Трибуна
15 мин.

Триатлон – это встречаться с тремя классными девчонками одновременно. История Сергея Маськова

Жажда первенства всё время подкидывает Сергею Маськову новые вызовы. Что общего между армией и триатлоном? Сколько нужно тренироваться, чтобы забыть о болячках и куче лекарств? Что делать, если приплыл на соревнованиях последним и как попасть в 0,01% уникальных людей на планете?

***

— Привет, Сергей. Судя по твоим социальным сетям – твоя жизнь состоит из ежедневных тренировок и вызовов. Интересно, так ли это и как давно началось. Расскажи о себе. Где ты родился, где живёшь, чем сейчас занимаешься?

— Привет. Меня зовут Сергей Маськов. Мне 30 лет. Родился в Узбекистане в семье военных. В возрасте четырёх-пяти лет наша семья переехала в Краснодарский край. С 2000-го жил в Московской области. А последние годы, после армии – в Москве. Сейчас занимаюсь корпоративными продажами в недвижимости.

— Поделись, как в твоей жизни появился спорт? 

— Жажда первенства у меня в крови. В школе занимался турниками, туризмом. На турниках занимал первые места. Меня в средних классах брали на соревнования со старшеклассниками, где я подтягивался больше, чем они. Мне даже не верили, что я младше.

— Тебе легко давалось? 

— Давалось нелегко. Просто понимал, чтобы получить результат – нужно каждый день заниматься, прикладывать усилия. Потом собралась компания, стало интереснее проводить время на площадке.

— Какая была мотивация в турниках? Та самая жажда первенства, жажда побеждать?

— Да. Мотивация быть первым, занимать первые места. Победа над собой. Сначала в классе стал первым, потом в школе, потом на городских соревнованиях, потом еще на региональных. Наградой были в том числе и сами поездки на соревнования. Смена обстановки – тоже большой плюс.

— А так всегда было? Вот эта жажда побеждать себя, она сопровождает тебя с детства?

— Осознанность пришла ближе к институту. До этого всё-таки больше ориентировался на соперников. Уже потом, переосмысляя, понял, что это просто такая жизнь и никуда от этого не деться. Приняв это, начал выстраивать жизнь так, чтобы эта жажда приносила и доход, и результат, и удовольствие.

— Как циклические вида спорта пришли в твою жизнь?

— (Смеётся) В армии. Пришлось. Заставили бежать.

— Так до сих пор и бежишь.

— Ну, да. Такого удовольствия от турников и работы с железом не получаешь. Благодаря циклическим видам спорта все проблемы уходят: на следующий день со свежей головой подходишь к задачам, решаешь их лучше и эффективнее. Ну, и плюс, самочувствие. Если тренируешься хотя бы полчаса в день, то можно забыть о болячках и куче лекарств.

— Это осознание пришло в армии?

— Да. До окончания института еще были некоторые пробелы – можно было на пару месяцев вылететь вообще из тренировочного процесса, а в армии всё сложилось.

— То есть армия тебя научила и дисциплинировала?

— Да. Такая школа мужества.

— Есть распространенное мнение, что «армия – это выкинутые годы жизни». Ты называешь её школой. Какие у тебя впечатления, воспоминания об армии? 

— Пока служил, зачёркивал каждый день в календаре и думал, когда же это закончится со мной. А после остались только положительные эмоции. До сих пор общаемся с сослуживцами и с офицерами.

— Значит, бег появился в твоей жизни там.

— Да.

— Вы бегали в кроссовках? Или это были сапоги?

— Либо сапоги, либо берцы, да.

— Когда у тебя появились первые беговые кроссовки?

— Беговые кроссовки... Наверное, еще года через три после армии.

— То есть три года ты бегал...

— В обычных. Ну, кроссовки – и кроссовки, какая разница. Ну, и на дистанцию до 10 километров их вполне хватает. То есть не нужно дополнительно что-то придумывать. Вся реклама новых кроссовок – это, конечно, маркетинговый ход. И те, кто давно занимаются, – прекрасно об этом знают. То есть, все эти бусты, где еще толще будет буст…

— Ультра буст... 

— Да. Конечно, для начинающего, такие беговые кроссовки будут лучше. Они берегут ноги и минимизируют возможные травмы, но в общем, можно бегать и в обычных.

— Как ты познакомился с триатлоном? Какая была первая цель? В чем была мотивация?

— Моя беговая команда «Run&Bite» вписалась в челлендж. Нужно было поучаствовать в максимальном количестве мероприятий за год и набрать больше всех очков. С 1-го января по 31-е декабря мы вписывались вообще во все мероприятия организаторов. В выходные могло быть до четырёх стартов: с одного приезжаешь на другой, утром едешь на третий и еще потом ночной какой-нибудь. Это были забеги.

А тут Grom (организация спортивных соревнований) предложил триатлон, «спринт» (750 м плавание, 20 км велосипед, 5 км бег). Я не умел плавать и никогда не сидел на шоссейном велосипеде. В итоге в плавании было 40 минут на 750 метров. Это медленно, я не укладывался ни в какие лимиты. Но из-за роллинг-старта меня не сняли, так как решили, что я самый последний стартовал – ну, последний и приплыл. Велосипед взял MTB-шный (горный) с пристегивающимися педалями и туфлями на три размера больше. Велоэтап был ещё хуже плавательного. На беговом догнал пару человек.

— Что испытываешь сейчас, когда видишь других людей на велосипедах MTB на триатлонных стартах?

— Улыбаюсь, конечно. Что эти ребята пробуют... Ну, либо понравится, либо не понравится – здесь палка о двух концах. Мне понравилось.

— Ты узнаешь в них себя?

— Да. Помню, я так же ехал.

— Понимаю… Свой первый триатлонный старт я ехал в эстафете 90 километров на ретро-велосипеде. Не было ещё ни у меня, ни у друзей никакого шоссейника. Максимально похожее на спортивное, с тонкими колёсами, что нашёл – советский харьковский велосипед «Старт-Шоссе». Со старой системой переключения передач, на раме. При переключении скорости постоянно слетала цепь. В итоге все эти 90 километров на одной передаче и проехал. Было грустно. Рядом ехали ребята на MTB – им было ещё грустнее. Всегда по-особенному радуюсь за тех, кого вижу на MTB. У каждого свой путь. И это преодоление для них, может быть, гораздо больше значит, чем для тех, кто десятый раз стартует. Важно, что внутри. 

— Я на московском старте видел участника с прокатным городским велосипедом. С корзинкой спереди. Может у него какие-то проблемы случились с доставкой своего велосипеда, а он ведь всё равно не отступил. Арендовал, притащил в транзитку и стартанул.

— Когда ты поставил себе уже более серьезный вызов?

— Сразу же после «спринта». Расстроился, что приплыл последним, поэтому решил это исправить и сделать «половинку» (1.9 км плавание, 90 км велосипед, 21 км бег) на следующий год. В интернете нашёл определение, что триатлон – это то же самое, что встречаться сразу с тремя классными девчонками.

— (смеётся) Пожалуй, соглашусь.

— Вот оно прям... Ты сначала... плывешь – это одно вообще. Потом едешь...

— Потом устал…

— Устал – переобулся. Транзитка – как раз, чай попить.

— И к другой убежал.

— Да.

— Не слышал этого определения раньше, но это прям... попадает.

— В точку.

— Так. И значит, тебе захотелось встречаться с классными девчонками подольше.

— И сразу с тремя, да. Поэтому пришлось в бассейн ходить много. Надо было плавание подтянуть.

— Ну, чтобы с классной девчонкой встречаться – надо и самому соответствовать.

— Чтобы не так, что она смотрит и думает: «Ну, понятно. Этот последний. Не сегодня».

— Захотелось у классной девчонки быть не последним. И ты пошел в бассейн тренироваться и готовиться к «полужелезке».

— Пришлось, прям поусердствовать. Первые тренировок шесть-семь казалось, что это вообще нереально и не моё. Непривычно. Задыхался. Хлорка ещё эта. Думал: «Господи, как они плавают по четыре часа в этом бассейне?» Ничего, втянулся. Изучал плавательные видео по дороге от дома на работу. И к вечерним тренировкам был во всеоружии. Пока только смотрел ролики, прогресса особого не было. А как только начал снимать себя и анализировать, что делаю, – сразу начало получаться.

— После достижения амбициозных целей как правило наступает «плато» или «развилка». Куда и как дальше двигаться. Или идти в объёмы и делать больше. Или идти в скорость и делать быстрее. Или останавливаться. Куда ты двинулся?

— По направлению к «железке» (3.8 км плавание, 180 км велосипед, 42 км бег).

— Как долго принимал это решение?

— Минут пятнадцать.

— (смеется) Сразу после первой же «полужелезки»?

— Да.

— Сколько прошло времени с момента, принятия решения до прохождения полного «железного» триатлона?

— Если говорить о тренировках, подготовке – примерно полгода.

— Ну, на этот момент у тебя была уже, условно, база?

— Ну, да. Оставалось добавлять объём к тем тренировкам, которые были уже после прохождения «половинки».

— Сколько ты уже занимаешься циклическими видами спорта?

— Восемь лет.

— Выдели ключевые точки за этот период, какие достигнуты вехи, цели, сверхцели?

— Если бы мы общались полтора-два года назад, я бы вспоминал мероприятия, где было много эмоций. После того как начинаешь заниматься ультразабегами – всё меняется. В прошлом году я сделал «железный» триатлон и не почувствовал тех эмоций и усталости, как мне обещали. А вот на первом ультрамарафоне, где был набор 1000 метров, помню финиш: прибежал и чувствовал себя крутым спортсменом. 

— Это был трейл?

— Да.

— Сколько бежал?

— Около 57 км.

— И набор – тысяча.

— Да.

— Слушай, расскажи пожалуйста, что такое этот термин «набор»... Часто лыжники, трейлраннеры употребляют это словосочетание «набор тысяча» и другие большие числа. Но для спортсмена-новичка вообще ничего не понятно. 57 километров с набором тысяча – что это такое? Насколько это сложно?

— Здесь другая специфика подготовки. Если не готовиться, не бегать горки, то получается в два раза больше, чем ты пробежал, то есть 57 км с набором тысяча могут превратиться в 114 км. А если готовишься и бегаешь по рельефу, то уже знаешь, как раскладывать силы. Понимаешь, что если большой градиент, то не строишь из себя героя, а заходишь в горку пешком. А уже потом бежишь дальше.

— Сейчас какие спортивные цели и сверхцели стоят перед тобой в жизни?

— Стараюсь не ставить цели на три года, на пять лет. Учитывая предыдущий опыт, получается, что за год перевыполняю их, и дальше они кажутся ерундой. Поэтому в спорте сейчас двигаюсь в рамках года. После финиша на «железной» дистанции по триатлону появилась цель: добавить длительность и взять многодневный старт, который запомнится. Хочется уникальности.

— Итак, смотрим вперёд на ближайший год. Есть у тебя уникальная спортивная цель? 

— Да.

— Какая?

— BalticMan SiS Ultra Triathlon.

— Расскажи, когда ты впервые услышал об этой гонке?

— Заинтересовался репостом Саши Скрывля (спортивный комментатор и ведущий). И подписался на страничку в инстаграме еще до объявления старта. Когда рассказали о дистанции – понял, что это как раз попадание в уникальность. Вызов как раз для меня. Такое делают единицы на планете. Дальше ребята написали, что ищут амбассадора. Подумал: «Это ж я, чего вы ищете?»

— Как думаешь, почему тебя выбрали амбассадором?

— Большинство тех, кто вовлечён в спорт на таком уровне, не ведёт даже банально никаких соцсетей. Они максимум могут по телефону созвониться, в мессенджере ответить на сообщение и всё. А я с друзьями запустил продвижение себя в амбассадоры в инстаграме, чтобы привлечь внимание.

— Зачем ты участвуешь в гонке BalticMan SiS Ultra Triathlon?

— Доказать, что нет недостижимых целей. Главное – цель в голове. И попасть в 0,01% тех, кто может.

— Это всё та же жажда первенства толкает?

— Да. Увидел заявку и подумал: что я еще могу сделать, чтобы у организаторов даже не было сомнений пригласить меня?

— Как ты считаешь, кто может стать участником такого приключения как BalticMan SiS Ultra Triathlon?

— Общаясь с тренерами, с партнёрами, слышу, как у большинства создаётся впечатление, что такой вызов для собственника бизнеса, который готов много тренироваться. Складывается образ человека, у которого нет проблем с финансами и который выбирает: либо в танки буду играть, либо вызов спортивный брошу себе. У меня есть желание переубедить большинство в этом. В том, что не нужно быть чиновником или бизнесменом, который не работает.

— То есть это вызов для каждого.

— Абсолютно. Люди говорят: «У меня сложная работа. Нет времени», – это всё ерунда. У всех работа, и у каждого она по-своему сложная. Специфика не играет никакой роли.

— По моим наблюдениям, триатлон расставляет приоритеты, дисциплинирует и организовывает.

— Триатлон – это практика тайм-менеджмента. Просто теория может на ком-то и сработает, но в большинстве случаев – нет. Без практики тайм-менеджмент не работает.

— Расскажи, как устроен твой тренировочный процесс? Как и сколько ты тренируешься?

— Уделяю тренировкам около трёх часов в день. Прошлый месяц распределил тренировки на утро и вечер. Больше уделял внимания бегу, потому что готовился бежать двойную «Дорогу жизни» (ежегодный международный зимний марафон в Санкт-Петербурге). Правда решение принял всего за полмесяца до забега.

— За две недели до марафона ты принял решение бахнуть там 84 км?

— Да. До этого сомневался из-за погоды. В прошлом году было около минус 18-20 градусов.

— Да, в Петербурге бывает нестабильно.

— Бешеного желания в такую погоду бежать не было. Сейчас работаю на объем. Ближайший месяц добавлю ещё побольше велосипеда и поработаю над техникой плавания. Дальше и там подключу объёмы. Скоро открытие уличного велосезона – буду выезжать тренироваться в Клёново. Опыт показал, что за бег можно не переживать уже сейчас. На 75-м километре бежал и понимал, что можно даже добавить при желании. И это с учетом погоды. 

— Хватает времени на всё остальное?

— Хватает.

— То есть это как… это дисциплинирует? Как же остальная жизнь? Там же куча всего интересного: кино, друзья, личная жизнь, увлечения, чтение, бизнес...

— Ну, можно по порядку. Кино смотрю в дороге, пока еду на работу. Окружение меняется, и новые друзья также занимаются спортом. Можно с ними провести время – поехать на пробежку, на тренировку или на соревнования. Совместить приятное с полезным. Про бизнес. Сначала сложно. Потом привыкаешь к такому объему, и становится привычно. Единственное, утром, бывает, сложно вставать раньше времени. Как раз вчера было сомнение. Проснулся в 5:50, чтобы доехать на старт «Дороги жизни». Умылся и смотрю в зеркало: «Блин, что ты делаешь? Ложись спать».

— Диалог в голове, да? Два Серёжи: один ленивый, просится в кроватку под одеялко, а второй бодрый, ищет драйва. 

— Причем ленивый только утром появляется. Вечерний ленивый достаточно быстро ушел. Просто нужно понять, в какие моменты эти диалоги начинаются и пресекать их. Приезжаешь с работы. Если поешь и приляжешь, то приходит «второе я» и говорит: «Зачем тебе это? Никуда не пойдем! Будем спать!». А если легко перекусил и сразу пошёл на тренировку, то, наоборот, там себя еще лучше чувствуешь. Потому что заботы, которые накопились за день в голове, на полочки раскладываются и всё. Следующий день начинаешь бодрее.

— Что нужно взрослому человеку, чтобы начать тренироваться?

— Достаточно понять, для чего это нужно. У каждого существует собственная ниточка, за которую можно потянуть: кто-то хочет выглядеть более спортивно; кто-то хочет показать близким, на что способен; кто-то на работе хочет себя реализовать. Ниточек много.

— Если бы с завтрашнего дня нужно будет оставить только один вид спорта: плавание, велосипед или бег – что ты выберешь?

— Остановлюсь на беге. Можно в любое время надеть кроссовки и побежать.

Блиц

Триатлон — это встречаться с тремя классными девчонками одновременно.

Ультра — это самопреодоление.

Команда — это семья.

Поддержка — это болельщики.

BalticMan — это новый вызов.

Границы возможностей — их нет.

Санкт-Петербург — это вторая столица.

Профиль героя

Начал заниматься циклическими видами спорта: 2012 год.

Вдохновляющая книга: Ги де Мопассан «Милый друг».

Вдохновляющий фильм: Я – легенда (2007).

Вдохновляющая музыкальная группа: Angerfist.

Power Song: Angerfist – Choices.

Личное достижение: Победы над собой каждый день.