10 мин.

«‎Лучшая вторая лига всех времен». Почему на вторую Бундеслигу ходят как на топ-чемпионаты

От редакции: этот текст мы опубликовали в начале февраля. Но вторая Бундеслига дала повод напомнить: в 22-м туре второй дивизион обогнал первую Бундеслигу по посещаемости – 284 тысячи против 261. 

В Германии очень любят футбол – возможно, больше, чем где-либо еще в Европе. Об этом говорят цифры. Первая Бундеслига – самый посещаемый чемпионат в мире, в среднем на матчи немецкой элиты приходят 42 992 человека. Но еще больше о страстном отношении немцев к футболу говорит тот факт, что вторая Бундеслига по посещаемости занимает шестое место – сразу после топ-5 лиг, совсем рядом с французской Лигой 1.

Прошлый сезон стал рекордным для второй Бундеслиги. И это не предел. «‎В этом сезоне совершенно точно будет установлен новый рекорд по количеству зрителей», – еще перед стартом кампании-2023/24 сказал член правления «‎Фортуны Дюсельдорф» Клаус Аллофс. И пока прогноз сбывается: после 20 туров средняя посещаемость 28 350 зрителей! Такими темпами вторая Бундеслига вполне может попасть в топ-5.

«‎У нас лучшая и самая привлекательная вторая лига всех времен», – утверждал летом 2018-го тогдашний президент «‎Эрцгебирге Ауэ» Хельге Леонхардт. «‎Мое личное мнение – это сильнейшая вторая лига в мире», – это уже слова тренера «‎Ганновера» Кенана Коджака в сентябре 2020-го. Накануне сезона-2023/24 можно было услышать похожее от президента «‎Санкт-Паули» Оке Геттлиха: «В этом сезоне у нас снова невероятно крутая вторая лига‎». «‎Эта лига очень секси, не так ли?», – риторическим вопросом открыл сезон главный тренер «‎Гамбурга» Тим Вальтер. 

О чем это они?

Чемпионы Германии, участники ЛЧ и даже обладатель Кубка чемпионов – во второй Бундеслиге полно бывших топов

Главное, что делает лигу привлекательной – известность и статусность ее участников. Вторая Бундеслига в этом плане выглядит с каждым сезоном все мощнее – из-за регулярного вылета из элиты клубов с громкими именами (и такими же проблемами в менеджменте). Только в этом сезоне второй эшелон пополнился берлинской «‎Гертой» и «‎Шальке».

Теперь во второй лиге из 18 команд выступают сразу 13 бывших чемпионов Германии (включая ГДР и с учетом титулов до создания Бундеслиги в 1960-е). Восемь клубов в разное время засветились в Лиге чемпионов и ее предшественнике Кубке чемпионов. Помимо тех же «Шальке‎» и «‎Герты», это еще «‎Ганза», «‎Гамбург», брауншвейгский «‎Айнтрахт», «‎Нюрнберг», «‎Магдебург» и «‎Кайзерслаутерн». «‎Гамбург» вообще брал Кубок чемпионов в 1983 году и после выхода «‎Ноттингем Форрест» в АПЛ это единственный победитель ЛЧ, который играет не в элитном дивизионе.

Конечно, для всех этих клубов их лучшие времена остались позади, а для кого-то – очень-очень далеко позади. Но все это клубы с историей, традициями и фанатской базой. Бывший игрок «‎Униона», а ныне эксперт Sky Торстен Маттушка даже заявил, что сейчас во второй лиге «‎играют больше клубов, которые вызывают у людей эмоции, чем этажом выше».

Правда и в том, что во второй лиге много региональных дерби со своей большой историей, которые, возможно, не так интересны стороннему зрителю, но привлекают местных болельщиков. Например, «‎Кайзерслаутерн» против «‎Карлсруэ», «‎Айнтрахт Брауншвейг» против «‎Ганновера» или «‎Нюрнберг» против «‎Гройтер Фюрт». Вы вряд ли включили бы телевизор, чтобы посмотреть эти матчи. Возможно, даже переключили бы канал, попав на них. А вот для местных это важные зарубы, которые нельзя пропустить.

Инфраструктура на уровне первой Бундеслиги, а билеты можно получить даже бесплатно

Большие клубы – это не только музеи с покрывшимися пылью трофеями. Как правило, в Германии это еще и команды с удобными современными стадионами. В стране не так давно проходил ЧМ-2006, а совсем скоро Германия примет Евро-2024. Три из десяти арен, на которых сыграют лучшие сборные Европы – это стадионы клубов второй Бундеслиги (Гамбург, Дюссельдорф, Гельзенкирхен). Из 13 крупнейших стадионов Германии семь – дома для команд второй лиги.

«‎Могу себе представить, что некоторые клубы первой Бундеслиги мечтают о том, чтобы у них были такие же условия, как во второй лиге», – Оке Геттлих из «‎Санкт-Паули» едва ли лукавил, когда произнес эти слова.

По средней вместимости в этом сезоне стадионы второй Бундеслиги уступают первой всего 6000 мест – 34 600 против 40 600. Да, большой стадион – не обязательно полный. «‎Торпедо» времен выступления в «‎Лужниках» не даст соврать.

Но во второй Бундеслиге с заполняемостью трибун тоже все отлично: у 11 клубов она составляет в среднем 80% или более. А из тех, у кого этот показатель ниже, четыре клуба собирают более 35 тысяч зрителей. То есть дело не в том, что на них ходят мало людей – просто стадионы могут вместить еще больше. Только «‎Веэн Висбаден» и «‎Гройтер Фюрт» с их небольшими аренами и относительно невысокой заполняемостью трибун немного недорабатывают в сравнении с конкурентами.

Одна из причин хорошей заполняемости – доступные цены на билеты. Самые дешевые билеты, обычно на стоячие места, можно купить в диапазоне от 12 евро («‎Веэн») до 18,5 («‎Нюрнберг»). Джентльменский набор немецкого болельщика (билет + пиво + сосиска) обойдется в сумму от 21 до 28 евро в зависимости от клуба. Учитывая среднюю зарплату в Германии в районе 2500 евро, регулярный поход на стадион может позволить себе каждый.

Любопытно, что цены на первую Бундеслигу практически не отличаются: на элитный футбол можно попасть, заплатив от 14 евро («‎Хоффенхайм»). А верхняя планка самых дешевых билетов вообще на том же уровне, что и во второй Бундеслиге – 18,5 евро просят за стоячие места в Дортмунде и Штутгарте.

Но вернемся во вторую Бундеслигу: в этом сезоне попасть сюда можно даже бесплатно. «‎Фортуна» устроила эксперимент по привлечению новых болельщиков: билеты на три игры этого сезона оплачивают спонсоры клуба, а зрителям они достаются за ноль евро. Схема распределения как на Евро: подаешь заявку и ждешь результатов лотереи. Первая игра в рамках акции против «‎Кайзерслаутерна» принесла «‎Фортуне» солдаут – на 54 600 места претендовали 120 000 человек. На второй такой матч в конце января против лидера лиги «‎Санкт-Паули» спрос был даже еще чуть выше – 130 000 заявок (среди них и я, но не повезло).

Главное: немцы обожают ходить на стадион – на первую, вторую или женскую Бундеслигу

Конечно, качество футбола во второй Бундеслиге ниже, но для болельщиков это не проблема. Футбол в Германии – это культурный феномен. Традиции боления за местный клуб передаются из поколения в поколение, а поход на стадион – это возможность собраться большой компанией друзей, выпить пива и время от времени в едином порыве поорать хорошо знакомые и такие любимые кричалки. И не важно, это компания 20-летних парней или 50-летних мужчин с женами и детьми. В этом смысле для болельщиков нет никакой разницы между походом на первую или вторую Бундеслигу.

Немцы настолько любят ходить на футбол, что рекорды посещаемости бьет и женская Бундеслига. В апреле 2023-го на матч женских команд «‎Кельна» и франкфуртского «‎Айнтрахта» пришли 38 365 зрителей. А в октябре, когда мужской клубный футбол встал на паузу из-за матчей сборных, женская Бундеслига установила рекорд посещаемости тура – суммарно 53 609 болельщиков на шести играх.

То есть у второй Бундеслиги все совсем хорошо? Если бы

В этом сезоне клубы второй Бундеслиги дают огня и в Кубке Германии: сразу два клуба второй лиги вышли в полуфинал («‎Фортуна» и «‎Кайзерслаутерн»). Но даже если вторая Бундеслига и лучшая среди вторых в мире, ее статус все же сильно влияет на команды. В частности, финансово.

Из 1,28 млрд евро за маркетинговые права на первую и вторую Бундеслигу только 250 млн достаются клубам второго дивизиона. И это еще неплохо, ведь все чаще руководители клубов элиты говорят о желании продавать свои права отдельно. Самый свежий пример: в декабре Немецкая футбольная лига (DFL), которая объединяет обе Бундеслиги, объявила о поиске инвестора, который будет готов вложить 1 млрд евро. Эти деньги планируется потратить прежде всего на создание собственной платформы с подписками на футбольный контент (по типу НБА), а также на продвижение Бундеслиги за границей – хотят даже субсидировать поездки в США или страны Азии.

За план со второго раза проголосовало большинство клубов двух лиг (первое голосование в мае провалилось), но во второй Бундеслиге он вызывает обеспокоенность. «‎Без изменения механизмов распределения денег разрыв между первой и второй Бундеслигой и даже в рамках одной лиги еще больше вырастет, потому что планы инвестиций и роста затрагивают в первую очередь доходы от международной активности», – отмечалось в заявлении «‎Оснабрюка». Клуб не стал голосовать против, но воздержался от поддержки такого концепта.

Гендиректор «‎Байера» Фернандо Карро перед повторным голосованием был настроен решительно. «‎Если голосование снова провалится из-за клубов второй Бундеслиги, стоит подумать, возможно ли вообще дальше работать совместно в такой форме». 

Но даже если эти угрозы останутся пустыми, падение во вторую Бундеслигу сильно бьет по возможностям. В итоге клубы с громкими именами нередко увязают во второклассном турнире, если у них не получается сразу же вернуться. «‎Гамбург» уже шестой год пытается подняться обратно в первую Бундеслигу.

Когда в июне гамбуржцы боролись в стыках со «‎Штутгартом», их тренер Тим Вальтер озвучил горькую правду: «‎Мы сейчас обычный клуб второй лиги». «‎Гамбург» с момента вылета усиленно экономит и старается закрыть долги. Получается неплохо: уже два сезона подряд удается закончить год в небольшом плюсе (7,8 млн евро по итогам сезона-2022/23) и снижать долговую нагрузку. Но мечты о возвращении в первую Бундеслигу от этого, очевидно, страдают.

«‎В конечном итоге во второй лиге есть только два победителя (которые поднимаются в первую Бундеслигу напрямую – Sports.ru). А остальные вынуждены настраиваться на несколько лет второлигового футбола», – констатирует эксперт Sky Райнер Калмунд.

Хотя на посещаемости это не особенно отражается.

‎«‎Европейский Паровоз» – в телеграме

Фото: Christian Charisius/dpa, IMAGO/Sebastian Rappold/Matthia, Jurgen Fromme/firo Sportphoto, IMAGO/Susanne Habner, Tom Weller/dpa/Global Look Press; Gettyimages.ru/Oliver Hardt, Sebastian Widmann