым удачным. Атмосфера поэмы Лермонтова и одноименного фильма переданы очень убедительно.

   Программа получилась очень музыкальной. Все элементы вписаны точно в акценты. Ну, а поддержка по прямой... точно в музыкальную кульминацию, - просто здорово! Костюмы к этой программе могут показаться какими-то слишком богатыми: Максим в плюшевом диване, Оксана в шторах из усадьбы. Всё это правда. Но это же бал! Это же маскарад. Это же своего рода экранизация на льду. И тут нельзя взять и "обозначить", как в современном театре: поставили лестницу-стремянку, накрыли её брезентом - вот вам и комната Печорина "новое прочтение". Классическая пара, с классическим сюжетом, под классическую музыку. Тут не получится просто "обозначить" какую-то жизненную ситуацию, которая может произойти с любым парнем и любой девушкой. Тем более Оксана и Максим пара не той фактуры, которые показывают муравьиные балеты в простых платьях и рубашках с жилетками. В данном случае "русский стиль" уместен и даже необходим. "Маскарад" - царская музыка не для всякой пары.

   У Оксаны и Максима получился на льду настоящий спектакль. И как итог заслуженные оценки и европейское чемпионство. Убедительная просьба: досмотреть видео до конца: там такая радость у всей команды... Так приятно видеть счастливыми и Оксану с Максом, и Алексея с Сергеем! А в каком образе был Петухов на протяжении всего танца!))

 

 

Алаверды. Хочу верить, что в обязательном для следующего сезона вальсе наши пары не потеряются (хотя, к пасодоблю у меня были такие же надежды...).

   Вальс это всегда праздник! Всегда что-то прекрасное и торжественное. Надеюсь, мой пост понравится и поклонникам вальсов, и любителям творчества Марины Зуевой.

   Жду новый сезон и предвкушаю короткие танцы с нетерпением))