Евроболение как эскапизм. Ответ
Вдумчивый ответ на самый скандальный пост дня
Боление и эскапизм - дерзкий провокационный пост, вызвавший не один десяток гневных комментариев. На самом же деле, это классический пример того, как здравая мысль заворачивается в « мутную» оболочку, непонятную большинству читателей.
В сущности, любое человеческое хобби, будь то филателия, историческая реконструкция или страсть к футболу – есть завуалированная форма эскапизма. Человечеству вообще свойственно жить фантомами. Как известно, 70% удовольствия мы получаем от предвкушения события, 20% - от воспоминаний о нем, и только 10 – от непосредственного процесса. Свободны от эскапизма, разве что, бородатые монахи-отшельники, обитающие в дремучих таежных чащобах. Простые же смертные живут эмоциями и страстями.
Именно о них мы и поговорим. А еще о том, стоит ли менять «живое» боление за местные клубы, не хватающие звезд с неба, на дистанционное восхищение европейскими грандами.
Однако перестанем заниматься лукавым поиском окольных путей и перейдем к сути с «парадного входа». Почему большинство современных ценителей футбола считает «боление» односторонним процессом? Допустим, я болею за некий «Клуб». Следовательно, «Клуб» должен мне, как минимум, «зрелищную игру», а, как максимум, еще и «результат». Но почему при этом никто не задается простым вопросом: « а что должен сделать я, дабы именоваться Болельщиком этого Клуба»? Ведь боление – это, своеобразная «дружба» между командой и ее поклонниками. Дружба же может быть только взаимной. Ты мне – я тебе.
Оставим за скобками футбольных хулиганов, дерущихся, как они считают, за «клубные цвета», и рассмотрим обычных болельщиков. Во-первых, любое боление предполагает хотя бы периодическое посещение стадиона и поддержку своей команды «живьем». Во-вторых, материальное участие в жизни клуба путем покупки тех же билетов, абонементов, атрибутики и телетрансляций.
Со вторым пунктом все предельно ясно. Современные средства связи и интернет-магазины позволяют приобретать фирменную клубную атрибутику не выходя из дома. Были бы деньги и желание.
Однако с посещением стадионов все не так однозначно. Безусловно, географическая удаленность и национальная принадлежность не станут препятствием для настоящего болельщика. А суровый воронежский клерк может быть бОльшим «мадридистом» нежели коренной испанец. Однако, в этом случае, он просто обязан хотя бы изредка посещать главную «Мекку» всех «сливочных» - Сантьяго Бернабео. В противном же случае, он – «ряженый мадридист» и, скорее, «любитель футбола», что тоже, в общем-то неплохо и почетно.
Извечная российская дилемма: доступность или качество. Анапа против Паттайи, Fuckel против MU. Примечательно, что большинство делает этот выбор в раннем детстве, с первым походом на трибуны. Мозг ребенка чист и живет эмоциями, а не прагматизмом и поиском качества.
Действительно, смотреть футбол по телевизору – тоже самое, что заниматься сексом по телефону. И это правда. Ни один плазменный экран не позволит оценить всю красоту футбола и размах тактических хитросплетений, зачастую завязанных на невидимых кадру перемещениях и игре без мяча. Не случайно все серьезные специалисты при подготовке к играм предпочитают наблюдать за соперниками воочию, а не довольствоваться записями на dvd.
Но главное даже не в этом. Только на стадионе можно услышать «голос футбола», стать частью коллективной «болельщицкой души» - словом, почувствовать и прочувствовать ту неповторимую атмосферу, которая и делает футбол великой игрой миллионов.
Я хорошо помню 2004й год, финал кубка. Столичные топ-клубы относятся к этому турниру с брезгливой отчужденностью. Но для нас, неизбалованных регалиями и титулами, выход в финал стал настоящим событием. Пятнадцать тысяч на выезде – согласитесь, внушительная цифра. Был в числе этих тысяч и я. Помню как сейчас. Автобусный выезд. Почти два бессонных дня в полусидячем состоянии, рядом с печкой (да-да, мне «повезло» с местом!). Краткие остановки в придорожных забегаловках. Полуночные обсуждения того, где будет играть Каряка и поставит ли Гаджиев в основу Рафаэла. Затем, Красная площадь, правда, перекрытая по случаю концерта «Машины времени», почетный караул, «оккупай» столичного метро… Москва, пусть и на 1 вечер, стала зелено-бело-синей!
А дальше – как в калейдоскопе. Ужасная ошибка обороны, отчаянная попытка Колодина догнать Федькова, брошенный кем-то в сердцах шарф и 15 тысяч плачущих мужчин. И только потом, уже дома, мы узнали, что одна «газель» с нашими разбилась на обратном пути…
Все это до сих пор стоит у меня перед глазами, хотя даже матчи недавнего Евро постепенно стираются из перегруженной играми памяти. Потому что эмоции, пусть даже не всегда позитивные, и сопричастность всегда важнее результата. Сопричастность же появляется только тогда, когда «футбольный адепт» перестает молиться «идолу-сопкасту» и возвращается в подлинный храм футбола, то есть, на стадион. А чемпионства и слава… Что ж, как говорилось в одном известном телесериале: «некоторые рождены страдать, поэтому Red Sox не будут чемпионами». Не верите мне? Спросите болельщиков Брэдфорда.
Но есть и другой, не менее важный аспект. Все мы хотим, чтобы российский футбол прогрессировал и развивался. Да, русский сервис угрюм и ненавязчив, наши арены больше походят на разрушенные войной сараи, а поля - на полигоны для испытания ядерного оружия. Тем не менее, именно спрос рождает предложение. И было бы наивным полагать, что без должного болельщицкого интереса, все стадионы страны разом "модернизируют" и приведут к европейскому образцу.
Я уж не говорю про то, что бытие многих российских команд, являющихся социальной нагрузкой для бизнеса, напрямую зависит от посещаемости. Именно болельщицкие массы спасли зимой 2010го Крылья, а, затем, Томь. И именно их отсутствие погубило "Москву" и Сатурн.
Вот поэтому и обидно… Обидно лицезреть лысеющие сектора российских стадионов, в то время, как группы в социальных сетях, посвященные европейским топ-клубам, наполняются тысячами посетителей. Я нисколько не сомневаюсь, что все эти люди любят и ценят Игру. Так почему же тогда они искусственно ограничивают себя и жертвуют настоящими, нерафинированными эмоциями в угоду «эфемерным результатам»?
Русь, куда ж несешься ты? Почему уходишь со стадионов? Дай ответ! Не дает ответа…
Никита, ты молодец в любом случае!:)
Просто, если у человека есть выбор: смотреть по ТВ или "живьем", то лучше сделать выбор в пользу стадиона. Имхо.
Просмотр по ТВ дает некоторые преимущества. Можно лучше разобрать отдельные эпизоды, посмотреть повторы.
Идеальный вариант: просмотр "вживую", а потом еще в записи по ТВ)
а в реалиях российской экономики спрос рождает предложение, но не повышает качество этого самого предложения
в самом деле, если никто не заинтересован - то и нечего напрягаться, всем пофиг.
а если толпы в очереди стоят - то нафига заморачиваться, и так сожрут
Просто если вы хотите видеть в составе своей команды талантливых игроков, а болеть на комфортабельном стадионе, нужно приучать себя к тому, что надо платить. Вот и все. А ресторанов в городе много. Футбольный же клуб - один (по крайней мере, в Самаре). Я уж не говорю про то, что менять свой любимый клуб на другой как бы... неправильно что ли. Имхо.
Клуб и не должен заботиться о благосостоянии своих болельщиков. Задача клуба дать своим поклонникам:
а) зрелищную игру
б) результаты
Задача же болельщиков за все это заплатить. Ну это же как в бизнесе. Когда вы идете в кино или ресторан, вы платите деньги. Также и здесь.
И чем большим бюджетом будет обладать клуб, тем быстрее он сможет развиваться: приглашать более качественных игроков, повышать зарплаты, стелить хорошие газоны на стадионе, благоустраивать зоны вокруг стадиона и сектора, расширять ассортимент товаров. Все это на руку в том числе и болельщикам.
Но попробуйте посмотреть на проблему с точки зрения клуба, а не болельщика. Какие поклонники нужны команде? Те, которые ходят на стадион, активно поддерживают команду, покупают билеты, абонементы, продукцию? Или те, которые смотрят матчи клуба по бесплатным ссылкам на сопкасте? По-моему, ответ очевиден.
А в игре "пенсионеров" с Казанью за кого болеть будешь?:)
одно дело из Самары мотаться на выезды.
и другое дело из Мухосранска в центре Сибири
это просто НИИБИЧЕСКИ дорого
и ладно бы, раз в год я бы себе подарок и делал, но при условии, что деньги клубу достанутся
так нет же, что такое 300-800 рублей за билет на стадио, если самый дешевый вариант (поезд, плацкарта) до Москвы туда-обратно встанет в 8 тысяч, плюс пять дней на дорогу (опять же, туда-обратно)
а надо еще жрать, жить где-то в ожидании обратного рейса...
платить 10 процентов клубу, а 90 - РЖД, или еще больше Аэрофлоту (к примеру) - это боление?
у меня просто нет такой возможности, я студент, я нищеброд)
конечно, когда мой соцстатус изменится, тогда я постараюсь вырваться
но на данный момент мне отказывают в праве считать себя болельщиком на основании имущественного ценза
как-то странно выходит, не правда ли?
З.Ы. очень хотел, чтобы ЦСКА в кубке играл в Тюмени, все-таки 800 км - это не 3200
не срослось
З.З.Ы. с высказанным в оригинальной статье посылом согласен, в частности, насчет иностранных клубов. с формой - категорически нет
З.З.З.Ы. за простынку сорри