11 мин.

30% таланта и 70% труда – Нейтан Чен рассказал о том, как стать чемпионом мира

Нейтан Чен принял участие в youtube и подкаст шоу 'Back to School'. Авторы программы актеры стендапа Maz Jobrani и Tehran Von Ghasri приглашают экспертов и успешных людей из разных сфер деятельности, которые обучают Маза различным «предметам».

Шоу было вдохновлено 10-летним сыном Маза, который задал отцу вопрос, на который у него не было ответа.  Вместо того, чтобы снова обратиться к Google, Маз решил, что пришло время привлечь экспертов, "которые помогут раз и навсегда расширить его знания". В интервью, которое длилось около часа, Нейтан рассказал о том, как стать трёхкратным чемпионом мира в фигурном катании.

Полная версия интервью находится на youtube.

«Ты как бы обретаешь семью вне собственной семьи»

Мы с мамой переехали из Солт-Лейк-Сити в Калифорнию, когда мне было 12 лет. Мои братья и сёстры в то время учились в колледже, и все мы уже не жили в одном доме, но всё равно у нас были очень близкие отношения. Из-за переезда связи с друзьями и знакомыми были потеряны. Но, думаю, многие фигуристы оказываются в похожей ситуации. Например, я приходил на ваше шоу с друзьями [Нейтан с Мэрайей Белл, Михалом Бржезиной и его супругой Даниэль Монтальбано 1 мая ходили на стендап-шоу Маза и Тегерана в Ирвайне]. Мы все фигуристы. Если можно так выразиться, ты как бы обретаешь семью вне собственной семьи. Думаю, это помогло мне приспособиться. Конечно, на это нужно время. Ты постоянно находишься на катке, и времени на что-то другое, на общение с людьми вне катка почти не остается. Но в конечном итоге, общее увлечение сближает.

Team Raf на катке в Ирвайне. Photo cred.: mr_kwu

«Я никогда не хотел заниматься спортом ради славы»

Я никогда не хотел заниматься спортом ради популярности или славы. Мне нравилось то, чем я занимаюсь, у меня хорошо получалось. Вот почему я делаю это. Да, чем ближе Олимпийские игры, тем больше внимания ты получаешь. Но в целом фигурное катание – далеко не самый популярный вид спорта, и большинство людей о нас ничего не знает. Конечно, в разных странах по-разному. Например, в Японии все обожают фигурное катание, там спортсменов узнают чаще. В США ничего подобного нет.

После Олимпиады 2002 года в Солт-Лейк-Сити было много катков, соревнования постоянно крутили по телевизору, спортсмены были повсюду. Так появилось ощущение, что Олимпийские игры – это очень круто. Никто в моей семье не занимался фигурным катанием. Да, они умеют кататься на коньках, но никто не участвовал в соревнованиях. На самом деле, мне повезло, что у меня обнаружился талант к фигурному катанию в столь раннем возрасте. У меня были и другие увлечения. Например, играл в хоккей, занимался гимнастикой, играл на пианино. Но без особых успехов. А фигурное катание – это моё.

Официальная тренировка на Japan Open 2019. Photo cred.: yaguchi_toru

«В моей семье фигурное катание считалось дополнительным занятием помимо школы»

Когда я только начал заниматься фигурным катанием, я не относился к этому так серьёзно, как делают элитные спортсмены. Я занимался всего пару часов в день. Считается, что элитному спортсмену нужно тренироваться по 4-5 часов в день, но у меня ничего такого не было. В то же время я занимался другими вещами, и это можно назвать дополнительными тренировками. Где-то до 15-16 лет у меня не было чёткого понимания, что я могу попасть на Олимпиаду. У нас много важных соревнований, таких как чемпионаты мира, Гран-при, но Олимпийские игры – это главная цель.

В девятом классе я перешел на онлайн-обучение. В то время я уже проводил на катке всё время с 9 утра до 6 вечера. Это включает в себя не только тренировки на льду, но и всё остальное. Мои родители всегда говорили, что хорошее образование важнее всего, а фигурное катание считалось дополнительным занятием помимо школы. Многие родители хотят, чтобы их дети были успешны в спорте, и эти дети уже в первом или втором классе тренируются по 5-6 часов в день. Из-за этого дети впоследствии часто испытывают трудности с общением, вся их жизнь проходит на катке. Для них очень многое зависит от того, смогут ли они добиться успеха в спорте, и это оказывает дополнительное давление. Так что мне очень повезло, что в моей семье на фигурное катание смотрели скорее так: если что-то получится – отлично, если нет – по крайней мере, у тебя будет занятие, которое тебе нравится.

Мама всегда очень внимательно следила за тем, что я делаю на тренировках и в школе. Но не могу сказать, что она была излишне строгой. Я чувствовал себя обычным ребенком, получал удовольствие от того, что делаю. Она помогала выстраивать определённую структуру тренировок, следила за тем, чтобы я выполнял всё в должном объеме, но при этом всегда хотела, чтобы мне нравилось то, что я делаю. Никогда не возникало ощущения, что мне всё это надоело, что я больше не хочу кататься. Мама превращала тренировки в своего рода игру. Наверное, поэтому, когда меня спрашивают, в каком возрасте я начал относиться к фигурному катанию серьёзно, я и не могу дать однозначного ответа. Но, разумеется, чтобы добиться успеха в каком-то деле, нужна дисциплина. И я благодарен маме за то, что она делала для меня.

Нейтан с мамой Хетти: тогда и сейчас

«Талант – это основа всего, но без труда всё равно ничего не получится»

У людей есть таланты. Но нужно их обнаружить. Фигурное катание не самый доступный вид спорта. Нужны финансовые вложения. Мы жили небогато. У меня два брата и две сестры, и денег было не так уж много. К счастью, в Солт-Лейк-Сити лёд стоил очень дёшево. Всего пару долларов за сеанс. В то время как здесь в Калифорнии приходится платить где-то 30 долларов в час. Если бы я рос в Калифорнии, мы бы точно не потянули такую сумму. Это слишком дорого. Если бы у нас в стране было больше катков, если бы занятия стоили дешевле, я уверен, что нашлось бы немало ребят гораздо лучше меня. Но мы имеем то, что имеем. Я знаю многих фигуристов, которые очень много работали, очень много старались, и в этом плане мне до них далеко, но они так и не смогли добиться больших успехов, потому что у них не было природных способностей. Я не хочу сказать, что преуспеть в этом виде спорта могут только какие-то особые люди, но нужно суметь обнаружить свои таланты. Если бы у меня не получилось в фигурном катании, я мог бы попробовать себя в лыжах, в плавании, в чём угодно. Так уж вышло, что я не высок, и моё тело подходит для фигурного катания. Если бы, к примеру, я был выше или шире в плечах, было бы гораздо сложнее. Ладно, давайте так: это 30% таланта и 70% труда. Талант – основа всего, но без труда всё равно ничего не получится.

Тренировка по ОФП в Ирвайне. Photo cred.: mr_kwu

«Если я начну думать об ошибках, то потеряю из виду самое главное»

Лучше всего я выступаю тогда, когда ничего от себя не жду. Если вспоминать неудачные соревнования, то там мне часто приходилось иметь дело с ожиданиями родителей, СМИ, тренеров, федерации и т.д. Всё это определенным образом на тебя давит, но никогда не стоит забывать зачем ты катаешься. Чтобы показать, на что ты способен. Сколько у меня было и будет соревнований за всю жизнь? Не больше сотни. И это с округлением в большую сторону. Каждое соревнование – важный опыт для меня. Далеко не у каждого есть такая возможность. Если я начну думать лишь о том, как не допустить ошибку, то потеряю из виду самое главное. Ты соревнуешься с крутыми ребятами, у вас общее увлечение. Думаю, когда мне удаётся настроить себя подобным образом, я погружаюсь в состояние дзена, делаю элементы, катаю программу. Перед короткой программой в Стокгольме ко мне вернулся тот старый образ мыслей, что это чемпионат мира, что это очень важное событие в моей карьере, и если я ошибусь, то всё пропало. Ничего хорошего из этого не вышло. Перед произвольной программой я не был на том месте, на котором хотел быть. Всё, что я мог сделать, - это сосредоточиться на настоящем моменте. И у меня получилось.

Чемпионат мира 2021 в Стокгольме. Photo cred.: JONATHAN NACKSTRAND / AFP via Getty Images

«Я пока не нашел музыку, которую мог бы слушать дольше, чем один год»

В каждом сезоне мы выступаем с двумя программами. Большинство фигуристов к новому сезону готовит две новые программы, некоторые оставляют наиболее удачные программы ещё на сезон. Что касается меня, то я устаю от одних и тех же программ по ходу сезона. Мы их тренируем каждый день, приходится слушать одну и ту же музыку снова и снова целый час. Час на одну, ещё час на другую. Нужно выбрать что-то, что тебе очень нравится (смеётся). Я пока не нашел что-то такое, что мог бы слушать без конца дольше, чем один год. Да и вообще я не могу спокойно слушать музыку, под которую когда-то катался. Её и так было слишком много.

Немезис на Кубке Ростелекома 2017

«Доходы спортсменов в фигурном катании могли бы быть выше»

Фигурное катание – дорогой спорт. Например, хореографу приходится платить где-то десять тысяч за программу, на занятия с тренером уходит ещё где-то 120 тысяч в год. Это приличная сумма за пару часов занятий на катке в день. Обычно у спортсменов высокого уровня, особенно в Олимпийском сезоне, есть спонсоры. Также есть различные фонды, спортсмены, уже завершившие карьеру, часто поддерживают начинающих фигуристов. Кроме того, спортсмены могут давать уроки и получать призовые с соревнований. Но это не заоблачные суммы. В межсезонье можно выступать в шоу. Так можно покрыть расходы.

Думаю, в этом плане нужно что-то менять. О других видах спорта я говорить не могу, но доходы спортсменов в фигурном катании могли бы быть выше. Но, конечно, очень многое зависит от маркетинга, от популярности самого спорта у зрителей в США. Потому что как у нас обычно происходит? О, эти ребята будут выступать на Олимпиаде! Но между Играми проходит ещё 4 года, когда мы тоже соревнуемся, и никто об этом ничего не знает. Определённо, фигурному катанию нужно больше рекламы, больше популярности. Чтобы спортсмены могли зарабатывать больше, нужно чтобы сам спорт зарабатывал больше.

Stars on Ice US Tour 2018

«Мне ещё многое хотелось бы сделать для фигурного катания»

Большую часть жизни я провёл в спорте. Пока трудно сказать, чем именно я буду заниматься потом. Сейчас я изучаю статистику и науку о данных. Эти знания можно применять в любой сфере деятельности. Если мне захочется построить карьеру в медицине, продолжить работать в спорте или заняться финансами, статистика и данные везде пригодятся. Сейчас моё будущее довольно неопределённо. Мне ещё многое хотелось бы сделать для фигурного катания. Например, с точки зрения популяризации, системы судейства, так как фигурное катание – очень субъективный вид. Думаю, для повышения объективности можно было бы использовать соответствующие компьютерные программы. Но это всё будет потом, а сейчас я сосредоточен на Олимпийских играх.

Чемпионат мира 2021 в Стокгольме. Photo cred.: Linnea Rheborg / Getty Images

Кстати, в недавнем интервью для премии ISU Нейтан говорил, что в настоящее время занимается постановкой программ для олимпийского сезона. А мы с нетерпением ждём новых соревнований и премьер.