7 мин.

Борьба за чистый спорт, идущая во вред самому же спорту. Как борьба биатлетов с допингом превратилась в сериал

Эпизод I: Casus Belli

К сожалению, биатлон и лыжи являются весьма зависимыми от допинга видами спорта. И наши спортсмены в этих скандалах нередко были замешаны. Иногда даже с одним и тем же препаратом (как после проблем в 2009-м можно было аккурат к Сочи спалиться на том же самом эритропоэтине, который тогда уже устарел?). Поэтому наркотическо-пробочная эпопея с якобы целой программой государственной поддержки не могла не затронуть биатлонную семью. А уж когда подъехал список из 31 подозрительного спортсмена, то можно было заранее брать пиво и чипсы и ожидать страстей.

Эпизод II: Пробуждение силы

Только драма получилась ещё более захватывающей и эмоциональной, чем можно было ожидать. Первым свои переживания не сдержал Арнд Пайффер, очень эмоционально высказав своё отношение ко всему происходившему. Вопрос даже не в том, что он выступил против России - вопрос в том, как радикально он это сделал. Но если немец сам это сделал, то Йоханнесу Бё и Мартену Фуркаду очень помогли журналисты в приукрашивании их слов. Дошло до того, что Фуркаду пришлось аж в русской социальной сети объяснять всю ситуацию. Тут уже пришлось вмешиваться Шипулину и в корректной форме просить всех следить за языком. Что после этого последовало? Правильно, обвинение России в абсолютно всех смертных грехах от чехов. Сначала Иржи Хамза, потом Габи Коукалова, а потом на тропу войны против злого шприца вышел человек, который станет героем третьего эпизода. К счастью, не все решили соревноваться в красноречии: Доротея и Уле высказались сдержанно. Что в итоге произошло? Правильно, именно в этом эпизоде биатлон начал становиться аналогом политического шоу на "России-1".

Эпизод III: Охота на ведьм

В январе борьба с допингом и допинговой системой приняла уж совсем какие-то комические рамки. Сначала мы отстраняем 6 лыжников-олимпийцев, а потом оказывается, что цифры на пробе Легкова перепутаны! Эта ошибка обходится человеку не только в пропущенный Тур де Ски, а в пятно на репутации, которое никакое чистящее средство за 5 минут не выведет? К сожалению, наши и сами не стараются отстирываться, ибо только Белов и Легков решили пойти до конца и нанять немецкого адвоката. 

Ещё бОльшим анекдотом стала борьба биатлетов с плохими витаминками и таблетками. Сначала на орехи получил Александр Логинов. Я отлично понимаю Симона Фуркада, сказавшего, что эритропоэтин просто так в организм не попадает, но Александр отбыл за этот эпизод наказание по всей строгости закона. Хотите не хотите, но по отношению к нему необходимо применять презумпцию невиновности, которая, как мне начинает казаться, по отношению ко всему русскому не работает. В нормальной ситуации Бегю должен был бы ответить за свои слова, но чем это всё закончилось? Осуждающими комментариями Чепикова? Вот в этом и кроется проблема русского спорта: в неумении подтянуть за базар, если выражаться арготизмами. Когда мы научимся затыкать и уничтожать других в суде за их комментарии про нас, то сразу же у нас перестанут отбирать этапы, прекратят отстранять наших спортсменов на основе 90 поцарапанных баночек (вы реально верите, что в ФСБ настолько криворукие идиоты, чтобы они так наследили?) и перестанут писать гневные комментарии в нашу сторону в социальных сетях. Заметьте, Джастина Гэтлина и Тайсона Гэя никто в лёгкой атлетике не оскорбляет, хотя они не лучше Логинова.

Но на этом борьба биатлона с грязью не завершилась. Михал Шлезингр внезапно стал аналогом Джузеппе Гарибальди и Эрнесто Че Гевары вместе взятых, ибо так яро народ ещё никто не вёл. Взял человек и мгновенно встал на тропу борьбы с допингом! Удивительно, но Шлезингр стал выступать в прессе с того момента, как у Нове-Место-на-Мораве появился шанс заменить Тюмень в качестве хозяйки ЧМ-2021. ВОСХИТИТЕЛЬНОЕ СОВПАДЕНИЕ, ПРЯМО ЗВЁЗДЫ ТАК ВЫСТРОИЛИСЬ! Правда, оказалось, что на сочинение торжественных речей о пагубном влиянии допинга и составление петиций об ужесточении правил требуется много времени, поэтому некогда биатлет уровня топ-10 просто забил на сам биатлон. А как вы ещё объясните такие результаты на последних этапах? Да, Михал и в прежнем сезоне сильно сдал, но сегодняшнее положение дел ещё хуже.

Да и чех оказался не таким уж и ярым воином, готовым идти до конца. То же требование Бабикова о раскрытии тайн TUE Михал постеснялся включить в петицию:

Заявление, может быть, и верное, но Шлезингр почему-то забыл, что IBU в принципе не обязан принимать каких-либо петиций. Хоть это будет требование кормить всех лазаньей, хоть требование раскрыть все TUE. И где же этот мятежный дух? Настоящие революционеры не боятся никаких преград и запретов! Робеспьер положил голову за свободу французского народа, Гарибальди был дважды сослан на Капреру за неудобные высказывания, а Мао прятался в горах за развязанные восстания! Михал же боится пункта о каком-то жалком TUE! Подумаешь, это нарушает принципы частной и конфиденциальной информации - но юридические препоны не должны стоять на пути чистоты спорта!

А если очень серьёзно: лично ваш автор не против TUE как такового, ведь спорт реально калечит. Но я против выписывания препаратов под липовыми предлогами. Мне до сих пор никто не объяснил, как преднизон лечит кишечник (зато он обалденно стимулирует кору надпочечников) и чем дексамфетамин так хорош в качестве лечения СДВГ. Я хоть и не медик, но за 15 минут могу узнать, от чего лечит тот или иной медикамент. Поэтому открытая система TUE снизит риск мошенничества. Но все почему-то трусливо прячутся под предлогом "нарушения тайны частной переписки".

Этот эпизод оказался переломным, т.к. именно здесь уже сами спортсмены стали уделять политике намного больше времени, чем самому спорту. Причём они пошли почти на радикальный шаг, ведь в середине сезона никто ещё в истории биатлона не начал выдвигать требования федерации и создавать петиции. Дворцовым переворотом или революцией это тяжело назвать, но на митинг оппозиции это весьма похоже. А если в спорте начинается противостояние правильных и неправильных, то это приводит только к разрушению.

Эпизод IV: Империя наносит ответный удар

Не знаю, на что рассчитывали ребята, но IBU, конечно же, не принял петицию. В день, когда Надин Хорхлер сенсационно победила, а Шемпп и Свендсен устроили убойное сражение на финише, всех интересовал именно конгресс. Плевать на борьбу, результаты и очки - дайте нам скандалов, дайте нам заседаний! Чего хотели - того и получили: заседание прошло, 22 биатлета оправданы, Логинову можно хоть на Олимпиаду отбираться, а конформистскую петицию отменили. Разом на все важные вопросы ответили. Только вот ответы не всем понравились. Особенно по поводу последнего. В шоке были даже Уле с Дашей:

Понятно, что Шлезингр, Бэйли и Мартен тоже от радости плясать не стали. К сожалению, тут подключился Александр Круглов, мастер провокационного заголовка и ужасных оскорблений. Человек, который издевался над Джоном Джонсом, сделал наиотвратнейший материал с удивительным заголовком и не менее удивительным содержимым. На одном из крупнейших спортивных ресурсов страны. Человек, который не так давно брал интервью у тех же Мартена или Коукаловой. В итоге он борьбу за чистый спорт официально переквалифицировал в борьбу против России, хотя тот же Фуркад несколько раз говорил до этого, что он не против русских биатлетов и хочет увидеть доказательства причастности их вины. А ваш автор в очередной раз удивляется, как в крупных СМИ пишут такие люди, зато более талантливых людей не берут (лично я слышал не одну такую историю). И потом других вводят в заблуждение, а у тех формируется неверное представление о спортсменах.

Эпизод V: Кто в доме хозяин?

IBU уже пришлось сделать хоть что-то, чтобы утихомирить всех:

Нужно ли ужесточать антидопинговые меры? Да, необходимо, чтобы биатлон перестал ассоциироваться с эритропоэтином и спреями от астмы. Но зачем нужно было устраивать такое представление? Зачем нужно было угрожать бойкотами, зачем нужно было сваливать все шишки на одну страну? Сейчас уже воюют не с Россией (кроме Иржи Гамзы, но там отдельный случай), а с допингом в мире, ибо оказалось, что плохие витаминки существуют не только у нас. Зачем нужно было раскачивать биатлонную семью радикальными высказываниями? Жаль, что здесь нет штрафа за неуместные комментарии, как это делается в английском футболе. Гамза бы уже разорился за фразы о "работе на российскую пропагандистскую машину". А страшнее ещё то, что эта война может не закончиться, если какую-то группу спортсменов не устроят результаты конгресса IBU. Тогда спортсмены вообще перестанут думать о тактике хода и поправках на ветер и начнут учить юридические термины. Я, конечно, за развитие в разных областях, но не в ущерб же основному занятию!

Как вы думаете, чем закончится борьба спортсменов с IBU? Логичны ли их требования? Не убила ли у вас интерес к самому биатлону вся эта ситуация?

P.S. К счастью, в Антерсельве было не только заседание IBU, но и потрясающие гонки. Итоги спортивной части Антерсельвы можно прочитать здесь.