8 мин.

Нейтан Чен: Завершив спортивную карьеру, не хочу жалеть о том, что чего-то не сделал

После уверенной победы на чемпионате США, который в этом году проводился в Лас-Вегасе и не был похож ни на один предыдущий, Нейтан Чен пообщался с американской фигуристкой и ведущей программы Ice Talk Мираи Нагасу. В интервью Нейтан ответил на вопросы о подготовке к чемпионату мира, о четверных прыжках, о своем умении настраиваться психологически, о подходах к постановке программ и о планах продолжить учебу в университете после Олимпиады в Пекине.

Полная аудио-версия на английском языке находится по ссылке. Эпизод The Bubble Championships от 24 января 2021 г.

О тренировочном процессе

«Когда я был ребенком, мои родители были очень требовательными и строгими. Они говорили мне, что делать на льду, настраивали меня, следили за тренировками и за тем, чтобы я выполнял все, что должен. Мы старались проводить каждую минуту на тренировке с пользой», – говорит Чен.

Нейтан отмечает, что такой подход актуален для него и сейчас: «Конечно, мои тренировки сейчас гораздо лучше спланированы, в моей команде гораздо больше людей. Это помогает лучше распределять усилия. Наша работа разделена на периоды, мы больше внимания уделяем планированию. В прошлом у меня было много травм. Я плохо понимал, в каком состоянии находится мое тело, что происходит с ним по ходу сезона. Эти опыт и знания сейчас здорово мне помогают».

Нейтан уверен, что по-настоящему крепкий фундамент, заложенный в детстве, поможет преодолеть немало трудностей в карьере. Говоря о необходимом объеме работы, он высказывает мнение, что, преодолевая определенный рубеж тренировочных часов, нужно более тщательно следить за тем, чтобы все делать правильно и подходить к процессу с умом. «Честно говоря, даже не знаю, насколько еще ты сможешь прибавить после, скажем, 10 000 часов тренировок. Сейчас мой план такой: нужно заботиться о своем здоровье и готовиться как следует, чтобы не остаться без сил на половине программы. Я стараюсь использовать заложенный в детстве фундамент для дальнейшего развития», – рассказал Чен.

О предстоящем чемпионате мира

Отвечая на вопрос о трудностях текущего сезона, вызванных пандемией коронавируса, Нейтан рассказал о том, как изменился его подход к тренировкам.

«Хорошо, когда известны определенные даты, к которым нам нужно набирать форму. Сложность этого сезона в том, что мы даже не знаем, состоится ли чемпионат мира. До него примерно восемь недель, но мы все еще не знаем, проведут ли турнир. Честно говоря, не уверен, что мы узнаем наверняка раньше, чем за неделю до соревнований», – говорит спортсмен.

Однако он старается мыслить позитивно и подчеркивает, что существующие условия равны для всех участников: «Мы все в одной лодке, и преимущества нет ни у кого. Всем спортсменам сейчас нелегко. Думаю, никто особо не горит желанием выходить на пик к соревнованиям, которых может не быть. Особенно учитывая то, что следующий сезон олимпийский. Можно использовать это время, чтобы как можно лучше подготовиться морально и физически к новому сезону. Однако в данный момент мне кажется, что лучший подход – это считать, что чемпионат все-таки состоится. Даже если его отменят, к тому времени большинство спортсменов выйдет на пик формы. К следующему сезону можно готовиться и через более интенсивные тренировки».

Нейтан упомянул и о больших перерывах между стартами, во время которых была возможность сосредоточиться на основах и уделить больше внимания тому, на что не хватает времени в обычный сезон.

«Раньше у нас было где-то две недели между стартами, а этого недостаточно, чтобы перестать делать регулярные прогоны и сосредоточиться на мелких деталях. Когда у тебя в запасе всего две недели, ты только и делаешь, что катаешь программы, – отметил он. – Немного поменялся подход. Думаю, у всех так, и сезон в целом идет своим чередом. Нам повезло, что мы можем тренироваться и выступать в данных обстоятельствах».

О четверных прыжках

На чемпионате США Нейтан Чен исполнил пять четверных прыжков в произвольной программе со степ-аутом на первом из них. В интервью спортсмен рассказал, как готовить себя к программам подобной сложности.

«Сейчас квады уже стали нормой. Их тренируют практически все. Но при этом четверной прыжок – очень коварный элемент. К нему нужно правильно готовить тело, правильно настраиваться психологически. Нужно не бояться и не сходить с ума, когда не получается. Ошибки не редкость, в том числе и на тренировках», – считает спортсмен.

«Перед ЧСША я готовился прыгать пять квадов в программе, но не всегда на тренировках получается так, как задумано. Поэтому нужно все время адаптировать тренировочный план под состояние организма. Если сегодня, например, я могу приземлить только два квада, так тому и быть. Зато я могу поработать над другими вещами, например, над вращениями, дорожками и т.д. А бывают и хорошие дни, когда я чувствую, что могу прыгать больше. И я пытаюсь. Если получается – замечательно, если нет – значит, нет. Нужен рациональный подход. Возможность сделать шаг назад и поработать над тройными прыжками, а это тоже подготовка к четверным, была очень полезна для меня», – считает Чен.

О психологической подготовке

Помимо физической формы большую роль играет и психологическое состояние спортсмена. Ставя перед собой высокую планку и находясь под постоянным грузом ожиданий, нужно уметь настраиваться и выделять из большого потока информации то, что действительно важно, уверен американец.

«Много всего говорят, много всего происходит. Какие-то вещи я пытаюсь игнорировать и пропускать мимо ушей, но от всего не спрячешься. Нужно использовать разную информацию на пользу себе. Когда меня за что-то критикуют, я стараюсь разобраться, где допускаю ошибки и ищу решение. Но когда говорят о чем-то, что я никак не могу контролировать, или о том, что правдой не является, то я просто обсуждаю это, например, с командой или с родителями. Бывают такие глупости порой… Тогда мы просто идем дальше. То, что я действительно могу изменить к лучшему, для меня всегда полезно», – отметил Чен.

«А что касается ожиданий, думаю, они всегда будут. У одних людей свои ожидания на мой счет, у меня свои. Стараюсь не слишком грузить себя чужими ожиданиями и сосредоточиться на том, чего я хочу сам от себя», – сказал спортсмен.

О выборе программ

В мире фигурного катания Нейтан Чен известен не только четверными прыжками. Эксперты нередко отмечают разнообразный и порой смелый музыкальный выбор в его соревновательных программах. Отвечая на вопрос, как ему удается делать любую музыку своей, американец рассказал: «Когда-то я решил для себя, что, закончив спортивную карьеру, я не хочу жалеть о том, что чего-то не сделал или не попробовал. Это касается хореографии и музыкальных жанров в том числе».

«Хореограф предлагает музыку, и я соглашаюсь попробовать. Но когда мы только начинаем работать над постановкой, это всегда обоюдный процесс. Если какие-то движения мне совсем не удобны, мы от них отказываемся и придумываем что-то другое. Это дает мне некоторую свободу. Нет ощущения, что меня заставляют, и я могу выражать музыку так, как я хочу», – сказал Чен и добавил, что всегда открыт для разных стилей и жанров, будь то современный балет, хип-хоп, латина, джаз или что-то другое.

О продолжении учебы в университете

В интервью не осталась без внимания и тема учебы в университете. Нейтан, который в настоящее время находится в академическом отпуске, продолжает свое обучение и прослушивает ряд лекций в других университетах. Вернуться в Йель Чен планирует уже после Олимпиады.

«Мне нравилось, что учеба давала мне дополнительный стимул. Это изменило отношение и к тренировочному процессу. Приходилось постоянно переключаться с одной задачи на другую, это давало возможность разгрузить голову», – рассказал он.

«Учиться было сложно, это не самая сильная моя сторона. Целый семестр у меня ушел на то, чтобы понять, как нужно учиться и готовиться. Было трудно, мне постоянно приходилось догонять других студентов. Конечно, когда я вернусь к учебе после двухлетнего перерыва, эти навыки и привычки будут частично утрачены. Поэтому сейчас я стараюсь не выпадать из учебы совсем и читаю по одной теме в день. Ничего выдающегося или особо сложного, я просто пытаюсь сохранять учебный ритм. Когда я вернусь в университет, уверен, что легко мне не будет, но все же будет не настолько тяжело, как если бы я за эти два года не учился совсем».