6 мин.

Конец с дешевыми билетами. О незаметном, но болезненном повышении цен на билеты в бундеслиге

Цены на билеты в бундеслиге значительно возросли. Это уже спровоцировало ряд протестов под лозунгом, типа: “Никаких 20 евро за билет – футбол должен быть доступным.” Один из основателей этого нового анти-движения, Арне Штединг, объясняет журналу 11 Freunde, почему клубы так взвинтили цены.

Фото: IMAGO

По сравнению с другими лигами, в особенности с АПЛ, цены на билеты в бундеслиге еще довольно выгодные. На это все время ссылаются менеджеры немецких клубов, и этот факт является одним из самых главных аргументов в политике повышения цен. И это довольно неправильно. Тем не менее, цены продолжают расти. Внущающим опасение является то, что подорожали в основном места нижней ценовой категории, в то время как люксовый сегмент остался относительно стабильным в ценовом плане. Так, годовой абонемент на стоячее место в Дортмунде будет стоить на 40% больше чем в 2005 году. Цены на абонемент на комфортные сидячие места в Мюнхене, Штутгарте и Бремене увеличились примерно на 30-40% за тот за временной промежуток.

Еще больше, за последние 10 лет,  чем цены на абонементы  изменились цены на обычные билеты. Рост цен в размере от 60 до 80%  или даже во время некоторых топ-игр в более чем в 100% скорее уже правило, а не исключение. Увесистые 19.50 евро требует Штутгарт сегодня за самые удобные стоячие места, это на 79% больше чем в 2005 году. В Вольфсбурге же размер платы за самые дешевые места в матчах с Баварией или Дортмундом увеличивается в три раза.

График 1: Абонементы на стоячие места. Текст: На 17%  возросли в ФРГ расходы на поддержание оптимльного уровня жизни. Некоторые клубы почти не изменияли стоимость самых дешевых мест.  Некоторые же серьезно увеличили уровень цен, в особенности Шальке.

Это напоминает ценообразование, которое уже давно функционирует в музыкальной или киноиндустрии. Если раньше шла речь только о надбавке за топ-игры, то теперь образовалась переменная система формирования цен по привлекательности оппонента. Это преследует логику и психологию рынка, так как все хотят увидеть выездные матчи Баварии или Шальке, но намного меньше тех, которые охотно посещают матчи Айнтрахта или Фрайбурга. Такое ценообразование в особенности бьет по выездным фанатам. Для путешествующих за своим клубом баварцев выездные матчи в нижнесаксонской провинции или в Брайзгау далеко не топ, но, тем не менее, они вынуждены платить надбавку. Ниже чем за 30 евро им сложно найти сидячие места. Если чемпион приезжает в Гладбах, то самый дешевый билет можно приобрести за 47.50 евро. В матчах против менее именитых команд боруссийцы берут по 19.90 евро за место.

За сезон фанаты Баварии платят в среднем, таким образом, на 10 евро больше за билет на удобное сидячее место, чем фанаты Фрайбурга. Так, гостевая игра Баварии – это дорогой 3-D блокбастер, который идет  в праймтайм по выходным, а выездной матч Фрайбурга – это более рутинный фильм, которым заполняют эфир между выпусками новостей.

В Леверкузене наблюдаются ценовые колебания с максимальным диапазоном. Там билет на Баварию стоит 76 евро, в то время как такой же билет только на Фрайбург стоит в три раза меньше – 26 евро.

Однако не только высококлассный футбол и известные игроки являются единственным критерием при формировании цен на билеты. Так среди болельщиков, которые больше всех тратят на билеты, можно найти фанатов Гамбурга. “Динозавры” оставили свой лучший футбол в прошлом, а в прошедшем сезоне еле спаслись от вылета из бундеслиги. О спортивных успехах Гамбурга давно не слышно, но зато хорошо слышно фанатов “динозавров” на всех стадионах бундеслиги.Тут менеджеры берут во внимание не спортивную привлекательность противника, а сопутствующие его активные фанмассы, коими являются гамбуржцы. Таким образом, вторым важным фактором формирования цен является мобильность фанмасс.

Реклама 18+

Спортивный успех Боруссии позволил ей больше зарабатывать. Дороже стали обходиться дортмундцам не только выездные матчи. Если раньше бы цена за билет на матч с Коттбусом была соизмерима с суммой чаевых в фастфуде рядом со стадионом, то теперь эта сумма была пропорциональная стоимости сытного ужина в фешенебельном ресторане. За последние 15 лет, с 1998 по 2013, цена за билет на стоячее место выросла на хорошие 90%, а на сидячее место и вовсе на 139%. Во время матчей, в которых участвуют Бавария или Шальке, катализируют последние рост цен на билеты в три раза. Фанатам поэтому все сложнее приобретать билеты, так как за аналогичный отрезок времени средняя зарплата по бундесреспублике увеличилась только на 43%, а пенсия и вовсе лишь на 16%.

Также для того, чтобы заполучить абонемент на BVB-арену, стоит выложить крупную сумму из кошелька. Особенно это бьет по постоянным посетителям. Кроме давящей на фанатов ценовой политики, Боруссия также проводит изменение ценовых категорий билетов. Так, недавно менеджеры “желто-черных” присвоили нижним ярусам боковых трибун более высокую категорию. Тот, кто из года в год сидел на этих местах, теперь должен платить за кресло больше, так это уже не третья, а первая ценовая категория. Абонемент становится из-за этого в среднем на 164.50 евро дороже. Повышение касается, прежде всего, тех секторов, на которые многие ходили из года в год, среди таких много пожилых людей и пенсионеров. Не каждый из них в состоянии противостоять такому ценовому взвинчиванию. Это ведет к поступательным изменениям в структуре болельщиков – такая, вот, джентрификация, если хотите.

График 2: Абонементы на комфортные сидячие места. Текст: Сидеть дешево - теперь вовсе не дешево. Почти везде рост цен превысил уровень инфляции. Особый ценовой скачок у Шальке.

Раздувая пламя, 200 фанатов Боруссии отказались от своих абонементов. Их прежние места уходят под VIP-ложу. “Когда я был ребенком меня брал сюда мой отец, а того водил сюда еще его отец,”- примерно так звучит строчка из дортмундской песни. Похоже, такая преемственность и тенденция рискует нарушиться. Самый дорогой абонемент в бундеслиге также продают на Сигнал Идуна Парк и просят за него 871 евро.

Но не для одной Боруссии характерна такая ценовая политика. Также другой рурский клуб не отстал от земляков. В сравнении с 2008 стоит абонемент на стоячее место на Фельтинс-Арене на 190.50 евро больше, то есть на 51%, удобное сидячее место на сезон обойдется на 364 евро дороже, что составляет 73%. Кроме этого в Гельзенкирхене также практикуют дортмундские уловки с ценовыми категориями. Так, семь ценовых категорий были объединены в четыре, которые после все же расширили до пяти. В итоге, ассортимент сократился на две категории. Таким образом, стало меньше доступных билетов. Абонемент на нижний ярус южной трибуны Фельтинс-Арены стоил 8 лет назад 378 евро, сегодня же за него требуют 627.50 евро. То, что такое повышение цен, не вызвало активных протестов, можно объяснить тем, сто цены поднимались поступательно.

График 3: Абонементы на самые дорогие сидячие места. Текст: Цены стремятся к вершине. Рост цен преимущественно находится в пределах уровня инфляции в 5.6% с 2011 года.

Столбчатая диаграмма 4: Cредняя стоимость абонемента на удобное сидячее место. Текст: Стоимость абонемента для одного фаната Баварии, который хочет посетить все выездные матчи своей команды, должен оплатить более чем один фанат Фрайбурга.

Разбавил картину Падеборн, недавно пробившейся в бундеслигу. 255 евро, почти четверть от стоимости в любом другом клубе первой лиги, именно столько стоит абонемент на стоячее место в Оствестфалене. Комфортное сидячее место на сезон обойдется почти в 600 евро. Возможно, таким образом хотят возместить в Падеборне небольшую вместительность Бентелер-Арены. Но этот единичный случай и общая тенденция бундеслиги по повышению цен ставят ребром вопрос, как долго еще футбол будет слыть народным видом спорта и будет ли он доступен для всего населения.